«Опель»: второй поход на восток
МНЕНИЕ НЕМЕЦКОГО ЭКСПЕРТА
Может ли дело пойти на лад, если Владимир Путин и Барак Обама начнут строить автомобили, а Ангела Меркель станет главбухом? На первый взгляд все просто: «Магна» с российскими партнерами за спиной получает контрольный пакет «Опеля» и спасает марку, что и подтверждается меморандумом о взаимопонимании. На самом же деле вопросов больше, чем ответов. Почему, например, спасители «Опеля» пришли из-за рубежа, а не из самой Германии? Экономист ответит: «Опель» со своими 25 тыс. работников сумел в 2009 году наделать убытков почти на 3 млрд. евро. Мощности в мировом автопроме загружены максимум на две трети – их надо сокращать. Немецкие финансисты и министр экономики не верят, что спасение «Опеля» экономически оправданно. Мировой кризис еще далек от окончания. Автопром к тому же находится на этапе радикальной смены технологий, которая пожирает огромные деньги. Риск слишком велик.
Прибыли не намечается – такова точка зрения министра экономики Карла-Теодора цу Гутенберга, который предлагал путь контролируемого банкротства. Но в Германии идет предвыборная борьба и политики часто действуют вопреки логике. Такого же мнения, похоже, придерживаются немецкие банки, у которых полно своих проблем. Вдобавок кто стал бы руководить фирмой дальше? Опять «Джи-Эм», который все и заварил? Успешно работающий «Фольксваген» не заинтересован вытаскивать конкурента, тем более что его помощь, будь она эффективной, выразилась бы в максимальном закрытии заводов и массовых увольнениях, чего больше всего боятся политики.
Так что же в активе русско-канадской спасательной команды? «Магна» до сих пор была высокорентабельным всемирным поставщиком комплектующих. Кроме того, фирма строит автомобили по заказу других производителей, разрабатывает электрический «Форд-Фокус» и уже сегодня обладает ноу-хау в этой технологии будущего, но все это в ограниченных масштабах.
Удачливому 76-летнему бизнесмену Штронаху кризис «Джи-Эм» дает шанс самому начать строить автомобили крупными сериями. Для этого он задействовал давние контакты с Олегом Дерипаской, а тот, в свою очередь, использовал свои отношения с Владимиром Путиным. Так появилась политически мотивированная оферта, которая не исключает экономического успеха после слабого лучика надежды. Путин должен спасать Нижний Новгород, если не хочет увидеть там сотни тысяч безработных. Дерипаска строит на ГАЗе автомобили, которые никому не нужны, – без посторонней помощи завод не устоит, а хозяин его потеряет еще больше. Путин «взял в лодку» Сбербанк, и теперь, надо полагать, у него стало одной заботой меньше.
Герман Греф не принимал бизнес-решения, а воплотил политически мотивированное задание премьер-министра. Вместе они надеются до конца мирового кризиса создать в Нижнем Новгороде современное производство и рассчитывают на новый автобум в России с продажами до миллиона «опелей» в год. Дилерская сеть ГАЗа обеспечивает готовую инфраструктуру, которую другим еще нужно создавать.
Без сомнения, «Опель» – хороший автомобиль. Денег немецких налогоплательщиков, которые предоставлены в виде кредита на сумму 4,5 млрд. евро, должно хватить. Риск Сбербанка обозрим, «Магна» вкладывает лишь копейки из собственных средств. В случае успеха «Джи-Эм» – акционер «Опеля» с 35% – может выиграть и сам. А поскольку он принадлежит теперь правительству США, Обама вправе надеяться в течение нескольких лет что-нибудь вернуть из вложенных миллиардов. Ну а если «Опель» станет доходным, то США смогут однажды (в далеком будущем) продать его акции с прибылью. С этой точки зрения Штронах – лишь младший партнер Путина и Обамы, которые принимают не экономические, а политические решения.
Большая восьмерка – своего рода наблюдательный совет «Опеля». Тот, кто будет руководить «Опелем» в дальнейшем, должен понравиться и Обаме, и Путину, а еще быть в хороших отношениях с фрау Меркель, поскольку лишь она реально располагает деньгами и будет чертовски внимательна к тому, чтобы сохранить немецкие рабочие места. Успех «Опеля» для нее вторичен. Не исключен в этом покере и звонок Путина Шрёдеру. Возможно, этого автодилетанта мы увидим в новом наблюдательном совете «Опеля» – ведь у него немалый опыт общения с политиками и восточно-западными СП, что реально может быть полезным.
Однажды «Опель» уже «ходил» на Восток. В 1946 году СССР создал на основе «Кадета» марку «Москвич». Чем это в итоге кончилось, мы помним – в 2006-м «Москвич» обанкротился. Будем надеяться, что на сей раз получится лучше. Для нас, автолюбителей, не говоря уже о рабочих в Германии и в России, «Опель» действительно хорошая машина.