Айболит для «автомата»

Поломка коробки-«автомата» – из тех бед, что и врагу не пожелаешь. Визит в специализированную мастерскую не гарантирует успешного исхода (для серьезного ремонта АКП надо обладать ноу-хау производителя), но за разборку-сборку слупят по полной программе. Покупка новой коробки, достигающая 30% от остаточной стоимости подержанной иномарки, разорительна. Где же выход?

В Европе автовладельцы могут сэкономить – дилеры в качестве альтернативы предлагают поставить на машину бэушную АКП, восстановленную фирмой-изготовителем и с фирменной же гарантией. Обходится такая коробка примерно на треть дешевле новой. И сроки ремонта сведены к минимуму, поскольку на складах запчастей припасен «подменный фонд» самых ходовых коробок.

Совсем скоро аналогичная схема будет реализована в России. Немецкий концерн ZF, один из ведущих производителей АКП, обещает этим летом открыть в Москве технический центр по ремонту и восстановлению автоматических коробок. Клиентами предприятия станут прежде всего официальные сервисы брендов, использующих трансмиссии ZF. Среди них BMW, Land Rover, Jaguar и Audi.

С большой вероятностью лечением изделий бренда ZF дело не ограничится – услугами «лазарета» для АКП наверняка захотят воспользоваться представители других марок. Уж слишком заманчиво выглядит возможность заводской реабилитации сломанных агрегатов.

Чтобы развеять сомнения в качестве коробок, переживших второе рождение, журналистов ведущих автоизданий пригласили на головное предприятие ZF Services в немецком Саарбрюкене. Именно по его образу и подобию будет создан московский центр.

Предприятие в Саарбрюкене примостилось под боком огромного завода по производству АКП, где все автоматизировано до предела. В восстановительном техцентре, напротив, преобладает ручной труд и ритм «очеловеченный», внешне неспешный. Цеха очень светлые и чистые, ни одной лужицы масла на полу, на верстаках рабочих приколоты шаржи.

На реанимацию одной автоматической коробки уходит около семи часов. Преобладает нелегкий мужской труд

Механизация проникла на несколько участков: очистки корпусов, заправки отреставрированных коробок трансмиссионной жидкостью, стенд финальных испытаний под нагрузкой. Остальное делается вручную – АКП разбирают до последней шестеренки в планетарном механизме, детали придирчиво дефектуют. Труд нелегкий физический (попробуйте потягать за смену тяжелые валы и редукторы), при этом требует глазомера часовщика. Но точная механика – немецкая стихия. Видели бы вы просветленные лица мастеров, работающих с нескрываемым удовольствием! Прежде чем начать сборку, внутренности коробок отмывают до первозданного блеска. В обязательном порядке меняют прокладки, уплотнители, фильтры, все мало-мальски изношенные детали. Если какой-то узел после запуска коробки в серию пережил заводской тюнинг, то имплантируют его усовершенствованный вариант. На финише получают АКП, практически не отличимую от сошедшей с заводского конвейера, и с той же двухлетней гарантией.

Единственный участок, где работают женщины, – восстановления блока мехатроники

Скоро в этих цехах зазвучит русская речь – в Саарбрюкене пройдут стажировку специалисты, которым доверят работу в московском центре. В штат предприятия наберут 30 специалистов. Масштаб, конечно, поменьше, чем в Германии, но производственная цепочка и контроль качества будут в точности те же. Инвестиции в оборудование и обучение персонала составят порядка двух миллионов евро. По словам главы российского представительства ZF Friedrichshafen AG Олега Молоткова, на первом этапе планируется выпускать около 2000 восстановленных и отремонтированных трансмиссий в год.

Девятая ступень

Казалось бы, в последнее время «роботы» и вариаторы изрядно потеснили позиции гидромеханического «автомата». Но аналитики ZF убеждены, что у «классики» светлое будущее, и подобные АКП в перспективе будут доминировать на рынке. Коробки ZF последних поколений мало уступают «роботам» с двойным сцеплением в экономичности (т.е. почти догнали по КПД), но работают не в пример комфортнее.

Закрепить превосходство АКП должна новейшая 9-ступенчатая коробка ZF серии 9НР, предназначенная для машин с поперечным расположением силового агрегата. Коробка получилась очень компактной и способна переварить большой крутящий момент. Специально под выпуск новинки ZF начнет строительство завода в США (штат Северная Каролина).

Подпишитесь на «За рулем» в