Пьер Лоин: бесплатные бензобаки в придачу к электромобилю
- Это зависит от того, что вы считаете недорогим.
- Хотя бы не дороже 20 тысяч евро.
- Расчет стоимости электрокара отличается от привычной цены автомобиля. Это все равно что если бы вы покупали машину и к ней в придачу огромное количество заправленных бензобаков.
- Это не аргумент для большинства покупателей, по крайней мере, на сегодняшний день.
- Да, на сегодняшний день это так. И наша роль состоит в том, чтобы рассказать о преимуществах электромобилей. Вместо того чтобы каждые десять дней приезжать на АЗС и тратить по сотне евро, ты заряжаешь электромобиль практически бесплатно. Потому что в счете за электроэнергию вашего дома суммарные расходы на зарядку электромобиля не превысят 10 евро.
- Получается, весь интерес к электромашинам будет определять стоимость топлива?
- Конечно. Чем выше будет цена на горючее, тем интереснее будет этот транспорт. К тому же у нас есть свой подход к тому, как мы продаем машины в Европе: мы продаем электромобиль и батарею. Это делает визуально цену на электромобиль ниже. Цена Leaf, к которой мы стремимся, должна быть эквивалентна стоимости Toyota Prius или дизельного хетчбэка Volkswagen Golf с полным набором опций. И мы уже почти близки к этому, также не забудьте, что Leaf прекрасно оснащён.
- Можно ли говорить о том, что на данный момент у Nissan Leaf появился свой покупатель?
- Ситуацию с Leaf сложно оценивать. Да, конечно, есть определенное количество людей, которые хотят приобрести эту машину в Европе, Японии или США (первые регионы официальной продажи Nissan Leaf – ред. «За рулем.РФ»). В то же время мы помним, что год назад случилось землетрясение и цунами в Японии. И поставки этого электромобиля были серьезно ограничены, в особенности для Европы. Поэтому, если вы посмотрите на три больших рынка, где мы запустили в продажу автомобиль, то Европа окажется на последнем месте. Лидируют США, а Япония на втором месте.
Если же взглянуть на потребителей в общемировом масштабе, то, похоже, пока картина примерно та же: есть те, кто изначально были адептами «зеленых» тенденций, и есть также поклонники самой технологии электромобилей. В то же время мы стали замечать рост числа так называемых «экосознательных» граждан, особенно в Северной Америке. Они смотрят на цифры расходов, на особенности эксплуатации их традиционного автомобиля и приходят к выводу, что покупка Leaf имеет смысл просто с точки зрения экономии.
Конечно, и те, кто сочувствует экологии, не примут глупого финансового решения. И мы понимаем, почему они хотят автомобиль с «нулевым выбросом». Но для новой категории клиентов, которые в первую очередь считают деньги, машина отвечает всем тем требованиям, которые они ожидают от автомобиля. Это, во-первых, запас хода, то, как он работает и пригодность для ежедневных поездок.
- Какой процент таких «экосознательных» людей от общего числа покупателей?
- К сожалению, я не смогу точно сказать. Данных пока слишком мало, чтобы мы могли строить на них правильные выводы. И не забудьте, что я говорю о глобальном масштабе. А в Европе анализировать рынок сложнее, потому что машина продается всего в нескольких странах.
- Для меня очевидно: пока что электрокары производятся без учета стран с холодным климатом, в частности России. Мы проводили собственный тест электромобиля Mitsubishi i- MiEV. Заряда батарей этой машины хватило на 26 км в условиях «сильного минуса». Похоже, электрификация обходит нас стороной.
- Нет, думаю, вы не правы, если считаете, что холод или же чрезвычайно высокие температуры представляют большие трудности для батарей электромобилей. Сейчас мы работаем над созданием предложения для стран с холодным климатом, который первоначально будет предлагаться для таких северных стран, как Норвегия. В этой стране бывает довольно холодно, однако в ней исторически электрокары популярны.
Что же касается России, там случаются сильные морозы и дорожные условия не всегда благоприятные. Так что пока мы приняли решение не представлять Leaf на российском рынке. Но мы знаем, что интерес к машине есть у властей, определенных граждан и некоторых СМИ России. На данный момент мы проводим свое исследование рынка: несколько автомобилей в России проходят тесты. Наша цель в будущем – предложить Leaf для России. Также со стороны российских властей пока нет заверения в потенциальной поддержке, как этот происходит в Японии, США и европейских странах. Однако не думайте, что мы вовсе отказываемся от поставок Leaf в Россию. Мы можем приспособить Leaf для холодных условий, и у нас есть решения для этого.
- Существует мнение, что электромобили не так уж безопасны для природы. До сих пор нет нормального понимания, как утилизировать все эти батареи, которые в массовом порядке будут сдаваться в утиль. Есть ли такая проблема в действительности?
- Я с этим не соглашусь – это не правда. Все зависит от типа батареи. Наши элементы – литий-ионные батареи – можно переработать. Весь автомобиль можно утилизировать на 97% либо демонтировать. Предполагается, что ресурс работы аккумулятора – 10 лет, при этом он сохранит 70% своего объема функциональным. Этого может быть недостаточно для нормальной работы машины, но вполне достаточно для того, чтобы дать батарее вторую жизнь. Это многообещающее направление бизнеса уже развивается, к примеру в Японии.
Вы знаете, в Японии существует очень сильная программа по использованию солнечной энергии. А когда вы собираете энергию солнца, вы должны ее немедленно сохранить - иначе потеряете. Так вот, вторая жизнь литий-ионных батарей используется для накопления солнечной энергии. Также батареи могут пригодиться как запасной энергетический ресурс для информационных центров. Так поступают большие компании. Так что областей для употребления использованных батарей электромобилей очень много.
- Что же должно измениться, чтобы электромобили стали популярны?
- Скажу так: наша цель заключается в том, чтобы к концу этого десятилетия 10% всего авторынка занимали машины с «нулевым выбросом». И если весь мировой рынок – это около 70 млн автомобилей, то 10% от него к 2020 году должны преимущественно занимать электромобили. Также будет продаваться какое-то количество машин на топливных элементах, но больших показателей от этого транспорта не стоит ожидать даже через 10 лет.
И даже если у электромобиля будет один покупатель из десяти, все равно есть смысл их производить. Конечно, дополнительным стимулом должно стать снижение цены электрического транспортного средства, появление компактных электрокаров с улучшенными характеристиками, уменьшение стоимости батареи.
К тому же мы намерены локализовать производство в регионах продаж, как, впрочем, и наши конкуренты. Производство модели Leaf только в Японии, особенно в нынешних экономических условиях, весьма затруднительно. С одной стороны – очень сильная йена, с другой – приходится платить пошлины на импорт. По этой причине мы открываем производство электромобилей и батарей в конце этого года - начале будущего в Северной Америке и Европе. Таким образом, мы приближаем производство машины к тому региону, где она будет продаваться.
Мне бы еще раз хотелось отметить, что характеристики батареи будут улучшаться, возможно, не так быстро, как компьютерные средства хранения информации, но это весьма очевидный процесс. И я верю, что когда вы сможете проехать 200 километров без подзарядки с потенциальным запасом на 300 километров пробега, электромобиль станет для вас привлекательнее.