Минские каникулы
В столицу Белоруссии я выехал в 8 утра, чтобы прибыть туда засветло. Мой путь лежал по трассе М1. Погода, которая поначалу радовала, резко испортилась. Впрочем, синоптики предупреждали о сильном снегопаде и, к сожалению, на этот раз не обманули. Между тем Multivan неотвратимо двигался на запад, и вскоре уже промелькнул подмосковный Можайск. А дальше как-то незаметно пересекли границу Смоленской области. Между тем погодные условия ухудшались, как, впрочем, и само дорожное покрытие. И все чаще стали попадаться сгрудившиеся на обочинах с включенными аварийными сигналами автомобили – свидетельства мелких и крупных ДТП. Чтобы не попасть в такой переплет, будьте внимательнее на дороге. Иначе путешествие может обернуться неприятными хлопотами.
На одном дыхании проезжаем Гагарин, а затем и Вязьму. Совсем скоро Смоленск. В этом городе я ни разу не был. К сожалению, и сейчас мне не удалось его рассмотреть даже издалека – до него еще 20 км пути. По мере приближения к Белоруссии чаще стали встречаться палатки и вагончики с рекламными пестрыми вывесками с предложением о продаже страховых полисов, действующих на территории республики. Перед въездом в страну желательно его приобрести. Купить страховку можно и в Беларуси, но она там стоит 20 евро, а на российской территории просят всего 520 рублей. «А что может произойти, если ее не будет?» – спросите вы. Да ничего особенного. Просто, если вас остановит белорусская дорожная полиция, придется заплатить штраф в размере 200 евро. Правда, забегая вперед, скажу, что за все время пребывания на белорусской территории меня ни разу не остановили. Да и на дорогах полицейские пикеты встретились только пару раз.
Наша заграница
Вот она демократия в действии. Буквально с 1 января 2012 года границу между Россией и Белоруссией сделали открытой. О ее пересечении напомнила лишь придорожная вывеска с надписью «Рэспублiка Беларусь», продублированная на английском языке. Про здешние дороги я был наслышан еще в Москве, и, признаться, реальность меня приятно удивила: загруженность низкая, а качество полотна довольно высокое. И, самое главное, на большинстве участков максимальная скорость ограничена 120 км/ч. Патрульных машин на трассе вы не увидите, зато обочины пестрят напоминанием о том, что на данном участке дороги ведется видеонаблюдение. Впрочем, со слов местных жителей, можно совершенно спокойно ехать с превышением до 20 км/ч – камеры настроены на рубеж в 140 км/ч.
А еще после унылого пейзажа российской глубинки с покосившимися заборами вокруг заброшенных домов Белоруссия порадовала крепкими жилыми постройками, вспаханными полями и зеленеющими озимыми, а также чистотой на обочинах…
Вот и Минск. Во время Великой Отечественной войны город был практически полностью разрушен и затем отстроен заново. Поэтому в центре преобладают здания, выполненные в стиле сталинского ампира. На их фоне очень гармонично смотрятся сохранившиеся до наших дней не столь многочисленные памятники архитектуры, построенные в конце или начале прошлого века, и суперсовременное здание вокзала. Еще радует то, что в Минске не так много людей, нет той московской суеты и суматохи. Тем, кто устал от скопления народа, советуем посетить парк Янки Купалы. Там не только уютно и спокойно, но и красиво – живописные аллеи с фонтанами, множество сюрреалистических скульптур.
Даже если вы отправились в путешествие спонтанно, место в гостинице найдете всегда. Но лучше побеспокоиться об этом заранее, заказав жилье предварительно. Неплохо в Минске и с питанием – в местных кафешках туристы смогут поесть вкусно и недорого.
На запад
Через пару дней пребывания в Минске в поисках исторических достопримечательностей мы отправились на запад. Там, в 90 км от белорусской столицы, расположились два населенных пункта: Мир и Несвиж, известные своими средневековыми замками. Оба являются местом паломничества туристов из разных регионов Белоруссии, а также сопредельных государств – России, Польши, Латвии, Литвы и Украины. Правда, настоящим ценителям вряд ли понравится недавно отреставрированная глянцевая внешность этих замков. Вместо заветной старины они «попахивают» этаким новоделом…
Домой из Минска решили возвращаться через Витебск. В этом областном центре многое напоминает о его героическом боевом прошлом: памятник погибшим воинам, стела-трезубец, образцы самоходок и танков, пушек, а также самолетов и вертолетов времен Великой Отечественной войны. Эти экспонаты, установленные под открытым небом в парке Победителей, ежедневно собирают тысячи горожан и гостей. Даже в вечернее время здесь многолюдно. Однако долго задерживаться в Витебске мы не стали – завтра с утра пораньше следует отправляться в обратный путь. Наше первое путешествие в Белоруссию закончилось, но, судя по всему, оно не станет последним.
Стоимость проживания и питания
Двухместный номер в гостинице среднего уровня стоит 3000 руб. в сутки. Есть номера в два раза дешевле, со всеми удобствами, правда, где-нибудь в спальных районах или с более скромной обстановкой. В Интернете много частных предложений – от 1000 руб. Шикарные апартаметы в 5-звездом отеле обойдутся в 9000 руб. В общем, выбор есть. С питанием также проблем нет. Еда здесь сытная, вкусная и недорогая. Например, обед на двоих с пивом в кафе «У Франциска» на проспекте Независимости обойдется в 1000 руб. На периферии цены еще ниже. А местная кухня весьма популярна у российских туристов. Расчет в кафе и ресторанах, как и в гостиницах, только в местной валюте. С этим здесь строго.
Почем топливо?
Перед пересечением белорусской границы не спешите заправляться до полного бака. Дело в том, что стоимость горючего в дружественном государстве заметно ниже, чем в России – примерно на 25–30%. Причем цены на всех заправках одинаковые. И, что немаловажно, на любой АЗС вас рассчитают как за местную валюту, так и за российские рубли. И даже за американские доллары и евро...
VW Multivan TDI 4motion Highline
Полноправный компаньон нашего путешествия – VW Multivan. И это не оговорка. Автомобиль настолько дружелюбен к экипажу, экономичен и универсален, что лучшего транспорта для дальних поездок и желать сложно. Он вмещает семь человек. А благодаря отменной трансформации салон может преобразиться в спальню, киноконцертный зал или деловой офис. 2-литровый турбодизель (180 л.с. и 400 Нм) позволяет машине многое и при этом не просит большого количества топлива. А полноприводная трансмиссия в сочетании с 7-ступенчатой коробкой DSG добавляет уверенности в управлении.
Вердикт
Сергей Федоров, редактор:
– Перед поездкой в Беларусь коллеги и друзья предупреждали меня: «Минск был полностью разрушен во время войны, а отстроен заново только после ее окончания. Поэтому никаких значимых исторических достопримечательностей там не сохранилось...» И это действительно так. Но я не пожалел, что поехал. Говорят, что ожидание праздника всегда лучше самого праздника. Также и для меня важнее само путешествие, дорога с изменяющимся за окном пейзажем, обычаи и нравы местных жителей, иные флора и фауна, нежели конечный пункт назначения. Да и дорога оказалась недлинной... Кстати, в Минске я прекрасно провел время. Понравилось то, что здесь нет такого скопления людей, как в Москве. Никто не спешит, а главное, мало машин и в городе, и за городом. В общем, рекомендую...