Закон для продавцов машин: только честно!
Юридическая суть: сторона, предоставившая при заключении договора купли-продажи другой стороне недостоверные сведения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора, обязана будет возместить убытки, причиненные в результате сокрытия этих обстоятельств.
Глядя в незамутненные глаза продавца, многие склоны верить в истинность цифры на одометре машины-десятилетки, скажем, 47 351 км, в то, что она всегда зимовала в подземном гараже, а летом только и знала идеальный асфальт по пути на дачу, да и то по праздникам и выходным. И вскоре обманутые «попадают» на ремонт мотора, ходовой — чего угодно.
А продавцу «неточность» сведений ничем не грозит. Но оговоримся: в случаях, когда машина от одного гражданина переходит к другому. Когда же автомобиль реализует компания по схеме Trade-in (то есть выкупленный у предыдущего владельца и ставший собственностью компании), на сделку распространяется действие закона о защите прав потребителя: в течение двух недель фирма обязана или устранить дефект, или принять назад товар, а деньги вернуть.
Но не во всех случаях это возможно. Немало на вторичном авторынке «серых» продавцов секонд-хэнда. Они выполняют функцию комиссионера, и если появится новый владелец с претензиями, показывают ему договор о посреднических услугах: «А все претензии — к старому владельцу».
Проект с «заверениями об обстоятельствах» предполагает для нового владельца авто более обнадеживающие гарантии взыскание сумм по иску к продавцу. Однако не принуждает продавца компенсировать потери автоматически, по первому требованию.
По просьбе «За рулем.рф» прокомментировал информацию о поправках в Гражданский кодекс практик с большим опытом — руководитель департамента автомобилей с пробегом компании Major Expert Давид Павлов.
— Замысел, если исходить из дошедшей до нас информации, хорош и полезен. Другое дело, каков будет механизм действия обновленного Гражданского кодекса. Посмотрим на его окончательный текст после утверждения поправок, но сразу скажу, что для компаний, работающих по Trade-in, вряд ли появятся новые требования: закон о правах потребителя сполна учитывает интересы клиентов.
— Думаю, ничего, к сожалению, не изменится для «серых» продавцов, — продолжил Давид Павлов. — Нельзя им запретить посредничество, и они, как и прежде, будут торговать, не принимая ответственности за продаваемые машины.
— Не стал бы прогнозировать, что меньше станет покупателей, выбирающих подержанную технику по объявлениям частных лиц. Казалось бы, практичные люди будут покупать дорогостоящую технику у того, кто дает гарантии, с кого можно спросить. Однако у продавцов и покупателей сложилось устойчивое представление, что в Trade-in больше теряют. Но, опять-таки, дождемся публикации окончательного варианта закона. Возможно, в процедуру совершения сделки двух физических лиц введут оформление «заверений об обстоятельствах» в качестве обязательного документа. Тогда для покупателя появятся некие гарантии, исполнение которых можно требовать по закону.
Проект может быть достаточно быстро рассмотрен и принят Госдумой, а уже в начале осени вступит в силу.
Вторичный авторынок страны близок к насыщению, исчерпанию своего потенциала, утверждают комментаторы статистики, так что президентский проект поправок вряд ли откроет новые возможности этого сектора экономики. Другое дело, обновленный Кодекс добавит ему цивилизованности, еще точнее — подскажет иметь дело с теми, кто по закону отвечает за проданный товар, значит, — с Trade-in.
В этом не следует искать признаков лоббизма, но вместе с тем происходящее совпадает с намерениями крупнейших автодилеров: они всячески развивают продажи подержанной техники. Признанный европейских специалист в области авторитейла Стенли Рут, руководитель практики по оказанию услуг на российском рынке, считает, что это верное направление, подтвержденное опытом Европы. Здесь компании продают подержанных машин столько же, сколько новых или близки к такой пропорции. У нас самые успешные реализуют машин б/у до 15-17%.