Новые правила перевозки грузов
Действующих федеральных законов в России почти четыре тысячи, а постановлений разных министерств и ведомств – более одиннадцати тысяч. Среди этой массы нормативных актов встречаются совершенно уникальные экземпляры, великолепно иллюстрирующие успеваемость законодательных органов за процессами, происходящими в стране. Так, например, существует 17 действующих постановлений, принятых в 1918-1945 годы. Так что перевозчикам, правила работы которых были обещаны в Уставе автомобильного транспорта, вступившем в силу еще в 2008 году, а в результате запоздавшем почти на четыре года, обижаться на законодателей не стоит.
Понятийный аппарат
«Правила перевозки грузов автомобильным транспортом», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 (далее Правила), «усохли» по сравнению с привычными ОППГАТ в несколько раз. Но в качестве руководства к действию они вполне подходят.
Правила дополнили Устав автомобильного транспорта (УАТ) шестью новыми понятиями: «сопроводительная ведомость», «партия груза», «грузовое место», «тяжеловесный груз», «крупногабаритный груз» и «делимый груз». Правда, для большинства перевозчиков почти все эти понятия так и останутся невостребованными. А вот слово «простой», определение которого так надеялись увидеть еще в Уставе, осталось незамеченным.
«Простой» в понятии законодателей это «задержка» в погрузке или выгрузке, которая согласно УАТ и Правилам исчисляется с момента предъявления водителем путевого листа или накладной. Вот только на практике нередко бывает так, что водитель днями ожидает, когда его пустят на территорию склада, и ни один документ у него никто не берет.
В очередной раз всплыло понятие «организация перевозок грузов», но никакой ясности, к сожалению, оно не добавило. Статья 799 ГК РФ отсылает стороны договора перевозки к уставам и правилам, но чем «организация» перевозок отличается от простой «перевозки», не отвечают ни УАТ, ни Правила.
С понятиями «заказ» и «заявка» решили не мучаться, принимая эти термины равнозначными, как в ГК РФ, хотя УАТ предупреждает, что «заказ» – это любая перевозка, а «заявка» – только при наличии договора об организации перевозок. Установлено понятие «опоздание»: теперь транспортное средство считается опоздавшим, если оно прибыло на загрузку с задержкой более чем на 2 часа от времени, установленного в заказе или заявке. Впрочем, стороны договора могут изменить этот срок по своему усмотрению (п. 25 Правил).
Шаг за шагом
Глава вторая Правил «Заключение договора перевозки груза, договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза» действительно содержит вполне конкретные указания. Но насколько эти указания соответствуют реалиям бизнеса, предстоит еще разобраться. Пункт 6 Правил предусматривает, что перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки груза, который может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозки груза – заявки грузоотправителя, за исключением случаев, указанных в п. 13 Правил. За этим, на первый взгляд, простым пунктом по-прежнему скрывается вариант, указанный в п. 1 ст. 8 УАТ, что заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, которая, если иное не предусмотрено договором, составляется грузоотправителем. То есть перевозчику для подтверждения факта заключения договора перевозки достаточно принять груз и подписать транспортную накладную.
А вот п. 7 Правил уже интереснее. Согласно ему заказ (заявка) подается грузоотправителем перевозчику, который обязан рассмотреть заказ (заявку) и в срок до 3-х дней со дня его принятия проинформировать грузоотправителя о принятии или об отказе в принятии заказа (заявки) с письменным обоснованием причин отказа и возвратить заказ (заявку). Достаточно подробная инструкция (не всегда возможная при реальной работе, когда транспортное средство нуждается в срочной загрузке) содержит весьма интересное ограничение, допускающее подачу заявки перевозчику непосредственно грузоотправителем, то есть грузовладельцем или его уполномоченным экспедитором.
Остается открытым вопрос: что делать перевозчику, чтобы точно узнать, кто направил ему заявку и чем ему может грозить направление заявки ненадлежащим лицом? Если рассматривать ситуацию юридически, то фактическое принятие перевозчиком такой заявки от диспетчера и обоснованный отказ грузоотправителя от погрузки транспортного средства может стать предметом долгого разбирательства на предмет непредъявления груза.
Несложно отыскать виновника, если, например, грузоотправитель своевременно отказался от подачи транспортного средства и сообщил о своем отказе посреднику (что для грузоотправителя тоже остается загадкой до прибытия машины), но это распоряжение по какой-либо причине не дошло до перевозчика. А вот взыскать с посредника убытки тяжело, поскольку они, как правило, не утруждают себя заключением надлежащих агентских договоров, ограничиваясь условной «заявкой», в которой их ответственность, разумеется, не прописана. Остается надеяться, что риск проехать лишние пару сотен километров несколько раз в месяц пересилит желание перевозчиков надеяться на извечный «авось». В таком случае инициатива законодателей достигнет своей цели – избавит рынок от посредников.
Часть вторая п. 7 Правил вступает в противоречие и с ГК РФ, и с УАТ. Существует мнение, что в тексте п. 2 ст. 785 ГК РФ «…подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной» допущена опечатка. Это мнение подтверждает и соответствующая статья УАТ: «транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем». Правила же определяют составление транспортной накладной как некое коллективное творчество: «При рассмотрении заказа (заявки) перевозчик по согласованию с грузоотправителем определяет условия перевозки груза и заполняет пункты 8-11, 13, 15 и 16 (в части перевозчика) транспортной накладной».
С учетом требования п. 8 Правил перевозчик будет вынужден описывать многочисленные рейсы своего транспорта, пытаясь свести прошлые прибыли с возможными в будущем убытками в документе под названием «прейскурант», содержащем сведения о стоимости услуг перевозчика и порядке расчета провозной платы. Этот документ должен быть предоставлен по требованию грузоотправителя, что вполне объяснимо с любой точки зрения, в том числе и с той, что диктовать цены на перевозку должен все-таки перевозчик, а не грузоотправитель и тем более посредники, варьирующие цену для клиента в зависимости от собственного процента.
К сожалению, на практике никакой прейскурант не выдержит конкуренции с теми участниками рынка, которые не стараются следовать букве закона, и на тех направлениях, на которых традиционно большой грузопоток и высокие ставки в один конец и практически полное отсутствие грузов в обратном направлении. Также постоянный рост цен на топливо будет сильно опережать адекватное отражение фактических затрат перевозчиков, а необходимость платить более высокие заработные платы и более высокие арендные платежи в крупных городах ударит по карманам перевозчиков обеих столиц и городовмиллионников.
Права и обязанности
Пункты 24-26 Правил подробно прописывают те положения, которые считаются «надлежащим исполнением договора»: сроки подачи транспортного средства и порядок предъявления груза. Как было сказано выше, введено понятие «опоздание»: подача транспортного средства в пункт погрузки с задержкой более чем на 2 часа от времени, установленного в согласованном перевозчиком заказе (заявке) или заказе-наряде, если иное не установлено соглашением сторон (п. 25 Правил).
Расширено, по сравнению с УАТ, право грузоотправителя и фрахтователя отказа от исполнения договора перевозки или фрахтования: в соответствии со статьей 10 УАТ водитель обязан предъявлять в месте погрузки документ, удостоверяющий личность, но без санкций. По Правилам непредъявление такого документа послужит основанием для возвращения автомобиля в гараж (п. 29 Правил). Данный пункт вполне обоснован, поскольку до введения Правил в УАТ оставался пробел.
Эксперт
Николай Шаристанов, начальник департамента транспорта RosLogistics
Постановление Правительства РФ No. 272 от 15.04.2011 «Об утверждении правил перевозки грузов автомобильным транспортом» никак не отразилось на деятельности нашей компании. До его принятия действовали законодательные акты, принятые еще в СССР, к которым далее издавались дополнения. И данное постановление просто аннулировало документ советских времен, убрав неактуальные пункты, в итоге получился уже российский документ. Единственным нововведением было утверждение новой формы транспортной накладной на внутрироссийские грузоперевозки, но эта накладная по непонятным причинам не аннулировала действие предыдущей ТТН. Поэтому в настоящее время действуют два документа, дублирующие друг друга.
В Правилах много внимания уделено пломбированию грузового отсека (п. 56-62). Условие о том, что пломбирование может быть необязательным по условиям договора перевозки, оставлено, поэтому стоит внимательно вчитываться в текст договора.
Пунктом 63 Правил установлен срок доставки грузов. По умолчанию он составляет в междугородном или международном сообщениях из расчета одни сутки на каждые 300 км расстояния перевозки. Почему именно 300 километров – непонятно, ведь даже при средней скорости 60 км/ч при восьмичасовом рабочем дне с учетом времени отдыха водитель может пройти не менее 350 километров. У перевозчика остается возможность маневра: если грузоотправитель не обратит внимания на срок доставки, то перевозка из Москвы до Санкт-Петербурга грозит затянуться почти на трое суток. Прописан порядок возврата груза в случае, если грузополучатель отказывается его принять (переадресовка), при этом очень четко установлены сроки ожидания ответа грузоотправителя (п. 67). При применении этого пункта стоит иметь в виду, что право позвонить по телефону дано только водителю, а вот перевозчик уведомлять грузоотправителя обязан таким образом, чтобы в случае судебного разбирательства доказать правомерность своих действий. Лучше всего, если уведомление будет отправлено с помощью телеграфа, и в идеале, если оно будет отправлено не только по адресу, где находится офис грузоотправителя, но и по тому адресу, который принято называть «юридическим».
Даже если работниками почты контрагент не будет обнаружен по «юридическому» адресу, об этом будет сделана соответствующая отметка, которая послужит аргументом перевозчику, поскольку по «юридическому адресу», или месту нахождения организации, определенному уставом, любая организация находиться обязана. Расположение фактического офиса в другом месте без уведомления налоговых органов в глазах судьи уважения к организации не прибавит, поэтому денег на две телеграммы жалеть ни в коем случае не стоит. Нелишним будет перевозчику также запомнить, что отказ грузополучателя в приемке груза с предложением забрать груз себе на реализацию не допускается. Такое право грузополучателю дается только в отношении скоропортящегося груза (п. 6 ст. 15 УАТ РФ).
Эксперт
Николай Епихов, заместитель директора оперативного управления Asstra Forwarding по обучению, информации и консультациям
Пункт 2 «Правил перевозки грузов автомобильным транспортом» определяет: перевозка грузов автомобильным транспортом в международном сообщении по территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области автомобильного транспорта, нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами. Соответственно, при таких перевозках применяется:
- Конвенция СМR 1956 года
- Нормы и правила ФИАТА.
- Правила транспортно-экспедиционной деятельности (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2006 г. N 554)
- Гражданский кодекс РФ, глава 41 «Транспортная экспедиция».
Есть неприятный сюрприз: пунктом 75 Правил предусмотрена возможность проезда по территории России автотранспортных средств с грузом, имеющих общий вес 40 тонн, а при перевозках в 40-футовых контейнерах – 44 тонны. Несомненно, это является более прогрессивной нормой по сравнению с действовавшей ранее – 38 тонн. На первый взгляд, увеличение общего веса автотранспортного средства с грузом дает право думать о возможности увеличения веса одной отправки, перевозимой на стандартном автопоезде. Подобные предложения уже поступили от ряда заказчиков. Анализ новых правил позволяет сделать вывод о том, что суммарная осевая нагрузка на трехосную тележку с межосевым расстоянием от 1 м до 1 м 35 см (самый распространенный размер используемых полуприцепов) понижена с 22,5 до 21 тонны. Соответственно, не представляется возможным увеличение веса одной отправки.
Что касается внутригосударственных перевозок, Устав и Правила представляют еще один вид договора, который до этого ни разу не встречался в российских нормативных актах автотранспортного права, а также не упоминается в СМR Конвенции. Речь идет о договоре фрахтования. В ст. 2 Устава посредством определения понятий «фрахтователь» и «фрахтовщик» в оборот российского автотранспортного права вводится договор фрахтования: П.21. Фрахтователь – физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов;П.22 фрахтовщик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов. Согласно этому договору фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких автотранспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, а фрахтователь обязуется уплатить стоимость пользования предоставленного фрахтователем транспортного средства (транспортных средств).
Данный договор обладает признаками договора аренды транспортного средства с экипажем, в соответствии с которым арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (статья 632 ГК РФ). То, что автотранспортное средство предоставляется с экипажем, следует из содержания части 6 статьи 18 Устава, где указано, что время подачи транспортного средства по договору фрахтования исчисляется с момента предъявления водителем фрахтователю путевого листа и документа, удостоверяющего личность. Различие между договором аренды транспортного средства с экипажем по ст. 632 ГК РФ и договором фрахтования по Уставу и правилам состоит в том, что поименованный в ГК РФ договор является договором аренды на время, а по Уставу – на один или несколько рейсов. То, что договор фрахтования не является договором перевозки груза, следует из содержания норм, определяющих ответственность фрахтователя.
Фрахтовщик не несет ответственности за сохранность перевозимого в транспортном средстве груза и соблюдение сроков доставки груза, а несет лишь ответственность за непредоставление транспортного средства (часть 2 статьи 34). В то же время, по нашему мнению, Закон о ТЭД, Гражданский кодекс РФ, Правила ТЭД не препятствуют заключению договора транспортной экспедиции с клиентами и договоров перевозки с перевозчиками. Итак, взаимодействие экспедитора с перевозчиком может строиться по схемам :
- или использование договора фрахтования;
- или от имени и по поручению клиента заключение договора перевозки с перевозчиком. Правила, к сожалению, не содержат такое понятие, как «заказчик» или «клиент». Все заточено на «грузоотправителя» (то есть абсолютно не учитываются базовые условия договора купли продажи «Инкотермс») или на «фрахтователя».
Факты и акты
Один из самых конфликтных моментов в перевозке – так называемый «простой», или «срыв загрузки». Правила этот момент практически не прояснили. Перевозчик подает в условленное время надлежащее транспортное средство, но отправитель не начинает загрузку вовремя, а то и вовсе отказывается от погрузки, ссылаясь на неготовность груза или отсутствие документов. При этом совершенно не факт, что перевозчик вообще будет допущен на территорию отправителя и будет иметь возможность получить отметки о прибытии под погрузку, то есть удостоверить время, с которого будут исчисляться сроки простоя.
И УАТ, и Правила предусматривают ответственность грузоотправителя за нарушение сроков погрузки. Но УАТ отсылает перевозчика к Правилам перевозок, а Правила определяют только сроки непосредственного проведения погрузки, а сроки, в течение которых груз считается непредъявленным, – исключительно на усмотрение сторон. Поэтому необходимо срок, по истечении которого груз считается непредъявленным, определять в договоре или заявке. По обычаям делового оборота для сторон договора делают «зеркальную» ответственность и «зеркальные» обязанности, то есть вполне допустимо установить срок предъявления груза к погрузке в пределах 2-х часов, если аналогичный срок установлен для перевозчика как предел опоздания, или более длительный, если для перевозчика также допустимо опоздание в течение этого срока. Положения договора должны содержать указания на сроки предъявления груза считая с момента подачи транспортного средства, а также сроки, в течение которых исчисляется простой (п. 4 ст. 35 УАТ РФ), а также сроки, истечение которых считается непредъявлением груза к перевозке. Согласно п. 6 ст. 35 УАТ штраф за простой транспортных средств взыскивается независимо от штрафа за непредъявлением для перевозок грузов, предусмотренных договором.
Пункт 79 Правил учит перевозчиков началам досудебного урегулирования и порядку подготовки доказательной базы. Речь идет об актах, которые составляются в случае:
- невывоза по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза;
- непредоставления транспортного средства и контейнера под погрузку;
- утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза;
- непредъявления для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза;
- отказа от пользования транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования;
- просрочки доставки груза;
- задержки (простоя) транспортных средств и контейнеров, предоставленных под погрузку и выгрузку.
Акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению, а при невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения другой стороны от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без ее участия, предварительно уведомив контрагента в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования. Отметку в транспортной накладной и заказе-наряде о составлении акта осуществляют должностные лица, уполномоченные на составление актов. Уведомление о составлении акта, сделанное всем заинтересованным лицам, должно быть направлено в их адрес почтой – экспресс или телеграммой: факсимильные сообщения и тем более электронные уведомления могут быть отклонены судом, если в договоре не прописаны электронные адреса, по которым направляются такие уведомления, и порядок принятия таких уведомлений сторонами.
Интересен п. 86 Правил. Во-первых, «…в транспортной накладной, заказенаряде, путевом листе и сопроводительной ведомости должна быть сделана отметка о составлении акта, содержащая краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для ее проставления, и размер штрафа». В данном случае идет речь о статьях 34 и 35 УАТ РФ, которыми определены размеры штрафных санкций, предъявляемых как перевозчиками, так грузоотправителями или грузополучателями к виновной стороне. Во-вторых, «…в отношении специализированных транспортных средств по перечню согласно приложению N 10 размер штрафа за задержку (простой) транспортного средства устанавливается в соответствии с частью 5 статьи 35 Федерального закона» (речь идет об УАТ). То есть штрафы за простой рефрижераторов, автовозов и другого подвижного состава, отнесенного Правилами к специализированному, увеличиваются в два раза.
Если же перевозчик не допущен на территорию отправителя, это не лишает его права составлять акт. В таком случае потребуются дополнительные доказательства того, что он был в месте назначенной погрузки вовремя: можно зафиксировать пробег в путевом листе или сделать распечатку навигационной системы. Однако недобросовестные грузоотправители достаточно успешно пользуются тем, что заставляют водителей ожидать за пределами своей территории, учитывая, что доказать его своевременное прибытие и время ожидания не всегда удается. Исправить положение можно с помощью использования тахографа, в том числе и при перевозках по территории РФ: правда, для этого потребуется соблюдение водителями режима труда и отдыха и правильного ведения тахограмм и их учета. Подобные условия договора должны быть отражены и при разгрузке транспортного средства. Действия перевозчика при выгрузке абсолютно аналогичны.
Возникает вопрос: что делать, если заказчик перевозки ввел перевозчика в заблуждение и оказался не лицом, предусмотренным законодательством, то есть грузоотправителем, а посредником? Нередко бывает так, что до грузоотправителя доходит искаженная информация или не доходит вообще, то есть говорить о его недобросовестности нельзя: при любом разбирательстве он сможет доказать, что при планировании загрузок или выгрузок транспортных средств он опирался на информацию, предоставленную ему тем исполнителем, которого он сам может принимать за перевозчика. При ссылках на Правила или УАТ ситуация может обернуться не в пользу перевозчика, ведь договора, которым могут быть определены условия, не прописанные в нормативных документах, между ними не существует.
Сложно будет и сослаться на УАТ и Правила и при разбирательстве с самим заказчиком перевозки, если его статус фактически отличается от прописанного в законе, поскольку и УАТ, и Правила не затрагивают участие в перевозке третьих лиц. Поэтому наиболее простой рекомендацией для перевозчика в данном случае может быть: избегать ссылок на УАТ и Правила в тех случаях, когда формулировки могут быть отнесены исключительно к обязанностям грузоотправителя или получателя. То есть обязанность заказчика перевозки должна быть сформулирована не как обязанность произвести какое-то действие, которое касается непосредственно грузоотправителя или грузополучателя, а обеспечить исполнение такого действия. В таком случае штрафные санкции будут налагаться на него как на лицо, не исполнившее своих обязательств по договору.
Бумага бумаге рознь
Последние пункты Правил посвящены претензиям. Правила устанавливают перечень прилагаемых документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в претензии, без указания – копии это или оригиналы, что дает возможность удачно маневрировать, предоставив в качестве таких документов заверенную копию, тем более что транспортная накладная для перевозчика становится отчетным документом.
УАТ в части предъявления претензий указывает, что документы при отказе в удовлетворении или частичном удовлетворении претензии должны быть возвращены, а при полном удовлетворении претензии – оставлены у лица, которому претензия была предъявлена (ст. 40 УАТ). Такое изложение дает любой из сторон возможность сослаться на неполное предоставление документов для рассмотрения претензии. В то же время предоставление документов без конкретной ссылки на нормативный акт может спровоцировать недобросовестность любого из контрагентов. Например, сторона, которой предъявляется претензия, может ссылаться на недобросовестность предъявителя, говоря о том, что данный документ поименован в претензии, но фактически не приложен, в то время как и предъявитель может сознательно указать в претензии, но не приложить определенный документ. Противодействие такому мошенничеству – личная передача документов под роспись либо использование почтовой описи вложений.
Приложение как плюс
Приложения к Правилам снимают вопросы, связанные с актуальной проблемой практически всех перевозчиков – предельной загрузкой и нагрузкой на оси транспортных средств.
А вот приложение №6 «Сроки погрузки и выгрузки», несмотря на кажущуюся конкретику, способно внести путаницу. Прежде чем посчитать, сколько времени потребуется на погрузку, предстоит подумать, к какому виду транспортного средства стоит отнести обычную «еврофуру». Вариантов множество, а точного ответа нет.
Сильно смущают сроки погрузки и выгрузки, определенные для автовозов: 6 минут до одной тонны включительно, и далее – 3 минуты за каждую неполную тонну. Как водитель будет загонять и закреплять какой-нибудь Land Cruiser, а потом выравнивать аппарели за рекордно короткий срок, пока непонятно. Впрочем, это может быть тайный заговор по борьбе с пробками.
Если обратиться к приложению №10 «Перечень специализированных транспортных средств», то можно обнаружить связь между фургоном-рефрижератором и транспортным средством с кузовом-фургоном из приложения №6 и путем нехитрых вычислений убедиться, что норматив загрузки рефрижератора – чуть более часа. По аналогии можно предположить, что подобные нормативы могут быть применены и к тентованным полуприцепам. Вопрос в том, будут ли эти нормативы исполняться на практике и не приведет ли следование им к постоянным конфликтам между грузовладельцами и перевозчиками. Поэтому стоит воспользоваться правом, предоставленным п. 38 Правил, и определять сроки погрузки в договоре перевозки. В сроки погрузки и выгрузки груза не включается время, необходимое для выполнения работ по подготовке груза к перевозке (п. 39 Правил).
Буря в стакане воды?
На форуме «Автотрансинфо» перевозчики, экспедиторы и посредники посвятили обсуждению Правил более сотни страниц, ведь появление правил фактически «ломает» наработанную годами схему «заказчик – экспедитор – посредники (диспетчеры) – перевозчик».
бы, от ухода лишнего звена, посредника, должны выигрывать все оставшиеся стороны: грузовладелец, экспедитор и, конечно, перевозчик, отношения которого с посредниками не складываются, несмотря на то, что большинство перевозчиков за последние годы сильно повысило правовую грамотность. Но практика показывает: посредники пытаются обратить положения новых Правил в свою пользу, исключив из процесса самого важного субъекта, который обеспечивает им стабильный и весьма неплохой доход – перевозчика. Показателен пример. Крупный диспетчер скидывает заявку и говорит: «Когда вам придут ТТН, не ставьте свою печать – для клиента перевозчиками являемся мы». Это реальная реплика, прозвучавшая на форуме «Автотрансинфо». Подобное «исключение» перевозчика ставит его фактически в положение лица, юридически никакую перевозку не выполнявшего. Тут можно говорить не о гражданско-правовых отношениях между сторонами, а о намеренном нарушении закона. Но перевозчики на подобные «исключения» продолжают идти, хотя риск остаться без бизнеса гораздо более велик, чем риск остаться без «ценного» клиента.