Дороги жизни
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Псковская область – очень средняя по двум параметрам: не самая большая и не самая маленькая по площади (на 48-м месте среди 83 субъектов Федерации) и по численности населения (тут она 64-я). Местные жители гордятся знаменитыми памятниками архитектуры и культуры, щедро разбросанными по Псковщине. А еще тем, что их область граничит не только с российскими регионами, но и с тремя иностранными государствами! При этом она, по данным Википедии, единственная из всех регионов страны не имеет своего гимна. Теперь же область на третьем месте среди российских регионов, ранжированных по аварийности на дорогах. Здесь на 12% выросло количество ДТП, на 40% – число погибших, на 14% – раненых. Более того, Псковщина – первая в стране по числу пострадавших на 100 тыс. жителей: 376,6 (при среднем по России показателе 195,8). И третья по количеству ДТП на 10 тыс. автомобилей: 81,5 (в среднем по РФ – 45,1). Берегитесь, въехав в Псковскую губернию: вероятность угодить в аварию здесь в два раза выше, чем в любом другом краю страны!
НА ДОРОЖКУ
В Псковской области отвратительные дороги. Я так полагал еще перед выездом, после «похода» в Сеть. В Рунете даже нашел сообщество «Убитые дороги Пскова». Движение общероссийское, его лидер – депутат Госдумы.
Два дня колесил по городу и окрестностям, но нигде дороги не заслужили особых упреков. Да, сравнивать их со знаменитыми германскими автобанами не стоит, но после долгой и тяжелой зимы с многочисленными перепадами температуры улицы почти всех российских городов выглядят не лучше, в Москве и Подмосковье в том числе. Тогда почему столько аварий?
ДЕНЕЖНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ
По мнению председателя областного комитета по транспорту и связи Игоря Сильченкова, главное в проблеме высокой аварийности – отсутствие организации, которая отвечала бы за безопасность движения. Ведь ГИБДД лишь наблюдает за происходящим и в меру возможностей фиксирует события.
Скажем, в Пскове на дорогах огромное количество пешеходных переходов; большая их часть – нерегулируемые. Устраивают такие переходы часто по требованию жителей; ни о каком планировании транспортных потоков речь не идет: этим в городе некому заниматься. Хорошо, что сократилось количество наездов на пеших, но ведь увеличилось число ударов о бамперы машин перед переходами.
Пскову на безопасную езду в 2006–2012 годах федералы выдали 487 млн., а область подкинула еще 152 млн. рублей. Во что они превратились? Чиновник отвечал, мягко говоря, уклончиво: «Вы же понимаете, у этих средств нет одного конкретного получателя, они растекаются тоненькими ручейками по десятку ведомств». Несколько раз в году собирается комиссия по безопасности дорожного движения, где решают, что необходимо сделать в первую очередь. Но эта комиссия, а значит и все ее решения, не имеет никакого юридического статуса. То есть ее рекомендации можно выполнять, а можно и забыть. Словом, ответственности - никакой.
Например, областная ГИБДД в прошлом году получила в рамках Федеральной целевой программы по безопасности дорожного движения из областного бюджета 2,5 млн. рублей; 500 тыс. ушло на пропаганду безопасности движения, за 577 тыс. купили компьютерный класс для приема экзаменов, за 250 тыс. – программное обеспечение, за 1 млн. рублей – автомобили (ВАЗ-2107!). Полсотни тысяч потратили на поддержку интернет-сайта.
Вернемся на два абзаца назад: было 639 млн. рублей! То есть только в рамках ФЦП и только на одну, не самую большую, область должны были выделять более 100 млн. рублей в год! Куда потратили эти деньги?
А ведь кроме целевых средств ФЦП есть бюджеты у каждой из организаций, завязанных на проблему безопасности, а это дорожники, полицейские, медики, спасатели, коммунальщики и т. д. Они израсходованы, судя по всему… Только на что?
В Пскове доходит до курьезов, совсем не смешных. В прошлом году решили осветить участки федеральных трасс (через Псковскую область их проложено четыре) там, где они идут через населенные пункты. Мачты освещения поставили, но электричество так и не подключили. Видимо, деньги, нужные для этого, запутались в хитрых схемах финансовых потоков программы безопасности движения… Конечно, свет будет, но когда?
Еще пример «удачного» руководства: область готова помочь деньгами губернской столице в сооружении пешеходного перехода. Но, чтобы открыть финансирование, нужна проектно-сметная документация, которую город должен оплатить сам. А в бюджете на это ни строчки.
СВИСТОК
Последний пункт моей программы – областная ГИБДД. Любопытно выслушать версию людей в погонах о причинах высокой аварийности.
Ответы и решения умиляют своей простотой и военной прямолинейностью. Начальник Управления МВД по Псковской области Борис Говорун решил, что в росте аварийности виноваты местные руководители Госавтоинспекции. Поэтому снял всех начальников ГИБДД города и области. Как думаете, поможет?
По мнению и.о. руководителя ГИБДД Псковской области Анатолия Ефимова, аварийность возросла потому, что автопарк региона увеличился быстро и многократно (в 200-тысячном Пскове около 100 тыс. легковушек, не считая транзитных авто), а число светофоров и полицейских осталось прежним. Вот как! Без них разве способны автомобилисты поладить друг с другом? Мало того, живая полицейская сила тает с каждым месяцем. Не желает молодежь идти в инспекторы ДПС. Если прислать сюда армию инспекторов, скажем, из Белокаменной, поправится дело? Сомневаюсь.
Полагаю, загвоздка в другом. Во-первых, нет единого штаба, способного обозначить настоящие проблемы и действенно их решить. Во-вторых, нет честного бухгалтера, считающего народные деньги и радеющего за них. В-третьих, нет вменяемого руководителя, который предложит действенную программу: столько-то развязок, наземных и подземных переходов, столько-то метров разделительных барьеров между встречными полосами…
На остаток средств можно и гимн заказать. Псковский люд его распевать станет, правила учить и не ездить в городе больше шестидесяти. И тогда-то аварийная кривая точно пойдет вниз.