Пьер Жиффар: это наш папа!

По стендам Женевского автосалона, репортаж с которого опубликован в этом же номере, бегали, высунув языки, 10 тысяч журналистов из 80 стран мира! Мы были в их числе. Общее же количество современных «автомобильных писателей» не поддается счету. А начиналось все с одного француза. Его имя – Пьер Жиффар
Участвовавший в пробеге Париж – Руан 1894 года 3-сильный Peugeot. Пьер Жиффар, организатор гонки, сидит рядом с Огюстом Дюро, управлявшим экипажем

Это прозвучит не слишком скромно, но именно журналисты сделали очень важный вклад в развитие автомобилизма. Газеты первыми рассказали о появлении нового средства передвижения, первые объявления о продаже моторных экипажей помещались в прессе… Наконец, испытания автомобилей в пробеге Париж – Руан в 1894 году и первая автомобильная гонка Париж – Бордо – Париж 1895-го были инициированы французской газетой Le Petit Journal, главным редактором которой был Пьер Жиффар. Со временем он стал не только популярным журналистом, но и известным литератором, произведения которого издаются до сих пор. Так, недавно у нас вышла его «Адская война», написанная накануне Первой мировой...

Пьер Жиффар

Но давайте по порядку. Пьер Жиффар родился в небольшом городке Фонтен ле Дюн 1 мая 1853 года в семье известного адвоката, который был еще и мэром. Учебу мальчик начал в шесть у местного священника, затем продолжил в руанском лицее Пьера Корнеля. А завершал образование молодой человек уже в Париже в лицее Карла Великого. Там Жиффар приобрел демократические убеждения, которые сохранял всю жизнь. Когда началась Франко-прусская война, Пьер записался в армию. Служба началась успешно, 10 декабря 1870 года ему был присвоен чин лейтенанта. Но участвовать в баталиях новоиспеченному офицеру не пришлось – попал в резервную часть. Войну французы проиграли. Жиффар демобилизовался и стал журналистом.

Журнал «Автомобильный мир», издававшийся Жиффаром в 10-х годах ХХ века

Писать он начал в 1873 году в Corsaire, но вскоре перешел в L´Evénement. Затем были La France, Le Gaulois, Le Petit Parisien, La Lanterne и, наконец, знаменитая Le Figaro. Чтобы стать известным журналистом, Жиффару потребовалось 15 лет. В 1887-м владелец популярной ежедневной Le Petit Journal пригласил его на должность главного редактора. Причина заключалась не только в его журналистском таланте. Он к тому же был и великолепным организатором. А перед ним стояла задача сделать Le Petit Journal самой популярной газетой Франции.

Так одевались водители первых автомобилей во времена Жиффара

В ту пору только появлялась мода на спорт: греблю, гимнастику, теннис, атлетику и «последний писк» – велосипед. Энергичный главный редактор начал с организации различных спортивных мероприятий, о которых его газета рассказывала своим читателям. Самым масштабным спортивным событием 1891 года стала велогонка Париж – Бордо – Париж, где Жиффар выступал в качестве организатора и одного из членов судейской коллегии. Гонщикам предстояло преодолеть 1200 километров, и газета преподносила состязания как «грандиозное испытание качества велосипедов и выносливости седоков». Французы тысячами собирались поглазеть на небывалый марафон, а те, кто пропустил это событие, на другой день читали о нем в газете Жиффара. Тираж рос как на дрожжах. Гонка стала традиционной и проводилась ежегодно. Активность редактора оценили на самом высоком уровне: в 1892 году он стал рыцарем ордена Почетного легиона.

Номер Le Petit Journal, посвященный пробегу Париж – Руан 1894 года
Победитель велопробега Париж – Бордо – Париж на обложке журнала

Спустя некоторое время Жиффар обратил свое внимание на другой механический экипаж – автомобиль. В Париже авто было не так уж много, зато шума они производили достаточно. Воспринимали новинку как игрушку для богачей, считали неизбежным злом и частенько спорили, будут ли «моторы» в моде еще и на следующий год. В 1894-м Le Petit Journal объявила испытание на надежность и выносливость среди моторных экипажей. Идея снова принадлежала Жиффару. Маршрут пробега был выбран довольно скромный: Париж – Руан. Цель мероприятия – определить самый надежный, безопасный и легкоуп­равляемый автомобиль. Среди тех, кто прислал свою продукцию, оказались самые первые производители моторных экипажей – граф де Дион и его компаньон Жорж Бутон, Эмиль Левассор, Арман Пежо… После предварительного этапа из 69 заявленных машин в пробег отправились 25. Первым через 6 часов 48 минут финишировал паровой экипаж де Диона, за ним пришли бензиновые Peugeot и Panhard-Levassor, которые и были объявлены победителями, поскольку больше отвечали статуту испытаний. Это был успех! Le Petit Journal снова шла нарасхват. А в голове Жиффара уже вызревал новый, еще более грандиозный замысел: автомарафон в 1200 километров по уже обкатанному велосипедистами маршруту Париж – Бордо – Париж. Проработкой издание занималось целый год. Главный вопрос был таким: «А доедут ли?» Наконец летом 1895 года сенсация состоялась. Дистанция в 1200 километров оказалась автомобилю по плечу. После этого общество стало относиться к нему не как к забаве богатых бездельников, а как к полезной, хотя и невероятно дорогой, вещи. Автомобильная тема с легкой руки Пьера Жиффара прочно прописалась на страницах газет и журналов. Очередь была за специальным изданием.

Им стала газета Le Vélo, куда в 1896 году перешел работать Жиффар. Его главной симпатией по-прежнему оставались велосипед и автомобиль. Здесь весьма кстати оказались приятельские отношения с производителями техники. Издание было обеспечено рекламой и информационными поводами, поскольку гонки на автомобилях становились регулярными. В 1899-м Жиффар выпустил брошюру «Конец лошади», где продвигал почти фантастическую мысль о том, что вскоре лошадь будет заменена велосипедом, а затем и автомобилем.

Паровой экипаж графа Жюля-Альбера де Диона и его компаньона Жоржа Бутона, победитель гонки Париж –Руан 1894 года, организованной Пьером Жиффаром

Все шло хорошо до тех пор, пока журналист не рассорился с приятелями-автомобилистами. Как известно, разбить мужскую компанию могут три вещи: деньги, женщины и политика. Камнем преткновения стали именно политические разногласия. На протяжении ряда лет вся Франция с замиранием сердца следила за «делом Дрейфуса». Капитан французской армии Альфред Дрейфус был обвинен в шпионаже в пользу Германии. Состоялся суд, Дрейфуса признали винов­ным, публично разжаловали, приговорив к каторжным работам. Однако вскоре выяснилось, что многие материалы дела были сфаб­рикованы, разразился скандал. Газеты смаковали подробности, а страна делилась на два непримиримых лагеря – «дрейфуссаров» и «антидрейфуссаров». Граф де Дион, Адольф Клеман, Эдуард Мишлен присоединились к обвинителям Дрейфуса. Жиффар встал на сторону демократов во главе с Эмилем Золя, считавших капитана невиновным. Разногласия были настолько острыми, что журналист отказался ставить рекламу политических противников в свое издание. В ответ де Дион создал новый журнал – L´Auto-Velo, а заодно и новую велогонку – Тур де Франс.

Братья Мишлен были среди тех, с кем Пьер Жиффар рассорился из-за дела капитана Дрейфуса
Карикатура на графа де Диона, ставшего врагом Жиффара

В 1900 году Жиффар попытался начать карьеру профессионального политика, но неудачно. Тогда он вернулся в Le Figaro. Читателя вновь покоряли его материалы с Парижской выставки и политические репортажи. В том же году он был удостоен офицерского креста ордена Почетного легиона. С началом русско-японской войны Жиффар отправился на поле брани, откуда посылал в редакцию великолепные репортажи. Именно от него в 1905 году французская публика узнала, что в России появился парламент – Дума. Все это время автомобиль продолжал оставаться увлечением Жиффара, он взялся за выпуск нового издания – Le Monde Automobile. За короткое время журнал стал одним из самых авторитетных в своей области…

Реклама журнала де Диона L’Auto-Velo

Пьер Жиффар ушел из жизни 21 января 1922 года, войдя в историю как основатель жанра политического репортажа, спортивной журналистики, а его литературные произведения до сих пор стоят на полках книжных магазинов. Его по праву можно называть отцом специализированной автомобильной журналистики.

Финиш гонки Париж – Бордо –Париж 1895 года в Булонском лесу, зрители приветствуют спортсменов

Подпишитесь на «За рулем» в