ZAZ Chance и Renault Logan: Оружие пролетариата

Пролетарий нынче уже не тот. Он передвигается на автомобиле, пусть и недорогом. Он не выворачивает булыги из мостовой, не кует орала из мечей, а в качестве оружия предпочитает «автомат».

И это вместо такого родного и привычного лома. Ну, ладно, ладно... Не лома – рычага. Рычага коробки передач. Все потому, что пролетарий − житель городской. А в полисах и мегаполисах в наше время, сами знаете что, − пробки! И для борьбы с ними «автомат» – средство, как нельзя более подходящее.

В предыдущих номерах: VW Polo Sedan vs Renault Logan (2:1)

Volkwagen Polo cтал первым и на момент того теста единственным конкурентом Renault Logan в cегменте доступных автомобилей. Амбициозный и более современный новичок, Polo легко обошел в очном соревновании патриарха бюджетников – Renault Logan, у которого из преимуществ фактически остались лишь просторный салон и объемистый багажный отсек. В том же, что касается динамики, управляемости, удобства рабочего места водителя, качества материалов, использованных в отделке салона, дизайна интерьера и экстерьера, Volkwagen оказался на голову выше своего соперника.

Представили

Долгое время автоматическая трансмиссия оставалась предметом, недоступным для покупателей бюджетных машин. Получалась классовая сегрегация: нет денег на автомобиль подороже – дергай «мешалку». А с нынешними пробками сей процесс доставляет удовольствие все меньшему количеству людей. Тут уже и до классовой ненависти недалеко. Но «автоматы» потихоньку начали появляться и на так называемых народных автомобилях. У Renault Logan российской сборки версия с АКП добавилась к модельной линейке в конце 2010 года – спустя пять с половиной лет после начала производства машины на московском «Автофрамосе». Автомобиль с, как бы это помягче, непростой судьбой – ZAZ Chance – дожидался «автомата» еще дольше – семь лет, если считать с момента начала производства Chevrolet Lanos (бывшее название модели) в Запорожье. «Шансы» с автоматическими коробками начали сходить с конвейера в конце прошлого года и вскоре добрались до российского рынка, что и послужило отличным поводом устроить тест этих двух «дорогих малобюджетников».

ZAZ Chance 1.4 SX, АКП (419 000 руб.) и Renault Logan 1.6 Prestige, АКП (524 300 руб.)

Впрочем, дороговизна – понятие относительное. По сравнению с версией, оснащенной механической коробкой и 1,3-литровым мотором мощностью 70 л.с., наиболее доступный ZAZ Chance с «автоматом» и 101-сильным движком объемом 1,4 л стоит заметно дороже. Но при цене 349 000 руб. он является одним из самых доступных автомобилей с АКП на нашем рынке. К слову, 1,4-литровый двигатель производства General Motors стал самым мощным в линейке силовых агрегатов ZAZ Chance – он на 15 л.с. мощнее бывшего прежде топовым мотора объемом 1,5 л.

А вот Renault Logan с коробкой-«автоматом» и 1,6-литровым двигателем стоит минимум 443 500 руб­., причем без кондиционера, за который надо доплачивать. С таким ценником он уже едва ли может претендовать на звание народного автомобиля. Да и выбор машин, которые можно приобрести за эти деньги, не так уж мал. Среди конкурентов – оте­чественный бестселлер Hyundai Solaris и его собрат по питерскому конвейеру Kia Rio, а также Chevrolet Aveo. Все они выглядят намного привлекательнее чемоданообразного Renault. Поэтому неудивительно, что «автоматизированный» Logan пользуется ограниченным спросом.

Посмотрели

Сегодняшние соперники далеко не красавцы. «Француз» таким и был задуман, поскольку проектировался как бюджетный автомобиль, в котором внешностью сознательно пожертвовали в угоду дешевизне и функциональности. Последний «Шанс» тоже бюджетен. Но его все же рисовали в ателье ItalDesign, и оттого он получился не столь унылым. Правда, создавалась внешность Chevrolet Lanos еще в эпоху мыльного биодизайна, и сегодня он выглядит откровенно устаревшим. Короче говоря, по экстерьеру оба «средства передвижения» достойны друг друга.

Белые шкалы приборов выглядят издевкой над динамикой разгона
Одно из любимых французами извращений – кнопка звукового сигнала в торце подрулевого рычажка
Кнопка сбоку от сиденья включает его обогрев. При закрытой двери воспользоваться ею проблематично

Интерьерщикам в тот день, когда они занимались Logan, толстая французская повариха навалила в столовке несвежей лягушатины, и они от расстройства вывернули салон несчастной машинки наизнанку. Иная причина для всех этих французских извращений мне в голову не приходит. Вот скажите, может человек, не употребляющий в пищу амфибий, додуматься разместить джойстик регулировки зеркал под (!) рукояткой ручника? Впрочем, их можно понять: если бы меня заставили сожрать лягушку, я бы от обиды вообще руль в багажнике поставил...

Апофеоз эргономического абсурда – регулировка наружних зеркал под рукояткой «ручника»

Для проверки досягаемости второстепенных органов управления французские парни явно использовали гориллу. У приматов руки длинные, и им в отличие от хомо сапиенсов не составляет труда дотянуться до отлого расположенного где-то внизу центральной консоли блока управления климатом. В сочетании с высокой и неудобной посадкой аттракцион по настройке температуры или включению режима рециркуляции по-настоящему «доставляет», как теперь говорят в интернетах! Кстати, само управление заслонкой рециркуляции тоже на редкость вычурно и неудобно. После этого расположение клавиш стеклоподъемников на центральной консоли и кнопки звукового сигнала в торце подрулевого рычажка уже кажутся невинными забавами.

Простор сзади – пожалуй, главное достоинство Logan
Примитивизм в абсолюте: крышка багажника снабжена обычной витой пружиной

Отдельно повеселили белые циферблаты. Обычно такое оформление используется на спортивных автомобилях, «горячих» хэтчбеках и прочих заряженных штучках. На Renault Logan эти приборы выглядят откровенной насмешкой: «Сейчас как поедем!» Ага... Это с древним, как отложения мамонта, мотором, который с 1,6 л рабочего объема выдает аж целых 103 л.с., и с не менее допотопной 4-ступенчатой гидромеханической коробкой. Ну-ка, буржуи на «Кайенах», расступитесь − мы тут с «Логаном» мчимся! И у нас есть «автомат»!

Вот чего у Renault Logan не отнять, так это простора на заднем сиденье. Внутри этой коробочки действительно свободно. А за вместительный грузовой отсек Logan можно смело рекомендовать для перевозки урожая с небольшого французского виноградника. Да и сок можно гнать, не отходя далеко от своего автомобиля, – огромные петли крышки багажника легко использовать в качестве импровизированного пресса.

Тахометр положен лишь топовой версии
Было время, когда регулировка зеркал рукояткой из салона казалась прогрессом, но сейчас такой анахронизм вызывает лишь раздражение
К сиденью и диапазонам его регулировок претензий нет. Удобно устроиться не дает нерегулируемая рулевая колонка

После Logan интерьер Chance воспринимается практически как образец консервативной классики. Убого, зато все на своих привычных местах. Что, несомненно, радует. На этот консерватизм можно списать даже откровенную дешевизну материалов отделки. А еще прикрученную намертво (в смысле – лишенную каких-либо регулировок) рулевую колонку. Для логической завершенности остается только законтрить на весь срок эксплуатации автомобиля регулировки сидений. Ну чтобы уж совсем – как сумел, так и сел. А сесть все равно получается, только противоестественно скрючившись – чтобы хоть как-то доставать до нерегулируемого по вылету руля. Плюс педали по-сиротски жмутся друг к другу и зачем-то сдвинуты вправо. Наверное, поближе к печке! Но сама «буржуйка» бессмысленно и беспощадно греет лишь правую ногу водителя, оставляя левую прозябать в вечной мерзлоте.

Багажник и лючок бензобака открываются напольными рычажками
Места для ног у задних пассажиров, как говорится, впритык
Задние стекла опускаются вручную и лишь чуть больше, чем наполовину

Вдобавок ко всему с ретростилем в Chance уж слишком переборщили. А винтажный селектор «автомата» не вписывается даже в этот старомодный интерьер. Панель приборов и подавно – образец стяжательства. Даже одометр из соображений экономии сделан по старинке – механический, с вращающимися барабанными циферблатами, как у приснопамятного арифмометра «Феликс».

Прокатились

На ходу «французику» удалось немного реабилитироваться в наших глазах. Главным преимуществом Renault Logan перед соперником стала удачно настроенная подвес­ка. Достаточно собранная и энергоемкая, она обеспечивает высокий уровень комфорта даже на наших далеко не идеальных дорогах. При этом и управляемость вполне сносная. Образцовой ее, конечно, не назовешь, но автомобиль ведет себя понятно и предсказуемо. А на руле чувствуется внятная обратная связь – намного лучшая, чем у корейско-украинского «запора».

Renault Logan

Чтобы похвалить Logan за разгонную, надо быть законченным вруном и циником. Динамика так себе. В городе ее почти хватает, но на трассе на скоростях выше 100 км/ч чахлый силовой агрегат и угловатый кузов снижают ускорение до уровня, близкого к погрешности измерений. «Автомат» Renault в меру нерасторопен и почти не допускает рывков при переключениях передач. Но логика его работы «прихрамывает на обе ноги». Так что не грех погонять передачи вручную – благо такой режим у коробки есть.

Запорожское изделие «сливает» москальскому Renault в одни ворота. Более мягкая подвеска, хотя и обеспечивает неплохую плавность хода и даже относительно пристойно справляется с неровностями, ведет себя чересчур расхлябанно и допускает раскачку там, где у Renault нет на нее даже и намека. Настройками подвески обусловлены и довольно заметные крены в поворотах и запаздывания на действия рулем.

ZAZ Chance

«Автомат» у Chance, пожалуй, пошустрее логановского. Но особых преимуществ «Запорожцу» это не дает. Динамика разгона остается более-менее приемлемой лишь на небольших скоростях. Уже после 60−70 км/ч силовой агрегат производит больше шума, чем полезной работы: мотор истошно вопит, а ускорение остается скромненьким. Да и управлять динамикой на ZAZ Chance менее удобно. Тормоза посредственные по эффективности и информативности и ко всему прочему лишены ABS. Вот и получается, что у автомобиля говорящее имя: кое-какой Chance избежать аварии у него есть...

Приценились

На версии с «автоматом» 16-клапанный мотор Renault на 1 л.с. мощнее, чем у машин с «механикой»
Расположение блока управления системой вентиляции и отопления крайне неудачно
Клавиши задних стеклоподъемников приютились на центральном тоннеле

Renault Logan уже не так близок к народу, как прежде. Более-менее доступными остаются лишь младшие версии. Так, Logan с мотором 1.4 и «механикой» в базовой комплектации Authentique стоит 338 000 руб. Но за эти деньги покупатель получает совершенно пустую машину, не оборудованную даже гидроусилителем руля, за который предлагается доплатить 13 000 руб. Побывавший у нас на тесте Logan в комплектации Prestige являет собой полную противоположность апологету скаредности Authentique. Больше того, «наш» Logan был оснащен еще и дополнительными опциями: 15-дюймовыми легкосплавными колесными дисками, кожаной обшивкой руля и селектора АКП, аудиосистемой с MP3 и окрашен металликом. Вместе с ними собираемый в нашей стране «народный» автомобиль потянул на совершенно ненародную цену 524 300 руб. Впрочем, Renault Logan с «автоматом» можно приобрести и дешевле. Комплектация Expression оценивается в 443 500 руб. Правда, за кондиционер в этом случае придется доплатить еще 25 000 руб.

Регулировка руля по высоте доступна начиная с комплектации Expression
Подогрев передних сидений – опция, доступная на дорогих комплектациях Logan
Управление климатом архаично, зато абсолютно понятно и достаточно удобно. А главное – находится «под руками»
Электропривод передних стеклоподъемников – это принадлежность топовой комплектации «Шанса» – SX
Задние стекла на всех версиях ZAZ Chance поднимаются/опускаются только вручную – посредством вращающихся рукояток
Джиэмовский EcoTec хорошо известен по Opel Astra

Поставляемый к нам «из-за кордона» украинский ZAZ Chance намного демократичнее. С 1,3-литровым мотором, ручной коробкой и в самом недорогом исполнении S он оценивается всего в 267 000 руб. Конечно, он тоже пуст, как барабан или как Renault Logan Authentique. Но у Chance припасен «козырь в рукаве»: за все еще вполне разумную цену в 285 000 руб. уже можно приобрести такую машину с аналогичным силовым агрегатом, но в версии SE, укомплектованную кондиционером, гидроусилителем руля и противотуманками. Если же наличие автоматической коробки является непременным условием, то за ZAZ Chance придется выложить уже минимум 349 000 руб. Разумеется, тоже за абсолютную «пустышку». Более оптимальная комплектация SE дороже сразу на 50 000 руб. Ну а топ-версия Chance SX с «автоматом» и входящими в оснащение кондиционером, гидроусилителем руля, водительской подушкой, центральным замком и передними стеклоподъемниками уже переваливает психологически важную отметку в 400 000 целковых – за нее надо отдать 419 000 руб.

Итог

Александр Столяров, редактор:

– Если уж приходится покупать недорогой автомобиль, хочется заплатить поменьше. Так что с этой точки зрения преимущество на стороне более дешевого ZAZ Chance. Поэтому, доведись мне выбирать из двух героев сегодняшнего теста, я бы предпочел сэкономить. С другой стороны, для кого-то решающим фактором при выборе бюджетного автомобиля являются простор в салоне и вместимость багажника, а здесь выигрыш за Renault Logan. Но, если бы мне и впрямь пришлось покупать подобную машину, я присмотрелся бы к конкурентам...

Константин Васильев, редактор:

– Конструктивно Chance на пенсии, да и качество сборки не ахти. Подвеска мягче, чем у Logan, но работает шумно и расхлябанно, навевая ощущение подержанного автомобиля. Renault собраннее, понятнее. То же самое можно сказать о коробках передач. Управлять разгоном на Logan проще. На трассе четырех диапазонов маловато. У Chance коробка тоже 4-диапазонная, но найти с ней общий язык не удалось и в городе: не попадают передачи в нужный диапазон оборотов. Несмотря на заметную разницу в стоимости, я бы предпочел Logan.

Подпишитесь на «За рулем» в