Богач, бедняк...
БРИЛЛИАНТЫ С МОТОРОМ
Для большинства покупка автомобиля - всего лишь стремление сделать жизнь более комфортной, желательно за умеренную плату. Но есть машины, за чей дизайн, технические параметры и (что немаловажно!) имя выкладывают... стоимость виллы на берегу теплого моря.
Чтобы войти в элитарный список производителей самых дорогих, а значит, сверхпрестижных авто, фирма запросит с покупателя не меньше четверти миллиона долларов. Именно за такую сумму выдадут, например, ключи от "Феррари-575М Маранелло" - броского родстера, который, в угоду толстосумам, неплохо приспособлен для повседневного дефиле по улицам... конечно, не любым. Прекрасно подойдут, например, мостовые Монте-Карло.
Фирма "Феррари" знает толк не только в конструировании и дизайне: здесь умело создавали имидж лучшего в мире производителя спортивных автомобилей - для тех, кто изнежен комфортом. Ради таких клиентов можно немного и отойти от канонов жанра.
Не хотите подпрыгивать на каждой кочке? У "575М Маранелло" адаптивная подвеска, изменяющая жесткость в зависимости от дорожных условий: диковина для спортивного суперкара. Боитесь "строгих" спортивных кресел? Забудьте о них - в салоне кремовая кожа от корифеев "отделочного жанра" - фирмы "Конолли". Ну и, конечно, в машине есть кондиционер. Однако "575М Маранелло" вовсе не имитация спорткара. Пару раз в год иной хозяин пустит в галоп пятьсот с лишним "лошадей" и, перебрав шесть передач кнопками на руле, умчит за горизонт быстрее 250 км/ч...
Но прикатить в красном родстере на деловую встречу, пожалуй, несколько легкомысленно. Для этой цели лучше подойдет такой седан, как "Майбах": квинтэссенция современных технологий, роскошные отделочные материалы и, конечно, легендарное имя. За все это с готовностью выкладывают около 400 тысяч евро. Первые десятки машин уже расписаны по клиентам.
Вожделенное лакомство для поклонников "классики" - кабриолет "Роллс-Ройс Корниш" - типичный пример непрактичности многих дорогих машин и их хозяев. При длине 5,5 метра "Роллс" не просторнее среднестатистического седана 4,5-метровой длины, в багажник влезает пара чемоданов среднего размера, 7-литровый мотор хоть и модифицирован, но ведет родословную с 60-х годов. Автомобиль, стоивший 364 тысячи евро и недавно снятый с производства, стал последним чистокровным "Роллс-Ройсом", носителем аристократического духа середины XX века. Новейшую историю фирмы пишет БМВ.
Те компании, у кого под крылом нет раскрученной престижной марки с богатой родословной, реанимируют знаменитые в прошлом имена.
"Фольксваген" уже не первый год готовит почву для выпуска суперавтомобиля "Бугатти". Череду концепт-каров наконец-то прервет "Вейрон" - серийное купе среднемоторной компоновки. Кузовные панели из алюминия и карбонового волокна, мотор мощностью 1001 л. с. с моментом 1250 Н.м; "максималка" - 405 км/ч; разгон до 300 км/ч за 14 секунд обойдутся покупателю в 750 тысяч евро. К ним добавятся расходы на страховку, которые составят в Европе еще около сотни тысяч!
Но современному "Бугатти" не под силу тягаться с исключительностью коллекционных экземпляров: ими, словно бриллиантами или полотнами знаменитых художников, украшают коллекции. Творение Этторе Бугатти "Тип 41 Ройял": 6-метровый красавец с 12,7-литровым двигателем в 20-х годах планировали выпустить в количестве 25 экземпляров. Построили лишь шесть, все они сохранились. Последний раз один из "Бугатти-Тип 41" "засветился", когда поменял хозяина: некий британский коммерсант и коллекционер потратил на покупку 15 млн. долларов! Ему достался автомобиль 1931 года, почти новый - с пробегом... 8 тыс. км.
ФРАК НАРОДА
Идеей постройки дешевого, доступного миллионам народного автомобиля в разное время "болели" почти все производители и конструкторы. Например, в 1922 году американская фирма "Бриггс энд Страттон" выпускала открытый автомобильчик на электротяге (!) "Ред Баг Бакбоард", который можно было приобрести за... 125 долларов! С учетом инфляции эта сумма эквивалентна сегодняшним 1130 долларам. "Ред Баг Бакбоард" и по сей день числят самым дешевым автомобилем мира.
Сегодняшние лидеры - в основном выходцы из бывших стран соцлагеря. Так, румынскую "Дачию-1310" - близнеца "Рено-12" образца 1969 года до недавних пор можно было купить за 3000 долларов. Самый дешевый румынский автомобиль снискал признание на родине благодаря простоте конструкции и ремонтопригодности. Более современная "Дачия Супер-Нова" - клон "Пежо-309" с мотором, удовлетворяющим нормам токсичности Евро II, стоит около 5000 долларов.
Дешевые машины стучатся в двери зажиточной Европы, и небезуспешно. Первая в очереди - малайзийская фирма "Перодуа". Ее модель "Ниппа", копирующая снятый с производства "Дайхатсу-Мира", можно купить в Старом Свете менее чем за 6500 долларов. Примечательно, что в базовую комплектацию "Ниппы" входит подушка безопасности водителя, а за небольшую доплату можно получить АБС и даже разнообразные электроприводы.
Дешевая рабочая сила плюс покупка лицензий на устаревшие модели - испытанный рецепт для промышленности развивающихся стран, взятый на вооружение, например, Индией. Крошечный, менее чем 3,5-метровый "Марути-800", созданный при поддержке "Сузуки", уже не один год вне конкуренции на индийском рынке. До 5000 долларов стоит версия в спартанской комплектации с 45-сильным мотором объемом 0,8 л. Любопытно, что более 80% продаваемых в Индии машин относятся к так называемому "эконом-классу" - объем их моторов не превышает 1,4 л. Подавляющее большинство таких машин - именно "Марути-800".
Возможно, в скором времени ряды производителей самых дешевых авто пополнят еще несколько фирм. Китайский рынок, уже поглощающий более миллиона автомобилей, ждет машину дешевле 5000 долларов. По слухам, некий предприниматель уже вложил в производство таких авто значительные средства.
Азиатской идее вторит югославская фирма "Застава", имевшая некогда опыт работы даже на рынке США. Модель "Юго" в середине 80-х стоила за океаном всего 3900 долларов. Теперь "Застава" намерена вернуться в Америку с компактной моделью за 4500-6000 долларов.
Но все же российские машины - вне конкуренции! Наша "Ока" ценой около 1800 долларов по этому показателю недосягаема для европейских и американских производителей. Ничего удивительного: небогатые (мягко говоря!) рабочие делают машины для таких же потребителей.
О дорогущих эксклюзивных машинах слагают легенды и пишут толстые книги. Без них автомобильный мир был бы слишком скучен. Однако создать недорогую машину и найти на нее миллион покупателей отнюдь не проще, чем сбыть коллекционный бриллиант на колесах.
Шестисотсильный монстр "Салин-S7" с 7-литровым "фордовским" двигателем сегодня одиниз самых редких и дорогих в мире. Ежегодно такие машины могут приобрести за 400 тыс. долл. всего около сотни американцев.
"Роллс-Ройс Корниш" с интерьером в стиле знаменитого "Сильвер Гоуста" начала ХХ века наверняка повторит его историю: лет через 20 автомобиль, купленный за 364 тысячи долларов, станет еще дороже.
Оснащенная 42-сильным мотором "Перодуа-Ниппа" сэкономит деньги и после покупки, расходуя в среднем 5,3 л топлива.
Один из самых доступных автомобилей мира - "Марути-800" выпускают с минимальными косметическими изменениями с 1984 года.