ЕГЭ по вождению
СДАЛ? НЕ СДАЛ?
Первое новшество: во всех экзаменационных подразделениях с 1 ноября 2009 года теоретические знания и практические навыки должны проверять не сотрудники ГИБДД, а только компьютер. Он беспристрастен и взяток не берет. Даже не верится, что так будет. Неужели нет ни единого варианта отступного? Читаем документ дальше: если в подразделении ГИБДД нет необходимой аппаратуры или, допустим, вся техника вышла из строя (вирус там или что-то другое), то экзамен можно принять по старинке – в форме письменного опроса, почти всюду уже давно забытого. Но не будем строги, читаем ведь не правила ФРГ или Голландии, а нашенские, российские. Понять можно!
Не менее важно, что практический экзамен для желающих получить заветные корочки теперь будет сложнее. Как и прежде, перед выездом в город придется попотеть на автодроме. Но с ноября за выкрутасами новичков предстоит следить уже не инспектору, а видеокамере с датчиками. Они-то и определят, сдал или не сдал. Трудно поверить? Согласен, площадок с таким оснащением у нас еще нигде нет и появится ли хоть несколько к ноябрю – большой вопрос.
Реализацию пункта о полной компьютеризации экзаменов отодвигают до... 2012 года.
Обнадеживает только, что в ГАИ обещают к означенному сроку оснастить экзаменационные автомобили и пункты приема экзаменов датчиками, микрофонами и камерами. Правда, в два этапа: сначала датчики и лишь потом видео. Пусть так, лишь бы поскорее исключить возможность договорных отношений с принимающими экзамены, а значит, перекрыть путь к рулю тем, кто не имеет никакого права за него садиться.
БЫЛО ПЯТЬ, ТЕПЕРЬ ДВЕНАДЦАТЬ
С ноября вместо пяти упражнений на площадке (остановка и троганье на подъеме, разворот, «въезд в бокс», параллельная парковка задним ходом и «змейка») нужно выполнить уже двенадцать.
«Старт» – проверяемый пристегивается, пускает двигатель, включает сигнал левого поворота и по команде экзаменатора начинает движение.
«Проезд пешеходного перехода» – требуется остановить автомобиль перед линией «Стоп» у перехода, а затем продолжить движение.
«Остановка и начало движения на подъеме» – на участке подъема остановиться перед линией «Стоп», а затем продолжить движение, не допуская отката автомобиля.
«Повороты на 90 градусов», «змейка» – проехать участок дороги с левым и правым поворотами, не наезжая на разметку, не пересекая ее.
«Въезд в бокс» – осуществить задним ходом, а затем выехать из «бокса».
«Параллельная парковка задним ходом» – остановить автомобиль на месте парковки при движении задним ходом. Выехать с места парковки.
«Проезд регулируемого перекрестка» – проехать перекресток прямо, направо и налево, соблюдая требования сигналов светофора.
«Проезд железнодорожного переезда» – остановиться перед линией «Стоп», затем продолжить движение.
«Полоса разгона» – после знака «Ограничение минимальной скорости» на участке длиной до 10 м увеличить скорость, перейти с первой передачи на вторую и продолжить движение. За 10 м до знака «Ограничение максимальной скорости» снизить скорость и переключиться со второй передачи на первую.
«Аварийная остановка» – при включении в салоне сигнала остановить автомобиль и включить аварийную сигнализацию. После отключения спецсигнала продолжить движение.
«Финиш» – перед пересечением линии включить указатель правого поворота, остановить машину в отведенном месте.
Те, кто справится с заданиями, сможет отправляться на заключительный тур – это езда по городским улицам. Там будет не легче, но иначе не получишь желанные права.
Мало кто поставит под сомнение необходимость перевести на современные рельсы проверку знаний кандидатов в водители. Касается это не только их самих, но и всех нас, участников движения, страдающих от неумех, оказавшихся за рулем. И вот тут возникают вопросы. Не растянутся ли и без того длиннющие сроки введения новых правил до бесконечности? Похоже, нет еще четкого представления, как должны быть оснащены площадки для приема экзаменов (руководителям московских автошкол в качестве примера показывали фильм о южнокорейских), ничего не слышно о методике компьютерных экзаменов практического вождения. А главное, кто будет оплачивать дорогостоящее электронное оборудование площадок и автомобилей для приема экзаменов? Или полагают, что этот груз должен целиком лечь на плечи абитуриентов? Насколько же подскочит и без того резко возросшая цена обучения?
Словом, вопросов хватает. Не решив их, вряд ли можно с оптимизмом смотреть в будущее – рассчитывать на резкое снижение аварий и несчастий на наших дорогах по причине плохой подготовки водителей и возможности получить водительское удостоверение в обход закона.