«Стратегия 2020»: золотые яйца по цене бриллиантовых
Стратегия 2020: расходы водителей
Стратегия 2020: расходы водителей
Не в нашу пользу, то есть во вред
Ее цель — до 2020 года добиться скачка отечественной экономики. Понадобится много денег, которых в казне недостаточно. Где взять? Правильно, у населения, повысив ставки существующих налогов и сборов и обременив новыми. Крепко достанется автовладельцам.
Президент Медведев дал наказ составителям стратегии еще раз просчитать возможные социальные последствия. Но ведь последний вариант проекта назвали итоговым, так что вряд ли его изменят «в нашу пользу». Последствий ждать недолго.
Сценарий оптимистический: бензин вздорожает на червонец
Первый ожидаемый скачок — траты на эксплуатацию машин (в общих чертах мы о них написали). Нас «подкинут» на топливе. «Стратегия 2020» предлагает изменить налоговую модель для нефтяников, а вослед взлетят розничные цены на горючее. На сколько? Вариантов два. Если рынок нефтепродуктов будет развиваться по оптимистическому сценарию (улучшится климат конкурентной среды, владельцы НПЗ поспешат модернизировать производства), рост цен на бензин для населения составит 8,4%, если по пессимистическому, — 20,4%. Идеальный вариант никто не обещает.
Это не все. Второй фактор подорожания, по модели «стратегов», связан с необходимостью пополнять ту часть госбюджета, из которой оплачивают прокладку дорог. Отбор денег пройдет так: начиная с нынешнего и до 2015 года «дорожный» акциз на моторные топлива (в «теле» их цены) должен возрасти минимум на 7-8 руб. за 1 литр.
Так что, если даже наступит перспектива наипрекраснейшая, бензинчик с солярочкой вздорожают рублей на десять.
Плюс стратеги предлагают ввести так называемый универсальный налог — за каждый километр пробега. Вроде, логично: пусть оплачивают строительство дорог те, кто по ним ездит, и больше платит тот, кто больше катается.
Налог с нахлебников
Но прилежные налогоплательщики напоминают: разве не достаточно того, что свою долю в госказну они вносят посредством подоходного, транспортного налогов и тех платежей, что заложены в розничной цене за горючее?
Это только кажется, что достаточно, — как отрубили разработчики «Стратегии 2020»: сообщество автомобилистов — второй после пенсионеров крупнейший потребитель бюджетных средств. После такого сопоставления автовладельцы обязаны зардеться от стыда и переполниться желанием платить и платить, причем, молча.
Но почему-то не переполняет. Без налогов, конечно, не обойтись. Но за двадцать лет новой истории России государство, по определению, обязано было создать экономику со стимулами к динамичному росту предприятий, развитию малого и среднего бизнеса — они должны быть основными поставщиками отчислений в бюджет. Это первый класс, вторая четверть. Но двадцати лет не хватило, и львиную долю ВВП и бюджета по-прежнему формирует НДПИ — налог на добычу полезных ископаемых, то есть нефти и газа.
Денег не хватает на дороги? Так остановите бегство из страны десятков валютных миллиардов (ежегодно!), не ставших инвестициями. Извлеките на свет божий миллиарды из «теневого» бизнеса… А государству снова слабо. Проще латать бюджетные прорехи — просто Греция какая-то!— за счет снижения благосостояния подавляющего большинства своих граждан.
Насчет большинства. Сейчас в РФ 36,3 млн. легковых автомобилей, 5,5 млн. грузовиков и 900 тыс. автобусов (которые часто принадлежат отдельным физическим лицам). Если считать, что в средней семье трое, то и получается — подавляющее большинство населения.
Отскоки: на скока?
Траты водителей уже подскочили (или вот-вот подскочат) по всем статьям: бензин, гостехосмотр, регистрация машин, ОСАГО, а теперь, по «Стратегии 2020», всем придется оплачивать парковку где бы то ни было — хоть во дворе родного дома.
Эти «подскоки» относится к сфере государственной ответственности. Но автовладельцев «доят» и другие. Поднимаются цены на новые автомобили (за последние пару лет — от одной до нескольких сот тысяч руб.), отсюда растет и стоимость КАСКО. Подпрыгивают тарифы в автосервисах. Возрастают размеры штрафов — их также приходится учитывать в эксплуатационных расходах: не ошибается тот, кто не ездит.
И потом, россияне за рулем, как и все, ощущают инфляцию, рост дороговизны всего и вся — при замороженных зарплатах.
На паперти вряд ли кто окажется, однако падение покупательской способности автомобильный рынок может ощутить. Не прямо сейчас (пока ожидается только рост), а лет через несколько, не рухнет, но просядет. Сытые крупные города весь рынок не вытянут, а провинция точно станет реже ездить и обновлять транспорт.
В связи с новыми «стратегическими-2020» обстоятельствами такой сценарий просчитали? Не придется ли и в какой мере сокращать производство на автозаводах в РФ, вслед за тем и на компонентных предприятиях?
Автопром для экономики — та курица, которая несет золотые яйца. Но если их продают по цене бриллиантовых!...
рлш ЗХЗ