Subaru Impreza WRX STI: буксир для кроссоверов
Когда в семье встал вопрос о приобретении второй машины, выбор был сделан в пользу иррационального, дикого и притягательного автомобиля – «Субару-Импреза WRX STI». Другие варианты были отметены сразу. Почему? Просто захотелось. Мне повезло, я приобрела машину 2008 года (кризисную), да еще и выставочную, с большой скидкой – за миллион с хвостиком. Сейчас она в такой комплектации стоит 2,2 миллиона! Это, конечно, перебор. Быстро выяснилось: STI – это не только мощный автомобиль, он еще и удобный.
Может ли STI быть автомобилем на каждый день?
Удивительно, сколько в автомобильном мире мифов. «Тойоту-Ленд Крузер», мол, невозможно сломать, на кабриолете с тканевой крышей холодно ездить зимой, а на WRX STI невозможно ездить вообще! Обычно звучат шаблонные тезисы: мол, педаль сцепления тяжелая, подвеска дубовая, шумоизоляция никакая.
Про педаль сцепления – правда. Тяжеловата, да еще и информативность привода оставляет желать лучшего. Но привыкаешь за несколько дней и потом никогда не испытываешь дискомфорта: жаловаться в «Импрезе» на педали – все равно что сетовать на то, что в спортзале приходится поднимать гантели. Точно так же я не понимаю расхожего мнения: мол, с механикой в заторах придется мучиться. Мне кажется, пробка мучительна сама по себе, а уж на две педали надо давить или на три – дело десятое. Тем более что короткоходный рычаг шестиступенчатой коробки передач «Импрезы» ходит четко, как оружейный затвор. Чувствуешь: Механизм с большой буквы!
Про жесткую подвеску – тут кому что. Да, она жестче, чем на обычной машине, это факт. Зато на «Импрезе» можно проехать трамвайные пути или «лежачий полицейский» на полной скорости, даже учитывая колеса с шинами размерности 245/40R18, – подвеска все стерпит! А шумоизоляция, по меркам японского гольф-класса, и вовсе превосходна.
В семейных дисциплинах машина берет только серебро, хотя абсолютно непрактичной ее точно не назовешь. Опциональные кресла-ковши «Рекаро» с толстыми спинками уменьшают и без того не очень большое пространство для ног задних седоков, но обычно пассажирам хватает.
Багажник размером с косметичку, – часть покупок периодически приходится складывать на заднее сиденье. А моей маме, женщине немолодой, каждый раз помогаю выбираться из переднего кресла, чьи высокие (даешь отличную поддержку!) боковины ей одолеть самостоятельно тяжеловато. Зато в «Субару» довольно много разнообразных отделений для мелочей: в дверные ниши входит литровая бутылка с водой, бардачок вместителен, есть бокс-подлокотник и органайзер в багажнике, где у меня лежат увесистый фонарь, компрессор, «крокодилы», трос и куча других полезных вещей.
Не уйдет ли вся зарплата на бензин?
Еще одна расхожая претензия к «Субару» – расход топлива. Да, у машины предыдущего поколения он был под 20 литров на сотню по городу, но у нынешней модели получается где-то 13 литров, даже если не отказывать себе в быстрой езде. Однако стоит учитывать, что «стиха» – гурман и предпочитает питаться 98-м бензином. Зато как-то раз я проехала 70 километров до дачи, постояв в двух заторах, со средним расходом топлива всего 8 литров (правда-правда, я эти цифры даже сфотографировала на радостях!). Для двигателя мощностью 301 л.с. неплохой показатель! Но нормально «едет» мотор только с 3,5–4 тысяч: рабочий диапазон узок. Поэтому, если хочешь двигаться активно, рычагом придется орудовать часто.
Есть три режима работы мотора: Intelligent (плавные, неторопливые реакции и минимальный расход топлива), Sport (нормальный режим) и Sport Sharp (реакции двигателя на акселератор обострены до предела). К сожалению, с нашими бесконечными пробками машина обречена в основном на «интеллигентное» передвижение.
Стандартные шины – «Данлоп-SP Спорт 600» размерностью 245/40R18. Рисунок протектора у этих покрышек… как бы выразиться… минималистичный: канавок и ламелей почти нет. Между прочим, такими же шинами (причем в качестве опции) оснащают суперкар «Ниссан GT-R». Они достаточно уверенно, по меркам псевдосликов, держатся за сухой асфальт и не пасуют на мокром. Но стираются быстро. Другое дело – зимние «Нокиан-Хаккапелита 5»: после трех сезонов езды в заносе по асфальту почти все шипы на месте! Кстати, для зимних шин купили комплект 17-дюймовых колес «OZ-Кроно HT»: среди литых они оказались одними из самых легких.
Подходит ли гражданская «Субару» для автоспорта?
«Импрезе» многое можно простить за то, как она едет. Турбоподхват на 4 тысячах оборотов – это драйверский оргазм, а рокот оппозитного двигателя можно записать на диктофон и слушать в качестве музыки для медитации. Настройки умного центрального дифференциала помогают подстроить машину под свой стиль вождения, особенно когда речь идет о любительских покатушках на треке. Но они могут принести и проблемы.
В Сети много информации о том, что двигатель «Импрезы» объемом 2,5 литра очень ненадежен: мол, нуждается в капремонте каждые 30 тысяч километров. Это неправда. Мы дотянули до пробега в 60 тысяч и лишь тогда заменили прокладки головок, помпу и еще кой-чего по мелочи. Операция ощутимо опустошила кошелек.
Все проблемы идут от неудачной системы охлаждения. Когда я приехала летом на трек-день в Тушино, «Импреза» осилила всего три-четыре круга, а потом стрелка термометра охлаждающей жидкости приблизилась к красной зоне – заезд окончен. Заруливаю в зону безопасности – и наблюдаю изумительную картину: еще штук пять таких же, как у меня, хэтчбеков STI стоят с открытыми капотами – охлаждаются… В моем случае дело было в помпе; обещают, что после ее замены все проблемы исчезнут. Потратил на нее все деньги? Не волнуйся, это только начало! Знаете, сколько стоят передние тормозные колодки у официального дилера? Под 25 тысяч рублей, причем только передние и без работы. Да это же дефолт в отдельно взятой семье! Притом в неофициальных (и вполне себе приличных) сервисах оригинальные колодки стоят 9-10 тысяч, а качественный неоригинал именитых фирм типа «Эндлес» или «Феродо» можно купить тысяч за шесть-семь. Учитывая смехотворную гарантию на машину в целом – два года или 30 тысяч километров (сейчас она увеличена до 50 тысяч – и на том спасибо!), с самого начала мы решили обслуживаться на стороне.
По зубам ли «Субару» наши зимы?
Для WRX STI производитель заявляет клиренс 150 мм, но на деле он меньше, причем намного. Как с таким дорожным просветом жить-то? Раз уж речь зашла о клиренсе, поговорим и о проходимости. Я не шучу и напомню, что у «Импрезы» три самоблокирующихся дифференциала, причем межосевой – умный: у него три автоматических режима и семь ручных. Поэтому парковаться в сугробе можно всегда – при условии, что хватит дорожного просвета. Зимой мы всей семьей почти каждые выходные ездим в Подмосковье кататься на сноубордах и через раз спасаем из снежного плена очередной кроссовер с подключаемым полным приводом. Именно поэтому вкручиваемая буксировочная проушина весь зимний сезон не покидает своего места в заднем бампере.
Полезная в зимнее время вещь – пуск двигателя кнопкой. Дело в том, что кнопка у «Импрезы» находится слева от руля, – при небольшой сноровке можно оживить мотор, не садясь в салон. Правда, при пуске надо выжать педаль сцепления, – но, если приловчиться, можно и это делать, не садясь в холодную машину. Еще одна приятная мелочь – обогрев стекла в зоне покоя стеклоочистителей. С другой стороны, такой нынче и на «Хёндай-Солярис» есть. А вот печка у «Импрезы» (равно как и кондиционер) плохая.
А еще «бубару», как мы ласково называем ее, оказалась незаменима в качестве… колыбельной для детей. Дочка никогда не засыпает в других автомобилях, но, стоит ей устроиться в «Субару», которая издает неповторимые, ласкающие звуки, моментально отправляется на боковую. Быть может, ей снится, что она раллийный пилот, кто знает…