Citroen Jumper: анатомия развозного фургона
Малотоннажник Citroen Jumper грузоподъемностью 990-2315 кг (не путать с еще более легким грузовичком Citroen Jumpy, берущим на борт до 1200 кг) не слишком популярен в России, находясь в тени своего клона Peugeot Boxer – лев опережает двойной шеврон примерно вчетверо. По данным аналитического агентства «Автостат» (см. таблицу) количество зарегистрированных машин предыдущего, второго, поколения приблизительно равное у обеих французских марок – около полутора тысяч единиц каждой. Если сравнить количество стоящих на учете автомобилей 2007 года выпуска, то есть современных моделей, то Citroen отстает уже вдвое, а по машинам 2008 года – аж в 9 раз. В чем, безусловно, заслуга брендменеджеров Peugeot (еще раз уточним, что Boxer и Jumper продаются по практически одинаковым ценам, а отличаются, по сути, только эмблемами и шильдиками). Мотивы покупателей, которые предпочли Citroen, как правило, территориального характера: если дилерский сервис этой марки неподалеку от гаража перевозчика, то личная симпатия завгара к тому или иному серебристому «значку» на решетке радиатора отходит на десятый план.
Когда же речь идет о крупной (десятка два и более единиц) партии машин, выбор между двумя марками определяет исключительно «человеческий фактор», то есть умение продавца стимулировать интерес покупателя – как юридического лица в целом, так и его «физических» представителей. На вторичном рынке количественное преобладание Peugeot влияет на выбор покупателя еще сильнее, тем не менее последнему можно посоветовать не лениться просматривать объявления по обоим брендам. Если речь о Центральном округе, где в основном и сосредоточены вышеуказанные автомобили, то девять шансов из десяти, что найденный экземпляр окажется «львом». Но кому-то повезет с двойным шевроном…
Модификации
Наиболее актуален для коммерческого использования Jumper третьего поколения, пошедший в серию в 2006 году. Хотя если исходить из названия модели, то «третий» – это Jumper II. Напомним, предыдущее поколение представили в 1994-м, когда Citroen уже подчинился мировой моде на имена собственные, а до этого его малотоннажник имел буквенно-цифровое обозначение C25. Начиная с 1981 года многобрендовое семейство легких грузовиков, в которое также входят Peugeot Boxer и FIAT Ducato, собирают на заводе Sevel Sud в итальянском местечке Валь-ди-Сангро (провинция Кьети). Несмотря на техническую идентичность и общее происхождение, у каждого из близнецов свой WMI-код VIN-номера – например, за маркой Citroen закреплен VF7. Подавляющее большинство малотоннажников Jumper, находящихся в эксплуатации в России, цельнометаллические грузовые фургоны. Перевозчики, которым нужны были пассажирские версии и спецкузова на шасси, практически во всех случаях обращались в дилерскую сеть Peugeot, быстро наладившую централизованное оборудование шасси любыми надстройками.
Мнение
Вадим Савилов, технический эксперт «Ситроен Центр Москва», официального дилера Citroen
– Citroen Jumper последнего поколения в России продается с 2007 года, поэтому машины с большими пробегами, требующие значительных материальных вложений, попадаются редко. Техническое состояние двух-, пятилетних автомобилей больше зависит от условий эксплуатации, нежели от пробега. Иногда к нам на обслуживание пригоняют экземпляры, прошедшие 300 и более тысяч километров, на которых были заменены фактически только расходники. Хорошо сохранившийся Jumper обычно принадлежит небольшому предприятию, где за ним закреплен один водитель, имеющий возможность выкупить машину при обновлении парка. Если такая попадает на вторичный рынок, имеет смысл обратить внимание на мелкие дефекты, дающие повод поторговаться с продавцом. Например, довольно распространенное явление – накопление водяного конденсата в левой фаре, со временем приводящее к разрушению зеркального покрытия отражателя.
Причина, видимо, в неплотном прилегании задней крышки после самостоятельной замены лампы водителем. Крышку приходится устанавливать вслепую, просунув руку между фарой и другими элементами подкапотного пространства – без определенного навыка не каждый это сделает правильно. Наглядное доказательство – дорожка пыли на крышке после высыхания ручейка. У нас не было ни одного случая попадания воды в фару на свежих, например, годовалых машинах – только на тех, где уже меняли установленную заводом лампу. Легко объяснима и левосторонняя локализация дефекта – падение напряжения на лампе левой фары несколько меньше, чем на правой из-за большей длины питающего провода. Соответственно, температура нити накала справа ниже, и служит она гораздо дольше. Образование небольшого количества конденсата возможно и при плотном прилегании крышки – зимой, при резких перепадах температур. Но в этом случае влага постепенно выходит через штатную вентиляцию и на долговечность фары не влияет.
На машинах со 120-сильным двигателем может требовать замены двухмассовый маховик – выход из строя пружин его демпфера нетрудно определить по резкому однократному металлическому стуку из-под капота при пуске или остановке двигателя, а также тихому постукиванию при работе мотора на холостом ходу. Учитывая, что при замене маховика, как правило, надо менять и сцепление – а весь комплект деталей вместе с работой обойдется в 54 тыс. рублей, – желательно выявить неисправность до покупки машины.
Обнаружив следы кузовного ремонта на переднем левом углу кабины, обязательно осмотрите машину снизу – весьма вероятно, что в аварии был поврежден автономный догреватель двигателя, и его, из соображений экономии, заменять не стали. Летом он и впрямь не нужен, но зимой необходим – иначе, работая при температуре ниже номинальной, дизель прослужит гораздо меньше расчетного срока, да и в салоне автомобиля будет холодно. Не исключено, что предлагаемая на продажу машина уже давно ездит с неисправным догревателем (или предпусковым подогревателем) – тогда нужно проверить состояние двигателя. Например, компьютерная диагностика позволит выявить разницу во времени коррекции длительности фаз впрыска по цилиндрам, а значит, заподозрить повышенный износ цилиндро-поршневой группы или износ топливных форсунок. Ну а загорание контрольной лампы Check engine однозначно предписывает диагностику в условиях сервиса. При первичном осмотре автомобиля на улице можно обойтись и дедовским способом оценки компрессии – вдвоем-троем попробовать столкнуть Jumper с места при включенной третьей передаче. Если не получается – компрессия в пределах нормы, а к примеру, машину с требующим капремонта мотором порой можно стронуть даже на первой.
Преобладание износа тормозного диска с одной стороны (что можно определить и без снятия колеса) – как правило, следствие заклинивания направляющих пальцев суппорта. И наоборот, ускоренный износ диска при «спортивном» стиле езды нередко влечет превращение плавающей скобы в неподвижную. Дело в том, что в момент интенсивного торможения с поверхности диска с высокой скоростью летят раскаленные частицы металла, способные вызывать мелкие, не видимые при осмотре порезы резиновых чехлов направляющих пальцев. Впоследствии внутрь узла трения попадает вода, и продукты коррозии блокируют подвижность соединения. Отсюда вывод: высокая ступенька на краю диска, особенно в сочетании с изношенными до металла колодками, довольно часто предрекает дорогостоящий ремонт тормозов.
Citroen Jumper – переднеприводный (что особо ценится поклонниками такой схемы) автомобиль с несущим кузовом, поперечнорасположенным двигателем, передней подвеской типа McPherson и реечным рулевым механизмом – типичный набор обкатанных на миллионах легковушек технических решений. Но в задней подвеске – привычные на коммерческой технике малолистовые рессоры, опирающиеся на балку неведущего моста квадратного сечения. На короткобазных версиях по одному листу, на среднебазных – один плюс подрессорник, на длиннобазных – два листа. Тормоза всех колес на машинах третьего поколения – дисковые. Колеса 15-дюймовые на версиях полной массой до 3500 кг, и 16-дюймовые – на четырехтонных.
Цельнометаллические фургоны, обозначаемые по заводской номенклатуре буквами Fg Tl (например, Citroen Jumper Fg Tl 35 L3H3), выпускают в четырех вариантах длины кузова (L) и трех вариантах колесной базы: 3000, 3450 и 4035 мм. Длиннобазная версия бывает с обычным и удлиненным задним свесом. Из трех вариантов высоты крыши (H) низкая сочетается с длинами L1 и L2, средняя – со всеми, кроме «коротыша», а высокая – со всеми, кроме L1 и L2. Таким образом, на выбор покупателя есть фургоны шести объемов – от 8 до 17 м3, причем 15-кубовый можно получить на длинной базе двумя способами: с обычным задним свесом и высокой крышей, либо с удлиненным свесом и средней (см. таблицы). Как видим, система обозначений модификаций у фирмы Citroen аналогична применяемой на Peugeot, только в индексе полной массы убран лишний ноль: например, вместо 330 указано 33. Из одиннадцати конфигураций фургонов две «сороковые» относятся к категории С (или, по новым правилам, подкатегории С1), а все остальные – к категории В.
Самая грузоподъемная (1900 кг) – версия L4H2. Citroen Jumper 30 грузоподъемностью 990 кг – чисто российский, «юридически облегченный» вариант, предлагаемый фирмой в противовес нашим ограничениям на въезд в центры городов, а его максимальные осевые нагрузки идентичны параметрам общеевропейской «тридцать третьей» модификации. На базе цельнометаллических фургонов для европейского рынка массово выпускают как грузопассажирские (комби), так и чисто пассажирские модификации – такие могут попасть и в нашу страну. В мизерных количествах присутствуют и машины, переоборудованные в автобусы российскими фирмами-ребилдерами.
Шасси под надстройки, обозначаемые буквами ChCa (например, Citroen Jumper ChCa 35 L3), отличаются от несущих кузовов наличием лонжеронной рамы из оцинкованного стального проката толщиной 3 мм. Кабина несъемная и интегрирована в раму сваркой. Предусмотрены шасси пяти вариантов длины, колесные базы – те же, что и у несущих кузовов, но на версии L2S добавлена промежуточная 3800 мм. Две длиннобазные модификации так же, как и фургоны, отличаются длиной заднего свеса (см. таблицу). Короткие «головастики» L1 и L2, как и версии с двухрядной кабиной, в Россию официально не поставляют, но среди пригнанного из Европы секонд-хенда их теоретически встретить можно. Конструкция подвесок, рулевого управления и тормозов шасси аналогична применяемым на фургонах. Грузоподъемность топ-версии ChCa 40+ L4 составляет всего 2000 кг – лишь на центнер больше максимума для фургонов. Учитывая, что шасси нагрузят, как минимум, бортовым кузовом, получается «тож на тож» – в отличие от заднеприводных малотоннажников с их особо могучими рамными модификациями с ведущим передком такой номер не пройдет.
Citroen Jumper современной модели оснащают двигателями трех модификаций. Наиболее распространены 2,2-литровые мощностью 100 и 120 л. с. семейства Puma – их выпускают на принадлежащем Ford Motor заводе в английском Дагенхэме. Гораздо реже встречаются машины с 3-литровым 157-сильным двигателем IVECO, что поступает с итальянского завода Sofim в городе Фоджа. До конца 2010 года этот мотор можно было заказать у российских дилеров на самое длинное шасси 40+ L4, сегодня он уже недоступен на официально продаваемых в России автомобилях Citroen (напомним, Peugeot прекратил поставки машин с ивековским двигателем на год раньше – в конце 2009-го). Низкий спрос на 3-литровые агрегаты предопределила излишне высокая доплата (90 тыс. рублей) к цене машины со 120-сильным мотором, которого с его 320 Н.м крутящего момента вполне хватает. Но в Европе 3-литровый Jumper – как на шасси с кабиной, так и на цельнометаллических фургонах не редкость, и на тамошнем вторичном рынке таких предложений полно.
2,2-литровый двигатель специально разработан для малотоннажного грузовика – это 4-цилиндровый 16-клапанный агрегат с цепным приводом двух расположенных в головке блока распредвалов. Мотор оснащен турбокомпрессором MHI от фирмы Mitsubishi с интеркулером и впрыском топлива Common Rail с комплектующими от фирмы Densо. В системе холодного пуска – свечи накаливания. Конструкция 3-литрового мотора аналогична, только поставщик топливной аппаратуры – фирма Bosch. Применение той или иной версии двигателя Puma зависит от модификации кузова: на фургоны с низкой крышей длиной L1 и L2 ставят только 100-сильный, на все полной массой от 3500 кг – только 120-сильный, и наконец, для модификации 30 L2H2 можно выбрать как первый, так и второй моторы. На шасси – минимум 120 л. с. Есть жесткая привязка и по трансмиссии: со 100-сильным мотором идет одномассовый маховик и 5-супенчатая КП, со 120- и 157-сильными – двухмассовый и 6-ступенчатая. При желании в Европе можно найти и довольно редкий полноприводный Citroen Jumper с трансмиссией французской фирмы Dangel.
Мнение
Николай Куликов, главный механик автохозяйства ООО «Нестле Россия», Москва
– Автомобили Citroen Jumper 33, шасси с изотермическими кузовами, мы используем на доставке мороженого по розничным точкам Москвы и ближнего Подмосковья. Всего у нас в автопарке 50 таких машин: первую партию приобрели в 2009 году, вторую – в 2010-м, и, наконец, в последней, самой крупной – 30 автомобилей 2011 года выпуска. Выбор марки, гораздо менее распространенной в данном классе на фоне других европейских, был продиктован исключительно ценой. Для партии нужного нам объема Citroen предложил наиболее выгодные условия. На сегодняшний день пробег самых старших в парке «Нестле Россия» двухлетних автомобилей достиг 60 тыс. км. Никаких крупных затрат на запчасти пока не было – все врожденные дефекты, что проявлялись в первые месяцы эксплуатации, дилер устранял бесплатно по гарантии. Большая их часть – как раз на автомобилях 2011 года. Например, уже было три случая выхода из строя рулевого механизма – течь гидравлической жидкости появлялась практически на первой тысяче километров. Также трижды меняли блоки управления отопителем. Свои слабые места есть и у машин 2009 года выпуска.
В частности, бывают случаи примерзания ремня генератора к шкиву – как правило, морозной ночью после дождливого дня. Пустить мотор при этом удается только выдержав машину в теплом гараже. Jumper последних двух лет выпуска этому явлению не подвержен: видимо, защита моторного отсека от брызг стала лучше. Кроме того, ныне устранена причина внезапного перегорания самого мощного 300-амперного предохранителя в подкапотном блоке BMF, что периодически происходит на автомобилях 2009 года. Несмотря на эксплуатацию с полной загрузкой, никаких неисправностей подвесок пока не было. Специфика нашей работы – в городских условиях со множеством интенсивных разгонов и торможений – предопределяет быстрый износ тормозных колодок. Межсервисного пробега 15 тыс. км они не выдерживают и успевают полностью износиться задолго до очередного ТО. Однако ни на одной машине еще не приходилось менять сцепление или двухмассовый маховик – родные узлы пока служат.
Где купить
Скромный объем российского парка – порядка 3 тысяч автомобилей Citroen Jumper – и куда более мизерное их поступление на вторичный рынок наводят на мысль съездить за подержанным в Европу. Тем более что все машины интересующего нас третьего поколения отвечают нормам токсичности выхлопа Евро-4 и поэтому допущены к ввозу в Россию. В Германии, где торговля секондхендом наиболее развита, Jumper в хорошем состоянии стоит порядка 10 тыс. евро. Просуммировав таможенную пошлину (25%), НДС (18%) и расходы на поездку, получаем почти те же 800-900 тыс. рублей, что просит наш официальный дилер за новую машину 2012 года с гарантией. Вот почему никакие «серые» перегонщики французскими малотоннажниками не занимаются. Попытки поискать подержанный Jumper в автосалоне официального дилера будут тщетны: никто такие машины по программе трейд-ин не сдает – выгоднее продать самому, тем более что спрос превышает предложение. Остается один путь: объявления через Интернет. Цены, к сожалению, с годами падают не так быстро, как в Европе, поэтому покупка двухгодовалого автомобиля, что порой всего на 100 тыс. рублей дешевле нового, нерациональна. Трех-, четырехлетние уже интересны – остается только выбрать из них наиболее сохранившийся экземпляр. А для этого…
Смотри в оба
Осмотр машины перед покупкой начинаем с кузова. Изменение в блеске эмали на одной и той же панели выдает перекраску – была авария? Слой шпаклевки «почувствовует» магнит. На машине с удлиненным задним свесом надо осмотреть лонжероны – возможны их деформации или даже разрывы, если в корме возили поставленную прямо у дверей палету. Проверьте прямолинейность балки задней подвески – ее могли погнуть, подавая задним ходом на льдину в сугробе. Jumper из провинции моглитрясти по ухабам – осмотрите подвеску, прощупайте люфты в подшипниках ступиц. Задние подшипники, как правило, «вечные», а передний может загудеть после пробега 150 тыс. км. От тряски нередко отлетают межлистовые подушки рессор. Трещины петель кормовых дверей – болезнь даже «городских» машин, а уж поездившие по колдобинам могут не отделаться простой заменой петель – придется подваривать треснувшие стойки кузова. Все эти дефекты, выявленные и показанные продавцу, помогут хоть немного снизить цену.
Для замера компрессии, что актуально при покупке четырех-, пятилетнего автомобиля, или если вас насторожил сизый дымок выхлопа, прибор вворачивают вместо свечи накаливания. Весьма полезна компьютерная диагностика двигателя – лучше в сервисе официального дилера. Коробку передач проверяем на ходу – никаких «металлических» шумов быть не должно. Слабое место модификаций со 120-сильным мотором – двухмассовый маховик. Некоторые водители, практикующие «спортивный» стиль езды, умудряются прикончить этот узел к сорока тысячам километров пробега. Услышав стук при пуске мотора или рокот при работе, сразу торгуйтесь – цена должна быть снижена минимум на 50 тыс. рублей. Обязательно проверьте легкость хода лебедки подъема запасного колеса – ее часто заклинивает, шестерни ломаются, и узел подлежит замене. Включите «дворники»: если не работают, не стоит надеяться, что сгорел всего лишь предохранитель, а не жгут стеклоочистителя, который многие сжигают, пытаясь «прикурить» машину с севшей батареей и подключая «массу» не к специальной шпильке на кузове, а к первой попавшейся металлической детали.