Верное средство
КАК ПРОВЕРИТЬ И ОЧИСТИТЬ ФОРСУНКУ
Если не хватает одного из двух компонентов, за дело принимаются диагносты. С хорошим оборудованием про мотор расскажут почти все. Электрические параметры датчиков и блоков измерят мультиметром, сопротивление впускного тракта - вакуумметром. Подачу топлива легко проконтролируют манометром и т. д.
Единственное, что невозможно оценить с помощью хитрых приборов, - состояние форсунки. Оговорюсь: порой выручает газоанализатор, но и он может сплоховать, особенно на изрядно поработавшем двигателе. Ведь прибор "видит" лишь суммарный итог работы всех цилиндров. Между тем комбинация "дырявых" и засоренных форсунок порой дает замечательные показатели, если дефекты "взаимно уравновешены". А ситуация небезобидная. Нераспыленное топливо догорит позже - в выхлопной трубе, подписав приговор лямбда-зонду (датчику кислорода) и дорогущему катализатору.
НЕ ВЕРЬ, ПОКА НЕ УВИДИШЬ
Самый надежный метод определить неисправную форсунку - взглянуть на все собственными глазами. Это можно сделать, к примеру, в установке английской фирмы ASNU. Снятые форсунки крепят на специальной рейке, а затем к ним подают контрольную жидкость и управляющие электрические импульсы. Сквозь прозрачное стекло мастер наблюдает процесс воочию. Заданное сочетание параметров позволяет проводить контроль на 11 режимах. Разумеется, для различных моделей инжекторов они разные. Основной критерий годности звучит так: в нужном месте с должным качеством. Проще говоря, факел топлива обязан иметь заданную форму (например, конуса или иглы) и дисперсность. При косом факеле часть топлива просто оседает на стенке, не участвуя в смесеобразовании, крупные нераздробленные капли хуже горят. К сожалению, исправные форсунки тоже далеки от идеала. Около 20% топлива все же попадает в мертвую зону за пределы конуса.
Следующий этап - контроль производительности. Форсунки (до 8 шт. одновременно) соревнуются в синхронном наполнении мензурок топливом. Допустимый разброс ±3 ммз. Эта разница уже ощущается при работе двигателя.
ОТ ФЛАКОНА К УЛЬТРАЗВУКУ
Выявив причины, приступают к ремонту. У сторонников безразборного метода есть свои варианты. Самый простой - добавление моющей присадки в бак. Способ хорош при небольших загрязнениях. Иначе растворенные нечистоты, собранные по всей системе, могут напрочь закупорить топливные фильтры или, добравшись до распылителя, вывести из строя прецизионный узел.
Грязи будет меньше, если начать промывку поближе к форсунке, с рампы. Надо лишь отключить от нее подающий топливопровод и присоединить свой - от бачка с сольвентом. Давление в рампе создает сжатый воздух от внешнего источника. Так работает одноконтурная установка. Если диафрагма регулятора чересчур чувствительна, а источник отличается склонностью к пульсациям, часть моющей жидкости вместо двигателя по сливной магистрали отправится в бак. Сэкономит дорогостоящую "промывку" двухконтурная система. Она соединяется с рампой на входе и выходе и работает по замкнутому циклу. Здесь броски давления роли не играют. Считается, что, поработав минут сорок на оборотах, близких к холостым, форсунки обретают первозданную чистоту. Возможно, только снаружи этого не видно! Косвенные показатели - ненадежный советчик. Кроме того, были случаи, когда мощный растворитель полностью съедал уплотняющее тефлоновое покрытие иглы и ее седла. Но даже такая ядовитая смесь не берет нагар с форсунки непосредственного впрыска (СDI). Высокотемпературные отложения просто так не сдаются!
Мы делаем по-другому. Упомянутый уже аппарат фирмы ASNU включает в себя еще один блок - ультразвуковой мойки. Принцип использования высокочастотных звуковых колебаний для очистки от грязи не нов. Домохозяйки, например, давно освоили "чудо-таблетку" - компактный ультразвуковой генератор, опускаемый в таз с грязным бельем. Секрет фирмы в другом - составе моющей жидкости и режимах обработки поверхностей.
Перед началом процедуры форсунки "раздевают", снимая фильтр (всякая форсунка снабжена собственным сетчатым фильтром с тонкостью отсева до 20 мкм) и уплотнительные резиновые колечки. Больше они не понадобятся, после бани их заменят новыми. Помывку ведут в специальной ванне. Одновременно на соленоид запорной иглы подают управляющие сигналы. Поднимаясь, она пропускает сольвент во внутреннюю полость, что способствует лучшей очистке седла. Обычно цикл занимает 15-20 минут, но в тяжелом случае может растянуться и на полтора часа. Удается восстановить до 99% инжекторов. Остальные бракуют из-за чрезмерного износа поверхностей. Завершающая стадия - выходной контроль.
ПОЧЕМ БЕРУТ?
Прибор для диагностики и ультразвуковой очистки ASNU стоит около $4 тыс. Полный цикл по проверке и очистке форсунки - от $15 до 25 в зависимости от типа. Одна только диагностика обойдется в $10. Разумеется, все со снятием-установкой и заменой расходников.
Для владельцев отечественных авто расклад невыгодный. Проще, казалось бы, купить новые детали. Как бы не так! Новое и годное у нас не одно и то же. И свежая запчасть вполне может оказаться хуже старой. Пришлось предложить новую услугу. Англичанам такая и не снилась! За $5 подбираем ВАЗам новые форсунки. Стараемся, чтобы на одном моторе оказались изделия с близкими параметрами. Хлопотно, зато равномерность работы двигателя сильно возрастает. Для спортсменов, требующих особой тщательности, среднее соотношение выборки - четыре из двадцати.
НА ПРИЕМ
А теперь - о частоте контроля: ведь за такие деньги в сервис много не наездишься. И не надо. Раз в сто тысяч километров вполне достаточно. Главное - не заправиться "паленым" бензином или "левым" маслом. Тогда час расплаты может пробить раньше.
Почувствовать его приближение можно по косвенным признакам. Это плохой пуск (в том числе "на горячую"), неустойчивый холостой ход, падение мощности, большой расход топлива, низкая приемистость, рывки, черный дым из выхлопной трубы. Если традиционные методы диагностики ничего не дали, присмотритесь к форсункам.
До очистки......и после.
Распыл нормальный!
Расход топлива - как на ладони.
ТЕКСТ / БОРИС ЧЕЛЯДИНОВ, ТЕХНИЧЕСКИЙ ДИРЕКТОР ФИРМЫ "ЦЕНТР ИНЖЕКТОРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"