Skoda Octavia: жизнь после смерти
Принимал «Шкоду» под свою опеку с особым трепетом – как-никак, первая иномарка в «шинном» хозяйстве. И несмотря на уготованную ей нелегкую жизнь, почему-то чувствовал уверенность в том, что служить она будет безотказно.
Работа предстояла сезонная: по три авральных месяца зимой и летом, с некоторой расслабухой в межсезонье. Но особых проблем, за исключением рукотворных, «Октавия» нам не доставила.
Подвеска с «российским пакетом» наделила машину приличным клиренсом, что не раз пригодилось в жизни. Но все равно приходилось помнить о большом переднем свесе, и перед «плавными» ямами мы снижали скорость, чтобы по инерции не чиркнуть бампером о другой «берег». Кроме того, у приподнятой подвески коротковат ход отбоя, что иногда приводило к отрыву колес от дороги.
ИСТОРИЯ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ
Первый дефект-пустячок проявился сразу: перестал работать один из полутора десятков светодиодов третьего стоп-сигнала. Деталь поменяли по гарантии.
Следующий конфуз случился весной. Наружные ручки дверей забились грязью и стали прикусывать в открытом положении. Одновременно флажок замка капота решил спрятаться в решетке радиатора. Лечили беды опрыскиванием «вэдэшкой» с последующей разминкой.
Вылетевший из-под колес встречной машины камень оставил на стекле щербину – прямо перед носом водителя. Небольшая, но надоедливая: весь день маячит перед глазами. В мастерской всего за 200 рублей ее замаскировали – дефект стал совершенно незаметен.
Следующий, 2006 год прошел без проблем. При –35 ºС мотор (BGU, 1,6 л, 102 л.с.) оживал почти мгновенно, прогревался за считанные минуты, и тут же начинала работать печка. Вот только нагреть огромный салон в такие морозы непросто – пассажиры заднего сиденья оттаивали лишь спустя полчаса. Массивные средние стойки мешают теплому воздуху обдувать стекла задних дверей, поэтому те покрываются инеем.
В зоне остановки щеток охотно скапливался снег, смерзался и мешал работе стеклоочистителей. Убрать его оттуда непросто. В задней части кузова еще одна зона повышенного внимания: снег набивается в щель по периметру двери задка и, стоит ее открыть, сыпется на сиденье и полку.
СГЛАЗИЛ
Как-то в разговоре один из моих начальников заметил: «Уже десять лет работаете, а ни одну машину не разложили. Я тут с иностранными шинниками общался, так они в среднем каждые три года машину подводят под списание». А через несколько дней я уже звонил шефу: «Мы всё наверстали… Машина разбита». Во время очередного теста «Шкода» улетела со скользкой дороги, перевернулась, встала на колеса и приложилась бочиной об забор. Кузов как из-под кувалды, но, удивительное дело, все стекла, кроме заднего, уцелели. И на «каскадерах» ни царапины!
Подсчитали по первым прикидкам, что восстановление обойдется в 200–250 тысяч, и ввязались в ремонт. Но в процессе, как обычно, выяснилось, что эта сумма далеко не окончательная. В общем, набежало более 400 тысяч! Проще было продать машину как есть, добавить столько же и купить новую. Но в это время в редакционном гараже появилась свеженькая «Шкода» калужской сборки, и нашу хромоножку сняли с эксплуатационных испытаний. Однако ярмо шинного тестера она несла до последних дней.
ВТОРАЯ СОТНЯ
При обслуживании меняли только расходники. К 100 тысячам холодный двигатель начал посвистывать, но по мере прогрева звук исчезал. Виновником оказался клапан рециркуляции, – его заменили, и свист пропал.
После 120 тысяч пришлось менять личинку замка водительской двери, – машина была без дистанционного пульта, дверь все время отпирали-запирали ключом. Чуть позже потребовали замены наконечники рулевых тяг. Из экономии купили неоригинальные: они втрое дешевле. Оказалось, подобная бережливость сродни лотерее. Правая тяга ходит без проблем, а левая, хоть и работала в менее тяжелых условиях, через 20 тысяч разболталась.
Ближе к 150 тысячам руль потяжелел и перестал возвращаться в «ноль» при выходе из поворота. Разбирать механизм дилер отказался – узел заменяется в сборе. Со встроенным ЭУРом он стоит более 30 тысяч. Решились разобрать сами. Внутри обнаружили следы воды, засохшую смазку и рейку с налетом ржавчины – вот причины повышенного трения в механизме. Вода попадала сквозь зачерствевшие торцевые уплотнения.
Хочешь не хочешь, а менять рулевой механизм все же пришлось. Оригинальный мы не нашли, взяли аналог уже следующего поколения – и были вынуждены докупить пучок проводов. Примерно тогда же отказал кондиционер. Суд знатоков приговорил: менять компрессор целиком. Но эта забота коснется, видимо, уже следующего владельца.
Посвистывает моторчик отопителя – говорят, это семейная болезнь «фольксвагенов». Заметно потерлись обод баранки и подлокотник водительской двери, а еще потрескался чехол рычага коробки. Зато сиденья сохранили форму и почти не просели. Немного затерлось ветровое стекло – бликует ночью во встречном свете. Потеряли былую яркость фары. Впрочем, и стекло, и фары можно отполировать, будут как новые.
Стала пощелкивать подвеска – сайлент-блоки амортизаторов и резинки стабилизатора свое отслужили. Аккумулятор заменили в начале шестой зимы, почувствовав угасающий задор в работе стартера. К этому же времени стали ухудшаться разгонная динамика и максимальная скорость – верные признаки падения мощности двигателя. Специалисты СТО категорически порекомендовали сменить бензонасос. И оказались правы!
Силовой агрегат трудится без нареканий: двигатель масло не ест, сцепление и коробка работают отлично. Наша «Октавия» вполне может прожить еще одну жизнь. И, может, ей повезет больше. Все-таки тестировать шины – тяжелая работа.
ЛЕДОВЫЕ ЗАБАВЫ
В 2009 году тесты зимних шин проходили в Финляндии, и наша «Шкода» отправилась за Северный полярный круг. Не дожидаясь предписанного срока, очередное обслуживание провели чуть раньше. За исключением одной операции: свечи решили поменять по дороге.
Выехали из Тольятти в 35-градусный мороз, а уже под Сызранью, когда температура приблизилась к –40 ºС, машина неожиданно стала терять мощность. Думали, обледенел впуск и мотору просто не хватает воздуха. Проверяем – отклонений не находим, а через какое-то время мотор вновь уверенно потянул машину. Но через полчаса история повторяется: мощность падает, мы можем двигаться только на второй передаче и на среднем газу. Грешим на бензин и доливаем из канистры заведомо кондиционный. Вновь движок ожил, и вновь ненадолго. Никаких версий о причине не родилось, и от безысходности решаем заменить свечи новыми. На морозе работа идет споро – кому охота примерзнуть к быстро остывающему железу! Через 15 минут машина полетела птицей, забыв о былой нехватке мощности.
Электроды отслуживших свечей выглядели почти как новые, разве что чуть отдавали розоватым. Видимо, по этому розовому налету (похоже на ферроцен) и происходила утечка тока. Новые свечи и бензин успешно решили проблему.
P.S. А в заполярном Ивало было всего-то минус пять. Стоило ли за этим «морозом» ехать три тысячи верст!