Табань!
ПОГОВОРИМ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОРМОЗОВ
"Передовые технологии", переходящие от отцов к детям, еще в строю: потек тормозной цилиндр - перегни, пережми тормозную трубку и поезжай дальше, родимый! Не работает закисший ручник - не горюй, он на скорость не влияет; отказал регулятор давления - отключи, он регулирует только головную боль! Но часто тормоза отказывают даже у вполне добросовестных автомобилистов.
ДЕЛО СЛУЧАЯ
Пал Палыч, матерый водитель с 30-летним стажем, крепко "топил" на "Самаре" по знакомой трассе. ГАИ здесь испокон веку не видели - и он энергично обгонял дачников. Мотор завалил стрелку спидометра за "140", когда показалась впереди знакомая деревня. Перед ней - неудобный, крутой, как на перекрестке, поворот вправо. Метров за 150 Палыч начал, как всегда, тормозить: 100...80...70... Вот тут и произошло то самое, о чем он уже никогда не забудет. Тормоза вдруг отказали - будто их тавотом смазали. А на скорости под 60 в поворот не вписаться! Вынесло машину на "встречку", оттуда на обочину. Слава всевышнему - канава была неглубока, "Самара" остановилась в чьих-то подсолнухах, отделавшись царапинами.
Спустя минуту Палыч выехал на дорогу, попробовал тормоза, а они в полном ажуре. Что же случилось?
ФОРС-МАЖОР
Испытания (тесты) различных агрегатов, узлов, деталей автомобиля проводят в соответствии с требованиями многочисленных ГОСТов, ОСТов и прочих руководящих документов. Но случается, что реальные ситуации из жизни автомобиля упущены. Описанный нами эффект знаком многим, и не всем так везло, как Палычу.
Когда он обгонял одного, другого, третьего, раз за разом энергично тормозя, колодки, конечно, сильно нагрелись, но еще не достигли недопустимого, запредельного теплового состояния. Доконало последнее - затяжное торможение, начатое на очень высокой скорости, когда в каждую секунду колодки воспринимали непомерное количество тепла. Что с ними произошло - оплавление ли рабочей поверхности, выделение каких-то смол, газов, пусть ответят специалисты. Для нас же важен сам факт.
А наш Палыч (сужу по собственному опыту!) смог бы нормально "оттормозиться", когда бы сделал одно из двух: нажимал на педаль прерывисто, как делают на льду, или же с первой секунды - всей силой, чтобы колеса блокировались! При сносе можно на мгновение педаль отпускать, чтобы держать контроль над машиной.
В первом случае колодки, отходя от диска, охлаждаются воздухом. Немного, но все же достаточно, чтобы прекратить их скольжение. Во втором почти вся работа по торможению ложится на шины. Да, это плохо для них, но речь-то идет о "форс-мажоре"! Лучше убить шины, чем себя или еще кого-то. Кстати, то, о чем здесь речь, чаще случается с полностью нагруженными или перегруженными машинами. Причина очевидна.
Еще больше вероятность недопустимого перегрева тормозов, когда основную работу берут на себя только передние колодки.
К сожалению, некоторые из нас считают, что более мощные передние тормоза сами справятся в любой ситуации. Так ли это? Ведь при торможении используется уже не весь сцепной вес машины, а только та его часть, что несут заторможенные колеса - "нагрузка на ось".
КОВАРСТВО ЗАДНИХ ТОРМОЗОВ
Нагрузка на ось - вещь серьезная. Положим, автомобиль массой 1300 кг весит (округлим) 13 000 Н - и, пока неподвижен (рис. а), на переднюю ось приходится 6200 Н, а на заднюю - 6800 Н. При торможении (б) картина другая. Например, при интенсивном, с замедлением 8 м/с2, передняя ось "догрузится" аж до 9670 Н! Задняя же разгрузится до 3330 Н (в). Все просто - и для случая, когда тормозят все колеса, задача легко решаема. Конечно, чем меньше замедление, тем слабей перераспределение нагрузки.
Покажем здесь и значения тормозных сил по осям Ртп и Ртз, а также суммарную, от всех колес - Рт.сумм. Нетрудно заметить, что при отказе задних тормозов величины Рт.сумм для различных замедлений придется возложить только на передние, а их ограничивает сила сцепления колес с дорогой - Рсц.п! Результат: самое большое замедление, доступное тормозам передних колес, теперь около 5 м/с2. (С задними, при неработающих передних, и того хуже: предел - 3,3 м/с2 - они действительно менее эффективны!).
А теперь при одном и том же замедлении, например, 5 м/с2, сравним нагрузку передних тормозов, работающих в одиночку, с их нагрузкой на исправной машине. Оказывается, при средних замедлениях, которые мы используем чаще, бездействующие задние тормоза заставляют работать передние раза в полтора больше!
Конечно, чем больше тормозная нагрузка на одну ось, тем сильнее нагрев дисков и колодок, а заодно их износ, не говоря уже об износе шин. Результат плачевный: даже на отличном, шершавом покрытии порой не удается получить замедление больше 3,5-4 м/с2, а при многократных торможениях на высокой скорости практически неизбежен катастрофический перегрев колодок.
Почему же у многих плохо тормозят именно задние колеса? Виной тому лень. Добраться к их колодкам сложнее, к тому же, в отличие от передних, они не на виду, а загрязняются, замасливаются чаще. Не попадаются ленивым на глаза и регулятор давления, и тросовый привод ручника, из-за которых задние тормоза тоже порой "бастуют". К тому же немало у нас спокойных водителей, привыкших ездить, не прибегая к экстренному торможению. О том, что задние тормоза машины не работают, они иногда узнают слишком поздно.
А ЕЩЕ УСИЛИТЕЛЬ И ДИСК
От чего еще зависит эффективность торможения? Сравним VAZ 2101 и VAZ 2105. Механизмы их тормозов почти идентичны, с одной лишь "маленькой" разницей: у "копейки" не было вакуумного усилителя, а у "пятерки" он есть. Пересев с одной машины на другую, каждый заметит разницу: "копейку", при прочих равных условиях, можно остановить не хуже, но давить на педаль придется куда сильнее, а потому возникает ощущение, что VAZ 2101 тормозит неохотно. При неисправностях усилителя могут "потяжелеть" тормоза любого автомобиля. Не стоит об этом забывать.
Важную роль, наряду с колодками, играют рабочие поверхности тормозных дисков и барабанов. То, что их загрязнение или замасливание недопустимо, само собой разумеется, но нужно еще, чтобы у них не было глубоких рисок, кольцевых бороздок, иначе добиться полноценного прилегания колодок не удастся.
Наконец, и те, и другие часто страдают тем, о чем не раз говорилось на страницах ЗР: если диск или барабан из-за температурных деформаций коробится и приобретает биение (осевое для диска, радиальное для барабана), то и в этом случае, особенно при большой скорости, полноценного торможения не жди: колодки вибрируют, отскакивают, трясут педаль. Ремонта не избежать.
Простейшая схема сил, действующих на неподвижный автомобиль (а) и тормозящий (б); график действующих сил (в): Vп и Vз - вертикальные реакции дороги на передней и задней оси; G - вес автомобиля; ЦМ - центр массы; Ртп и Ртз - тормозные силы передней и задней оси; Рт.сумм - суммарная тормозная сила; Рсц.п и Рсц.з - силы сцепления шин передней и задней оси с покрытием.
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВ