Грузоперевозки: конфликт за спорные территории
Росавтодор прав, на пору весенней «просушки» ограничив движение большегрузов — чтобы не угробить подмокшие при таянии снегов трассы. Бизнесмены ополчились: несем серьезные убытки, товары не поступят по назначению. Если тем же автовозам не открыть путь, рынок спикирует. На автозаводах негде хранить готовую продукцию — хоть останавливай конвейер. Платить дорожному контролю за сверхнормативный вес — это владельцев груза и перевозчиков не устраивает: слишком дорого.
Рядовые автомобилисты проиграют в обоих случаях: сними запрет — асфальту амба. Рухнет рынок — не будет машин, тоже нехорошо.
В московской штаб-квартире АЕБ прошла пресс-конференция, на которой представители бизнеса еще раз заявили несогласие с нормами ограничений и слишком высокими, как считают, тарифами компенсационных платежей (превысил дозволенный вес автомобиля с грузом — возмести затраты на неизбежный ремонт полотна). Представитель Toyota Motor Павел Елизаров рассказал: компенсация в расчете на один автовоз, следующий от Петербурга до Москвы, превышает 270 тыс. руб., тогда как стоимость самой перевозки — 54 тыс. руб. Получается, транспортировка машин к столичным дилерам в период весенних ограничений обходится в пять с лишним раз дороже.
Журналистам предоставили свидетельства о тех же трудностях BMW Group Russia, Volvo Cars, Daimler, Porsche Russland, торговые компании. Звучали категоричные, нелицеприятные заявления. Инофирмы сделали серьезные инвестиции, когда, откликнувшись на приглашение российского правительства, построили здесь заводы, прилежно выполняют принятые обязательства, в том числе по программе промсборки машин. Российская же сторона, ограничивая возможности логистики, сажает рентабельность производств, вводит инвесторов в немотивированные с точки зрения западной практики убытки.
Между строк читалось (а по окончании в кулуарах было сказано откровенно): бизнесмены не собираются мириться с такого рода непредвиденными расходами и найдут способ их компенсировать — подняв цену на продукцию.
— Покажите мне того министра транспорта, который впервые ввел эти гениальные сезонные ограничения! — воскликнул в сердцах председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас. — Разум отказывается принимать, что за прошедшие 50 с лишним лет такая страна, как ваша, не привела дороги в порядок. Как же развиваться экономике? Правительство обязано немедленно что-то сделать!
Плохо знакомым с историей страны зарубежным бизнесменам долго рассказывать о неэффективной экономике СССР, жесточайших кризисах в новой истории России… Так что иностранцам простительно эмоциональное недоумение. Другое дело, интересы западного бизнеса в АЕБ представляют также наши сограждане. И вопрос от «За рулем.РФ» был обращен к ним.
В одинаковой степени важно и бизнесу не навредить, и сеть автодорог сохранить. Но сейчас тот случай, когда «или — или». Так есть ли смысл нагнетать обстановку и обострять ситуацию, если все равно ничего не поделаешь?
— К тому, что можно сделать уже сейчас, мы и хотим привлечь внимание, — ответил Дмитрий Чельцов, председатель комитета АЕБ по транспорту и таможне. — Даже если Росавтодор справится с обещанием и к 2018 году доведет сеть федеральных магистралей до высшей категории, ждать этого момента слишком долго. Можно и нужно, например, вот что. Нынче на многих шоссе, где покрытие на значительной протяженности выдерживает максимальные нагрузки, есть отдельные участки, по 100-200 км, где асфальт слаб, и потому здесь ограничение нагрузки на ось составляет 5-6 тонн. За проезд по таким отрезкам дорог и начисляются баснословные штрафы и компенсации. Эти участки прежде всего следует привести в надлежащее состояние. Нужно создать реестр логистически-напряженных направлений, считать их первоочередными в планах строительных и ремонтных организаций. И в целом мы призываем Минтранс и Росавтодор согласовывать свои планы с перевозчиками, с бизнесом в целом. Тогда раньше 2018 года исчезнут «спорные территории», а вместе с ними и ограничения на большегрузные перевозки.