Лучше, чем пасьянс: ремонтируем подшипник
Именно зимой обостряются заболевания, страдает психика, которая не успевает восстановиться за короткий летний сезон в России. И лучшее лекарство от томления духа и прочих хворей – ручной труд, когда руки не только держат банку, бутылку или сигарету, но и совершают более сложные движения под управлением головного мозга. Этот материал подскажет, как можно занять свой досуг без вреда для себя и своего мотоцикла.
В любом мотоцикле содержится немало шариковых подшипников. Многие владельцы меняют их при первых признаках люфта или посторонних звуках, а старые выкидывают. Между тем любой мальчишка раньше знал, сколь ценен даже изношенный подшипник. Ведь помимо прямого назначения (катиться куда сказано) он является источником шариков для рогатки (или пневматики, что ближе к современным тенденциям), а также великолепной стали для ножей. К тому же подшипник, как показал мировой опыт, вполне поддается восстановлению. Эту технологию первыми освоили японцы, которые в конце прошлого века массово скупали советские подшипники (даже новые!), переделывая их в «made in Japan» (кстати, именно поэтому тогда японские подшипники были заметно дешевле европейских). Позже, когда про bearing reforming пронюхали китайцы, детали пошли «по второму кругу». Но грамотно восстановить геометрию оказалось трудной задачей, поэтому постепенно в Поднебесной освоили производство новых подшипников, а старые советские хранят в качестве стратегического запаса высококачественной стали. Мы покажем, как перебрать подшипник в домашних условиях. Это не так сложно при наличии прямых (и нетрясущихся) рук и нехитрого инструмента.
Однако намекнуть – пожалуйста! Нам надо восстановить геометрию шариков и колец. Лучше всего для этого подходят советские подшипники, особенно времен перестройки, у которых сталь еще нормальная, а размеры уже «от балды». Подбираем шарики и кольца так, чтобы зазоры в системе после шлифовки и полировки были не более одной сотой диаметра шарика (с учетом того, что при запрессовке подшипник сжимается). Шарики удобно шлифовать в старой стиральной машине в мешочке с дробью и абразивом (конечно, без воды). В сельских районах (где ненужные исправные стиральные машины найти трудно), бывало, эти мешочки привязывали к колесу электропоезда. Но тут важно точно знать расписание движение состава, чтобы вечером или на другой день изъять отшлифованные шарики. Ну и не попасть под подозрение в терроризме…
Кольца же шлифовать придется по старинке – оправкой твердого дерева (бук, дуб) и зеленой пастой ГОИ. Во времена СССР эту операцию нередко поручали солдатам, чтобы выполнить горящий план. И целые части вечерами терли пастой заготовки подшипников, которые потом оказывались в их самолетах, автомобилях, кораблях…
Конечно, вы понимаете, что использовать восстановленный подшипник по его прямому назначению не рекомендуется. (Да и цель наша, как помните, была совсем другая!) Но можно возить его с собой на всякий случай (для справки: четыре мирных подшипника – почти готовый кастет, причем без «статьи»). Или же подарить сынишке – путь строит самокат!