Японский Ducati: Yamaha TRX 850

Рама «птичья клетка», твин, пусть рядный, а не L-образный, солидные тормоза от Brembo… Первое впечатление при взгляде на Yamaha TRX 850 – мотоцикл всем своим видом говорит: «Хочу быть Ducati!»
Yamaha TRX 850: 83 л.с., 1995–1999 гг., 100–180 тыс. руб.

ИСТОРИЯ. Yamaha TRX 850, представленный японской публике в 1995 г. и через год появившийся в Европе, разительно отличался от основной массы японских мотоциклов той поры. Аппарат, внешне довольно сильно напоминающий Ducati 900 SuperSport, сложно отнести к какому-то одному классу: жесткая ходовая часть в сочетании с короткой базой однозначно указывает на наличие спортбайковской составляющей, но не самый мощный parallel twin и скромная капотировка позволяют назвать его скорее «нейкед»-байком.

TRX 850 оснащен рядным двухцилиндровым десятиклапанным двигателем с сухим картером, который является, по сути, модификацией мотора TDM850. Не совсем рядный (скорее даже V-твиновый) его характер обусловлен чередованием вспышек через 270 градусов, так же как и на TDM 850. Основные же отличия «тээриксовского» силового агрегата от «тэдээмовского» – другие распредвалы, карбюраторы и измененные передаточные отношения КП.

Двигатель помещен в пространственную раму из стальных труб, конструктивно схожую с «птичьей клеткой» Ducati. Помимо интересного внешнего вида рама обладает отменной жесткостью. Дополняют «спортивность» ходовой заимствованные у семейства FZR подвески и тормоза. И вилка, и задний моноамортизатор – с полным набором регулировок. Компоненты тормозной системы – производства Brembo, спереди два четырехпоршневых суппорта в сочетании с 320-миллиметровыми дисками, сзади – двухпоршневой суппорт.

Водительское место весьма просторное, сиденье плоское, в длительных поездках можно менять посадку, смещаясь вперед-назад. Единственный сомнительный с точки зрения дальнобоя момент – высокая жесткость подушек сидений. Что, разумеется, при желании лечится.

С момента появления Yamaha TRX 850 и до снятия его с производства в 1999 г. никаких изменений мотоцикл не претерпел.

1995. Yamaha представила публике стрит-байк TRX 850 с рядной «двойкой».

ЗАЧЕМ? Для жизни. В первую очередь, конечно, для жизни городской, хотя Yamaha TRX 850 – аппарат достаточно универсальный. В городе он чувствует себя как рыба в воде благодаря удачному сочетанию тяговитого двигателя (мотоцикл уверенно едет уже с 3000 об/мин), отменной управляемости и эффективных тормозов. Подходит мотоцикл и для дальнобоя – наличие полуобтекателя делает поездку достаточно комфортной, а доступная в широком диапазоне оборотов тяга двигателя позволяет уверенно совершать обгоны, не выкручивая двигатель до звона. Но в первую очередь это все же вариант заготовки для стритфайтера: достаточно лишь немного «разозлить» двигатель – и TRX превратится в настоящего «уличного бойца».

ГДЕ ИСКАТЬ? Поиск TRX 850 в состоянии «недавно из салона» – занятие бесперспективное, годы берут свое. Поэтому придется выбирать из того, что есть. Мотоцикл никогда не занимал верхних строчек в отчетах о продажах, поэтому на рынке секонд-хенда он не самый частый гость. В салонах встречается исчезающе редко, хотя привезти его под заказ пока еще можно – как из Японии, так и из Европы. Существенная часть аппаратов, продаваемых на просторах интернета, принадлежит частникам.

ТЮНИНГ. Направление «улучшайзинга» Yamaha TRX 850 определяется теми целями и задачами, которые ставятся перед ним. Чаще всего «тээрикс» выступает в роли ежедневного городского транспорта, и в этом случае минимальный набор довольно стандартен. Установка слайдеров (3–5 тыс. руб.) или дуг (найти которые в продаже сложно, проще заказать изготовление в России; обойдутся они в 5–7 тыс. руб.) поможет обезопасить мотоцикл в случае падения. Причем дуги на этом аппарате не только более эффективны, но и выглядят весьма гармонично. Комплект из двух столь популярных у нас прямоточных глушителей стоит от 12 тыс. руб. за «ноунейм» до 20–40 тыс. руб. за «концы» от именитого производителя.

В Европе TRX 850 – очень популярная заготовка для постройки стритфайтера, кроме того, нередки случаи заточки «тээрикса» под любительское «кольцо». Если действовать в этом направлении, то помимо перечисленного можно озаботиться изменением передаточного отношения путем замены звезд (2–3 тыс. руб.) и подбором более подходящих для таких условий тормозных колодок (3–3,5 тыс. руб. за «синтетические»). Кстати, езда на заднем колесе не страшна для «тээрикса» – маслобак двигателя расположен позади цилиндров, соответственно мотор не страдает от масляного голодания при езде в вили.

Замена родных CV-карбюраторов на шиберные (Keihin серии FCR или Mikuni серии RS) также поможет заметно «разозлить» TRX. Бюджет этого мероприятия 15–20 тыс. руб. при покупке новых либо 8–12 тыс. руб. за карбюраторы б/у. Одновременно стоит установить и фильтры низкого сопротивления (2–4 тыс. руб.).

Если жесткости вилки не хватает даже при затягивании на максимум всех регулировок, поможет замена картриджей. Более бюджетное решение – залить в вилку масло пожестче. Также часто встречается мегатюнинг в виде установки третьей траверсы, соединяющей подвижные части перьев. Не знаю, насколько заметно увеличение жесткости вилки, но благодаря эффекту плацебо позитив как минимум обеспечен.

Сиденья TRX 850 не самый лучший вариант для дальнобоя. Более комфортная альтернатива производства Corbin обойдется в 8–10 тыс. руб. за водительское и 7 тыс. руб. – за пассажирское. Можно ограничиться и надувной подушкой на водительское либо пассажирское сиденье от AirHawk (5,5 тыс. руб.).

«Туристическое» ветровое стекло от MRA или Zero Gravity стоит 4,5–6 тыс. руб. Добавит удобства мотоциклу и установка рукояток руля с подогревом. Цена оxford«овских – 3,5–4,5 тыс. руб., Saito дешевле – 2,5–3,5 тыс. руб. Не помешает решить и вопрос транспортировки багажа. Верхний кофр объемом от 40 до 52 л стоит 8–12 тыс. руб., еще 2–4 тыс. руб. потребуется за площадку для его крепления.

ЦЕНЫ. Несмотря на довольно высокую цену на новые Yamaha TRX 850 в годы их выпуска, бюджет приобретения подержанного аппарата сравним с ценниками на популярные «четырехсотки». Цены на Yamaha TRX 850 находятся в диапазоне 100–180 тыс. руб., отклонения в ту или иную сторону зависят от степени замученности мотоцикла, срочности продажи либо, наоборот, жадности продавца.

Основная масса «тээриксов», фигурирующих в объявлениях о продаже, принадлежит частным лицам, поэтому торг никто не отменял. В любом случае цена конкретного аппарата в большей степени определяется его состоянием, чем пробегом или годом выпуска.

Стоимость обслуживания «тээрикса» невелика, проблем с запчастями и расходниками также не возникает: во-первых, мотоцикл выпускался и для японского, и для европейского рынков, во-вторых, существенная часть деталей идентична запчастям на заметно более популярный TDM 850. Ликвидность TRX 850 нельзя назвать высокой, но и сложностей с дальнейшей продажей «японского Ducati» ожидать не стоит.

ВЫБОР. При выборе Yamaha TRX 850 следует помнить, что этот мотор – один из тех, благодаря которым к ямаховским мотоциклам надолго приклеилось прозвище «масложорка». Сие, конечно, не означает, что выдающийся масляный аппетит присущ всем моторам, но физику не обманешь: все-таки у TRX 850 пять клапанов на цилиндр. Ужор масла проявляется в первую очередь, если постоянно крутить двигатель до красной зоны или долго ехать по трассе на высокой скорости. Лечится это заменой маслосъемных колпачков и колец (см. «Мото» №2-2012). Кстати, кольца продаются только комплектом, стоимость запчастей и работы по замене составляет обычно 10–12 тыс. руб.

Как и прочие мотоциклы, TRX 850 требует регулярной, раз в 12–15 тыс. км пробега, проверки и при необходимости регулировки зазоров клапанов. Как и с прочими мотоциклами в России, большинство владельцев на это дело забивают. В особо запущенных случаях можно попасть на замену и клапанов, и седел.

Конечно, не каждый продавец признается в том, что двигатель его аппарата жрет масло. Поэтому лучше это проверить. После того как двигатель прогреется, попробуйте поднести к отверстию глушителя лист белой бумаги. Если на листе нарисуется густое черное пятно или, что еще хуже, будут видны черные капли, от покупки лучше отказаться.

Некоторые владельцы TRX 850 забывают при замене масла слить содержимое маслобака, удивляясь, что при откручивании маслофильтра оттуда вытекает лишь около литра смазки. А основной сливной болт-пробка находится с левой стороны двигателя, в нижней его точке. Поэтому ненавязчиво поинтересуйтесь у продавца, как меняется масло на этом мотоцикле, и если окажется, что только путем откручивания крышки масляного фильтра, не приобретайте его.

Случаются на TRX и проблемы с карбюраторами. Известные по ряду других мотоциклов, Mikuni BDST начинают готовить слишком богатую смесь и не поддаются регулировке. Происходит это из-за того, что игла разбивает колодец распылителя и изнашивается сама. Лечится заменой игл и колодцев либо установкой б/у карбюраторов. И в том и в другом случае бюджет составит 8–12 тыс. руб.

Встречаются трудности и с коробкой передач. Если во время пробной поездки на «тээриксе» выяснилось, что вторая передача недовключается или вылетает, стоит готовиться к ремонту КП. Бюджет зависит от степени убитости агрегата. В особо запущенных случаях восстановление работоспособности коробки может обойтись в 30–40 тыс. руб.

Подвеска TRX 850 проста и надежна, ярко выраженных «болевых точек» у нее нет. То же касается и тормозов. Главное – убедиться, что время пощадило суппорты и они не закисли. В противном случае можно попасть на их ремонт и на замену подъеденных тормозных дисков.

«Тээриксовская» стальная рама не только надежна, но и ремонтопригодна – в случае небольших проблем с ними справится мало-мальски грамотный сварщик.

На степень износа резины можно не обращать особого внимания – «бублики» на TRX 850 скромного размера, сзади стоит 160/60–17, и цены на резину такой размерности весьма гуманные.

TRX 850 действительно очень похож на Ducati: рама «птичья клетка», двухцилиндровый двигатель (правда, рядный), тормоза Brembo.
«Тээриксовская» стальная рама не только надежна, но и ремонтопригодна – в случае небольших проблем справится с ними любой мало-мальски грамотный сварщик.
Тормоза на TRX 850 – Brembo, и этим все сказано. Впереди два четырехпоршневых суппорта в сочетании с 320-миллиметровыми дисками, сзади – двухпоршневой суппорт.
TRX 850 получил подвески от мотоциклов семейства FZR. И вилка, и задний моноамортизатор обладают полным набором регулировок.
Жесткий пассажирский «насест» пригоден лишь для коротких поездок.
Установка защитных дуг существенно повышает шансы добраться до дома своим ходом после падения и снижает стоимость восстановительного ремонта.
Конструктив и внешность в стиле Ducati в сочетании с простотой обслуживания «японца» – это и есть Yamaha TRX 850.

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ РАСХОДНИКОВ И ЗАПЧАСТЕЙ

НаименованиеОригинальные запчасти, руб.Неоригинальные запчасти, руб.
Масляный фильтр800250–400
Воздушный фильтр25001500
Тормозные колодки передние52002300–3000
Тормозные колодки задние28001500–1800
Цепь и звезды, комплект180005500–8000
Рычаги тормоза/сцепления1500500–1000
Слайдеры рамы3000–5000

КОНКУРЕНТЫ.

BMW F800S: 2006 – н.в., 300–600 тыс. руб.
Ducati 900 SS: 1990–1997, 160–200 тыс. руб.
Kawasaki ER-6f: 2005–2008, 180–260 тыс. руб.
Suzuki SV650S: 1999–2002, 120–180 тыс. руб.

Благодарим мастерскую «Мотосервис Норд» и Петра peter36rus за помощь в подготовке материала.

Подпишитесь на «За рулем» в