Впрыск на ладони

ВПРЫСК НА ЛАДОНИ

В САМАРЕ ПОПОЛНИЛИ СПИСОК ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ

Чем совершенней система управления двигателем, тем она сложнее. Хотим мы того или нет, силовой агрегат обрастает дополнительными устройствами, датчиками, исполнительными механизмами. Не остаются в стороне и приборы, призванные следить за ними.

ХОРОША ЛОЖКА К ОБЕДУ

Несколько отечественных фирм приступили к разработкам подобных приборов на удивление своевременно - еще до того, как производство двигателей со впрыском в России поставили на поток. Можно сказать, в нарушение плохих традиций, когда с конвейера начинают сходить новые автомобили, а как их обслуживать ни один гений автосервиса не знает!

Одним из первых создали диагностический сканер-тестер ДСТ-2М на самарском научно-производственном предприятии "Новые технологические системы" (НПП НТС). С 1995 года более 5 тысяч таких приборов поставлено потребителям. Но появились иные модели автомобилей и впрыск, пришла пора обновлять парк оборудования. Сегодня у прибора новая, еще более надежная элементная база, новый дисплей с подсветкой. ДСТ-2М чуть потолстел, но им удобно работать даже в темноте, а приятная на ощупь клавиатура и удобное меню помогают быстрее его освоить (фото 1).

Чтобы связать ДСТ-2М с конкретным блоком управления, в прибор нужно вставить картридж с соответствующей программой. Только вазовских, самых популярных, ныне четыре, а еще есть газовские. Если через руки мастера проходят разные автомобили, ему приходится то и дело менять в ДСТ картриджи. Находчивые даже скрепляют их изолентой попарно, как на войне "рожки" автомата Калашникова!

Вот это и привело к созданию универсального картриджа "Комби-ВГ": он позволяет диагностировать большинство впрысковых двигателей ВАЗ, ГАЗ и УАЗ. А скоро в этом картридже пропишутся и модели ГАЗа с блоками АВТРОН и МКД (фото 2), и дизель ГАЗ-560.

Не попал в этот список блок Bosch МР 7.0 под нормы токсичности Евро III. Мотивировали тем, что такие автомобили ВАЗ поставляет лишь на экспорт, в России, мол, их быть не должно. На самом деле и эти машины нередко попадают на предприятия автосервиса, что побудило самарцев подготовить отдельный картридж для их диагностики.

ВКЛЮЧАЕМСЯ В РАБОТУ

Подключив прибор к автомобилю, первым делом выбираем в меню марку - ВАЗ или ГАЗ. Затем программа сама, без участия автовладельца или даже мастера, определит тип блока, установленного в машине. Это так называемое "автоопределение" - важная, заметим, функция! Прежде эту задачу приходилось решать автомеханику; случались ошибки, на дисплей прибора выводилась неверная информация. Страдали и клиент, и механик, когда первый возвращался с законными претензиями.

Почерпнув из блока данные, прибор представляет их механику в текстовом и графическом виде. Правда, последнее достоинство прибора несколько обесценивается низким разрешением маленького дисплея. Но персональный компьютер позволяет забыть об этом недостатке ДСТ: нужно лишь обзавестись шнуром, передающим данные из ДСТ в память компьютера, и программой Dst Link, выводящей данные на экран монитора. Шнур можно купить у дилера, а программу - бесплатно скачать с сайта НТС в Интернете.

За семь лет ДСТ-2М несколько устарел, но все еще пользуется хорошим спросом. Потому его и не спешат снять с производства, хотя замена ему уже есть - ДСТ-10 (фото 1). Новому прибору не нужны картриджи, необходимая информация записана в памяти прибора, которую по мере надобности можно обновлять у дилера. По функциональным возможностям прибор аналогичен ДСТ-2М, даже внешне они похожи. Но избавившись от картриджа, прибор "похудел", его удобнее держать в руке.

Будущий прибор - ДСТ-20, как обещают специалисты, позволит возложить на него дополнительные функции. Со временем он сможет работать как двухканальный осциллограф. Кстати, важное достоинство сегодняшнего ДСТ-10 - он намного дешевле ДСТ-2М: 330 долларов против 550!

ВИНОВНИКА К ОТВЕТУ

При диагностике, поиске неисправностей довольно трудно найти капризный датчик, работающий посредственно, со сбоями, если они не записываются в памяти блока как "ошибки". Здесь требуется прибор, способный контролировать сигнал, посылаемый непосредственно датчиком, и определяющий его работоспособность. Это ДСТ-6 (фото 3). Скоро начнет продаваться его обновленная версия ДСТ-6С, у нее корпус с двухстрочным индикатором. Такой же у ДСТ-8 (фото 4). В дополнение к уже известным функциям ДСТ-6 и последующие приборы способны проверить лямбда-зонд и сымитировать сигнал датчика положения коленчатого вала. Полезное приобретение не только для мастеров автосервиса, но и для владельцев магазинов автозапчастей, которым приходится проверять кондиционность продаваемых датчиков.

В комплекте с ДТС-6 идут кабели для диагностики двигателей ВАЗ (фото 5), ЗМЗ (фото 6).

НА ПОДХВАТЕ КОМПЬЮТЕР

Функции сканера или мотор-тестера в автосервисе может взять на себя компьютер. Для этих целей у фирмы НТС есть обновленная программа "Мотор-Тестер МТ-4". Для ее установки на компьютер необходимы процессор не ниже 486 и ОЗУ не менее 8 Мбайт, операционная система Windоws 95 и выше, CD-ROM-привод или дисковод на 3,5 дюйма для установки программы, сетевая плата с интерфейсом 10-BASE-T. Этим условиям удовлетворяет большинство компьютеров даже устаревших моделей, не говоря уже о современных.

В комплекте - компакт-диск с программой, адаптер (фото 7), помогающий установить связь с электронным блоком управления двигателем, и соединительные кабели, в том числе кабель ОВDII с новым разъемом, под который рассчитаны блоки Bosch MP 7.0.

Программа МТ-4 - это усовершенствованная модель сканера серии ДСТ: информация выводится не на крошечный дисплей, а на большой экран - в цифровом и графическом виде. Одновременно можно просматривать до 16 параметров, разбитых на группы. При желании несложно сгруппировать их, как удобнее пользователю. Параллельно с просмотром можно управлять исполнительными механизмами, выводить ошибки.

В случае сомнений в исправности какого-либо датчика нужно запустить двигатель и, включив запись, опробовать его на разных режимах. Продолжительность записи ограничивает только свободное место на жестком диске компьютера. Далее включают просмотр и анализируют результаты работы. Полученная информация заносится в базу данных о клиентах, можно ее и распечатать. В дальнейшем при очередной диагностике новые данные можно сравнить с прежними.

Программа МТ-4 работает со всеми вышеупомянутыми блоками, да вдобавок - с моделями фирмы "Дэу". Вскоре в этом списке ожидаются и другие иномарки.

Есть у НТС простенькая, но любопытная приставка KRP-4M (фото 8). Подключенная к стандартному адаптеру KR-4, она выполняет функции многоканального осциллографа. В комплекте с дополнительными токовыми и емкостными клещами и необходимыми кабелями с переходниками она проведет углубленную диагностику любой системы зажигания. Но рассчитана на подготовленного специалиста, разбирающегося в характере сигналов с датчика, исполнительного механизма, катушки зажигания.

Если осциллографическая приставка потребителю не нужна, он может воспользоваться упрощенной программой "Мотор-Тестер МТ-2Е". По всем основным функциям она аналогична МТ-4.

В дополнение хорошо бы иметь стробоскоп с регулируемой задержкой, позволяющей точно установить угол опережения зажигания двигателя (фото 9).

Специалисты НТС постоянно совершенствуют свой софт (программы). Каждую новую версию можно свободно скачать через Интернет с сайта компании.

КУДА ГЛАЗА ГЛЯДЯТ

Что же предпочесть? Выбор достаточно прост. Если сервис невелик, а владелец намерен заниматься только диагностикой отечественных автомобилей, не вдаваясь в премудрости форм сигналов с различных датчиков, вполне можно ограничиться ДСТ-10. При более серьезных планах стоит задуматься о покупке персонального компьютера и программы "Мотор-Тестер

МТ-4". Это позволит углубленно диагностировать не только отечественные, но и импортные автомобили, а все затраты, полагаем, быстро окупятся.

Лучшее - продолжение хорошего.

Универсальный картридж "Комби-ВГ" (справа) заменит устаревшие модели.

ДСТ-6 - прибор для проверки датчиков и исполнительных механизмов.

ДСТ-8 - упрощенная версия сканера ДСТ-2М.

Кабель к ДСТ-6 для работы с автомобилями ВАЗ.

Кабель к ДСТ-6 для обслуживания двигателей ЗМЗ.

Комплект программы МТ-4.

Осциллографическая приставка к программе МТ-4.

Дополнение к МТ-4 - стробоскоп.

Подпишитесь на «За рулем» в