Рацион "феррари"
220 ТОНН ГОРЮЧЕГО И 40 ТОНН МАСЕЛ
Совсем немного осталось до старта формулы 1 в нынешнем сезоне. Но здесь речь пойдет не о прогнозах.
Вспоминаю прошлогодний февраль. Погода совсем не зимняя. В лабораториях фирмы "Шелл" в Манчестере о достоинствах ее продукции журналистам рассказывает... Рубенс Баррикелло. Конечно, не о химических формулах присадок, масел и топлив, но все же о том, что делает "Шелл" для успеха своих клиентов от формулы. Новый двигатель без соответствующих горюче-смазочных материалов за победу бороться не способен. Кстати, вот он - 10-цилиндровый красавец с блестящими выпускными патрубками из нержавейки и эмблемой "Феррари".
Как бы эффектно ни смотрелась банка "Шелл Хеликс Ультра" в руках знаменитого пилота, да еще на фоне мотора формулы 1, все понимают: у гоночного болида рацион свой - товарные масла и топлива не для него. При удельной мощности под 250 л. с. с литра рабочего объема и 17 000 об/мин маслу приходится отдуваться по полной, поэтому рацион специальный. Касается это как масел, так и топлив. Никаких присадок, снижающих скорость горения или токсичность выхлопа, в бензин для формул, конечно, не добавляют, а октановое число подбирают индивидуально под каждую гонку. Оно колеблется от 95 до 102 единиц в зависимости от режима работы двигателя на трассе: скажем, в Монце и Монако топливо будет разным.
Чтобы удовлетворить клиента со столь сложными запросами, очевидно, требуются серьезные исследования. А вместе с ними появляется и опыт - наработки, которые можно использовать и в "мирной жизни". Кто усомнится в правильности выбранного пути, пусть вспомнит о спортивных результатах "Феррари". Как-никак победа в Кубке конструкторов на протяжении трех последних лет чего-то стоит. Кстати, знаете, сколько потребляет команда формулы 1 за сезон? Около 220 тонн горючего и 40 тонн смазочных материалов.
Продуктам спецназначения ведущие фирмы уделяют много внимания, и все же главным для любого производителя остается массовый рынок. И здесь как нельзя кстати оказываются по-спортивному гибкие и быстрые методы работы. Требования к маслам и топливам для обычных машин обновляются через несколько лет, а рецептура аналогичных продуктов для гоночного болида - каждый сезон. И к тому моменту, когда производители обычных автомобилей потребуют от инженеров модернизировать масло для работы в тяжелых условиях, у них уже будет готов рецепт для экстремальных.
Понятно, что требования для обычных и гоночных машин отличаются, но методы разработки - одни. Какая разница умному прибору - спектрофотометру или хроматографу, для каких целей проводятся исследования. Если влияние состава топлива на его свойства изучены, остается лишь доводка продукта, которую проводят на моторных стендах или автомобилях. И тут начинается самое интересное.
В одной из лабораторий представлен двигатель с прозрачными стенками цилиндров. Две скоростные камеры, преобразователи и... Процессы в цилиндре можно изучать, сидя за компьютером: смотреть, как распространяется фронт пламени, где в цилиндре появляются зоны перегрева, насколько полно сгорает топливо. Более тонкая доводка - уже на автомобиле. Правда, не совсем обычном. Скажем, с тремя топливными баками или одним, но имеющим систему раздельного забора топлива из верхней части бака и с его дна. Отличающиеся составом топлива подают в разные цилиндры (тут система впрыска ну очень распределенная), скажем, одно - в первый и второй цилиндры, другое - в третий и четвертый. После работы мотора в таком режиме можно оценить состояние камеры сгорания, клапанов. Только разбирать для этого двигатель не будут - вывернут свечу и введут внутрь цилиндра технический эндоскоп.
Так поэтапно топливо проверят на десятке стендов. Оценят, как оно будет влиять на показатели автомобиля и, убедившись, что новый продукт удовлетворяет самым высоким требованиям, дадут ему путевку в жизнь.
Продукты, ориентированные на массовый рынок, "делают погоду", но их успех во многом зависит от технических наработок фирмы, квалификации инженеров. И в конечном счете - от работы на большой спорт.
ТЕКСТ / ФЕДОР МАСЛОВ