XIX Олдтаймер-Галерея: антиквариат и старинные автомобили
В этом году один из старейших музеев России - Политехнический музей отмечает 140-летие со дня своего основания. В связи с этим музей выставил на Олдтаймер-Галерее некоторые из своих уникальных экспонатов периода дореволюционной России. Это мотоцикл «Россия» и автомобиль «Русско-Балтийский» Тип К 12/20, который является единственным легковым автомобилем этой марки, дошедшей до наших дней. Автомобиль выпустило в 1911 году акционерное общество «Русско-Балтийский вагонный завод», или сокращенно Р.Б.В.З. Это акционерное общество было основано в 1874 году в Риге. Обладая большими финансовыми ресурсами и мощной производственной базой, общество занималось выпуском сложной для своего времени техники: керосиновых двигателей, железнодорожных вагонов, аэропланов, сельхозмашин, а с 1909 года и автомобилей нескольких моделей, включая грузовые машины.
Тип К 12/20 был самым маленьким в производственной модельной линейке выпускаемых Р.Б.В.З. автомобилей. Он имеет лонжеронную раму лестничного типа, на которую установлен открытый кузов типа «торпедо», 4-цилиндровый двигатель, конусное сцепление, 3-скоростную коробку передач и карданную передачу, которая в то время относилась к ряду прогрессивных конструкций. Колесная база автомобиля составляет 2665 мм. Цифра 12 в индексе модели означала номинальную мощность автомобиля, цифра 20 – эффективную. При производстве автомобиля был применен ряд передовых для того времени технологий. В частности, картер двигателя и корпус коробки передач были отлиты из алюминиевого сплава.
За весь период существования Р.Б.В.З. был изготовлен 141 автомобиль серии К. В 1911 году эта машина была направлена в воздухоплавательную школу в город Тверь. В 1966 году ее в ужасном состоянии обнаружили в городе Кимры Тверской области. После этого автомобиль попал на Киностудию им. Горького, а оттуда в Политехнический музей. Затем он был отреставрирован в Москве в Научном автомоторном институте (НАМИ). В 80-е годы ХХ века автомобиль доукомплектовали аутентичными фарами, шинами и колесами. В таком виде он и демонстрировался участникам Олдтаймер-Галереи. В экспозиции был также представлен занимательный немецкий трицикл Kudel, выпускавшийся по лицензии популярного в начале ХХ века французского трицикла De Dion Bouton, и другие экспонаты из коллекции Политехнического музея.
Свой юбилей отмечала и всемирно известная фирма Robert Bosch GmbH - 110-летие создания свечи зажигания Bosch. За эти годы количество свечей, выпущенных фирмой, превысило 10 миллиардов штук. Эволюция свечи была представлена на стенде компании. Там же можно было увидеть плакаты прошлого, рекламирующие свечи Bosch, применяемые на двигателях автомобилей, мотоциклов, катеров и гоночных болидов. Наглядным примером применения не только свечей, но и всей системы электрооборудования фирмы Bosch был представленный на этом стенде автомобиль BMW-328. В 30-е годы прошлого века он одержал немало спортивных побед на различных гоночных трассах Европы во многом благодаря надежной работе свечей и всего электрооборудования Bosch.
Автомобили на Олдтаймер-Галерее были представлены клубами, реставрационными мастерскими, различными изданиями и частными владельцами. Есть машины, отреставрированные в России, есть приобретенные за границей в уже отреставрированном виде. Многие автомобили, прошедшие курс реставрации в России, по качеству работ не уступают машинам, отреставрированным за рубежом. Сейчас в нашей стране серьезной реставрацией занимаются хорошо оснащенные специализированные реставрационные центры, отсюда и результат.
Есть на выставке и такие автомобили, которые ждут умелых и заботливых рук реставратора. Некоторые из них представляют теперь большую редкость. Например, спортивный автомобиль «Киев-Спорт», построенный в 1959 году в Киевском авиационном конструкторском бюро ГСОКБ-473 (ныне ОКБ им. О.К. Антонова). В 1960 году было построено еще два автомобиля, но до наших дней дошел только один, тот, который представлен на выставке. Или вот довоенные, стоящие бок о бок артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец» и автобус ЗИС-8, изготовленный не на ЗИСе, а на АТУЛе – 2-м авторемонтном заводе автотранспортного управления Ленсовета.
Вообще отечественной техники на Олдтаймер-Галерее было представлено много: «Победы», «Волги», уникальный ЗИС-111Д 1966 года выпуска, подаренный в свое время главе ГДР Э. Хонекеру самим Л.И. Брежневым, воссозданная легенда советского автоспорта «Москвич-412», участвовавший под №28 в марафоне Лондон – Мехико, и многие другие.
Одними из самых древних на выставке, кроме экспонатов из Политехнического музея, были французский автомобиль Darracq 1907 года и безымянная бричка конца XIX – начала ХХ века.
Впервые был показан на Олдтаймер-Галерее выдающийся по дизайну автомобиль Kaiser Darrin 1954 года со стеклопластиковым кузовом на лонжеронной раме– детище знаменитого стилиста и пионера американского дизайна Ховарда Даррина. Изюминкой этого изящного автомобиля были сдвижные двери, убирающиеся в передние крылья. Здесь же можно было увидеть элегантный автомобиль середины 30-х Hispano-Suiza c заказным кузовом от Saoutchik, шикарный и редкий Rolls-Royce Phantom I Piccadilly Roadster конца 20-х годов XX века, знаменитую чехословацкую машину оригинальной конструкции Tatra 87. Коньком фирмы Tatra всегда были хребтовая трубчатая рама, независимая подвеска и двигатель воздушного охлаждения. На данной модели установлен двигатель V8 объемом 2969 см³. Эта машина, созданная в тридцатые годы ХХ века выдающимся конструктором Хансом Ледвинкой, могла развивать скорость 150 км в час. Была в производстве около 20 лет.
Широко были представлены и другие известные марки автомобилей, многие из которых являются культовыми. Это американские Chevrolet Corvette Sting Ray 1963 года, Rolls-Royce Silver Cloud III 1964 года выпуска, Plymouth Barracuda 1969 года в редком исполнении Mod Top для молодежи, в основном для прекрасной половины человечества, с крышей и сиденьями в цветочек. Особенно много было выставлено английских автомобилей Jaguar разных модификаций 60–70-х годов прошлого века и немецких Mercedes-Benz разных лет выпуска, начиная от маленького автомобиля модели 170V и кончая большим родстером 500K, выпускавшимся с 1934 по 1936 год. Этой модели было изготовлено всего 354 экземпляра. Не обошлось и без хорошо известного в нашей стране Mercedes-Benz 600. Конечно же, были и автомобили Porsche. Был даже трактор Porsche, компанию которому составили американские трактора John Deere и International.
На выставке можно было увидеть разнообразие автомобилей Cadillac разных периодов. Вот, к примеру, 16-цилиндровый Cadillac с кузовом Convertible Coupe от Fleetwood. Такие автомобили серии 452/452А с колесной базой 148 дюймов выпускала в 1930-1931 гг. существующая и поныне корпорация General Motors. Вместо традиционной для автомобилей Cadillac женской фигурки пробку радиатора здесь венчает фигурка цапли.
Как всегда много было представлено военной техники, отечественной и зарубежной. Был даже танк Т-62, заползший в выставочный зал самостоятельно. Заслуживает внимания идеально воссозданный санитарный автобус на базе грузового автомобиля ЗИС-5В. Интересны и редки в наших краях представленные на Олдтаймер-Галерее артиллерийский тягач FIAT-SPA TL37 со всеми поворачивающимися колесами и шведский полугусеничный артиллерийский тягач Volvo HBT. Широко представлены на выставке джипы Willys, есть и отечественный ГАЗ-67Б.
Не обошлась Олдтаймер-Галерея так же без велосипедов и мотоциклов. Среди мотоциклов выделялся Ratbike (Крысобайк), который был сделан в количестве шести экземпляров венгерской фирмой Gigabike специально для фильма «Крысиный король».
По периметру выставочного зала и в его углах расположились представители периодических изданий, палатки сопутствующих автомобилю товаров, детский уголок, антикварные бутики, развалы, напоминающие блошиный рынок с деталями для автомобилей прошлого, старыми книгами по автомобильной тематике и многое другое.