Сочи: олимпийский облик края
Долгожданные универсиады, олимпиады, чемпионаты проходят, оставляя после себя приятные воспоминания для гостей, медали для победителей и инфраструктуру, прежде всего транспортную, для всех нас. И проектируются, и строятся транспортные объекты таким образом, чтобы на порядок поднять уровень жизни, деловую активность в спортивном регионе. Это в полной мере относится и к олимпийскому Сочи, и Краснодарскому краю в целом. Всего к 2013 году в Сочи будут построены и реконструированы 41,8 км дорог федерального значения (приведенных к двухполосной автомобильной дороге – 61,06 км). Общая длина эстакад, мостов, путепроводов превысит 16 км, тоннелей – 12 км. Также к тому времени будут построены 5 современных развязок на ключевых транспортных узлах г. Сочи. Их общая протяженность, включая основное направление и съезды, составляет порядка 20 км. Все развязки двухуровневые.
Первые две – «Стадион» и «Адлерское кольцо» – будут введены в эксплуатацию уже в начале 2012 года.Федеральное дорожное агентство является ответственным исполнителем по проектированию и строительству 10 объектов транспортной инфраструктуры, вошедших в программу строительства олимпийских объектов развития г. Сочи как горноклиматического курорта. Финансирование обеспечивается за счет средств федерального бюджета в рамках подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)».
Один объект уже сдан – это федеральная автомобильная дорога М-27 Джубга – Сочи на участке обхода г. Сочи. Она включает в себя 5 тоннелей, 15 эстакад, 5 транспортных развязок. Ввод в эксплуатацию 1-й и 2-й очередей завершился в 2009 году. По 9-ти объектам начиная с 2009 года ведутся строительно-монтажные работы:
центральная автомагистраль г. Сочи «дублер Курортного проспекта» с 8-ю примыкающими транспортными развязками;
- федеральная дорога М-27 на участке Адлер – Веселое с 4-мя примыкающими транспортными развязками;
- федеральная дорога М-27 на участке между транспортными развязками «Адлерское кольцо» и «Голубые дали»;
- автомобильный мост через р. Сочи в створе «дублера Курортного проспекта»;
- 5 отдельных транспортных развязок на федеральных дорогах («Стадион», «Виноградная – Донская», «Аэропорт», «Голубые дали», «Адлерское кольцо»).
Крупнейший олимпийский объект Росавтодора – центральная автомагистраль г. Сочи «дублер Курортного проспекта» включает в себя 9 тоннелей, 8 транспортных развязок. При строительстве применяются новейшие методы тоннелестроения и инновационные материалы и технологии. Объект уникален своим строительством в плотной городской застройке, чем обусловлено тоннельно-эстакадное исполнение. Общая длина будущих эстакад составит порядка 11 км, а длина тоннелей – 12 км.
Восьмикилометровая федеральная автомобильная дорога М-27 на участке Адлер – Веселое, включающая 4 транспортные развязки и 7 эстакад, будет введена в эксплуатацию в 2013 году. Этот объект имеет ключевое значение при формировании логистического транспортного обеспечения при проведении Олимпийских игр в 2014 году. Объект позволит:
- доставлять участников олимпийских команд, представителей делегаций стран, обслуживающий персонал и волонтеров в центральную часть Олимпийского парка;
- отводить автомобильные потоки от близлежащих населенных пунктов и с федеральной автомобильной дороги М-27 Джугба – Сочи до границы с Абхазией;
- осуществлять сквозной проезд автомобильного транспорта в режиме непрерывного движения по трассе через всю территорию Адлерского района.
Новые транспортные развязки позволят развести транспортные потоки с основных магистралей в прибрежный и горный кластеры, соединят внутриквартальные и магистральные улицы, обеспечат подъезд к спортивным сооружениям, аэропорту. Функциональное предназначение дублера Курортного проспекта состоит в перераспределении транспортных потоков, снижении транспортной нагрузки на центр города и побережье, обеспечении взаимосвязанности внутригородской дорожной сети. Каждый из реализуемых Росавтодором проектов является связующим элементом обновленной транспортной инфраструктуры самого популярного в России курортного города и столицы Олимпийских игр. Возьмем на себя смелость продолжить. Новые дороги, развязки будут служить не только Олимпиаде, но и обеспечивать нужды региона в дальнейшем.
Успех предстоящей Олимпиады в 2014 году будет определяться не только уровнем подготовки олимпийских объектов, организации обслуживания участников и гостей игр в районе Большого Сочи. На успех мероприятия должен работать весь регион, весь Краснодарский край, и прежде всего – его инфраструктура.
В перспективе олимпийские объекты будут использоваться для проведения международных и российских соревнований различного уровня, причем круглогодично. Следовательно, транспорт Краснодарского края должен быть готов обслуживать приезжих – спортсменов, туристов, отдыхающих – в большом количестве.
Уже сейчас в транспортном отношении Краснодарский край занимает одно из ведущих мест в стране. Если кратко, то это девять морских портов: Новороссийск, Туапсе, Кавказ, Темрюк, Ейск, Сочи, Анапа, Геленджик, Тамань, которые обеспечивают переработку около 30% внешнеторговых грузов России, перевозимых морским флотом; пять аэропортов: Краснодар, Сочи (международные), Геленджик, Анапа, Ейск; железнодорожные и автомобильные маршруты федерального значения.
Но краевые власти не собираются почивать на лаврах и делают все возможное для привлечения инвестиций в транспорт. В Краснодарском крае прогрессивное инвестиционное законодательство, разработана система государственного сопровождения инвестиционных проектов на всех этапах – от подписания протоколов о намерениях до сдачи объекта в эксплуатацию. Расположение Кубани с политической стабильностью и развитой финансовой инфраструктурой стратегически удачное. Следует учесть достаточно высокий уровень жизни населения, его высокую деловую активность.
Самое важное условие для развития инфраструктурных проектов, привлечения инвестиций обеспечивается за счет либерального краевого законодательства.
Формы поддержки инвесторов на территории Краснодарского края включают в себя ряд налоговых льгот. Так, на срок до трех лет предусмотрено освобождение от уплаты налога на имущество организаций, на срок до пяти лет снижается ставка по налогу на прибыль. Кроме того, потенциальные инвесторы освобождаются от уплаты транспортного налога.
На срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на три года, возможно предоставление инвестиционного налогового кредита как по налогу на прибыль, так и по региональным налогам, поступающим в краевой бюджет. Все эти преференции предоставляются в рамках закона «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае». Благодаря этому же закону организации, реализующие инвестпроекты, имеют льготы в части арендной платы за пользование землей, что очень актуально для региона с одной из самых высоких цен на землю в России.
Кроме того, бюджет края поддерживает значимые с точки зрения интересов региона проекты как напрямую – в виде инвестиций, так и предоставляя банковские гарантии.
Инвесторы, связывающие свои интересы с бизнесом в Краснодарском крае, уверены в серьезности намерений властей по поддержке инфраструктурных проектов – закон о господдержке действует в регионе с 2004 года. И во многом благодаря ему край имеет высокий рейтинг инвестиционной привлекательности среди субъектов Российской Федерации.
Дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры в регионе связывают прежде всего с логистикой. Причем наряду с крупными центрами транспортной и складской логистики планируется строить логистические объекты небольшой мощности со стоимостью до 500 млн руб. Так, в станице Кущевской предполагается строительство логистического терминала класса В на 23,7 тыс. палетомест стоимостью почти 189 млн руб. В курортном Геленджике в складских помещениях площадью 20 тыс. кв. м будут храниться и подрабатываться грузы с последующей доставкой по региону и по России в целом. Стоимость проекта – 562 млн руб., который должен окупиться за 6 лет. За 4 года должен окупиться транспортно-логистический центр в Тихорецком районе, на строительство которого необходимо 125 млн руб.
И несмотря на такие «скромные» затраты, в центре можно будет хранить и обрабатывать товаров в объеме почти 2 млн куб. м. А в Брюховецком районе будет построен парк класса А с полным набором логистических услуг: хранение различных типов груза, погрузка (ручная/механизированная), палетизация (формирование палет), комплектование партий к отгрузке, кросс-докинг, складской учет, ведение истории приходов, уходов грузов, предоставление информации в режиме онлайн об остатках груза на складе на текущий и любой из прошедших дней, страхование груза, принятого на хранение, управление запасами в онлайн-режиме через удаленный доступ.
Естественно, затраты на строительство такого склада будут значительно выше – 1,3 млрд руб., но за счет широких возможностей склада и множества оказываемых услуг объект должен окупиться за 4 года.
За два года должны окупиться, по расчетам администрации Армавира, затраты на аэровокзальный комплекс (387 млн руб.). Расчетный пассажиропоток составит 150 тыс. человек в год, перевозки грузов на внутренних линиях достигнут 3 тыс. тонн, на международных – 30 тыс. тонн. Что очень важно, аэровокзальный комплекс создаст возможности для обеспечения полетов Армавирского летного учебного центра.
В Приморско-Ахтарске планируется строительство автовокзального комплекса, который помимо собственно автовокзала включает также посадочные площадки, гостиничный комплекс и автосервис. Цена вопроса – 82 млн руб., которые окупятся за 4 года. Что же касается морской инфраструктуры, то развиваться будут и пассажирский, и грузовой сегменты. В рамках создания нового грузового района морского порта Туапсе предлагается построить три специализированных перегрузочных комплекса общим объемом грузооборота 7 млн тонн в год, предназначенных для приема, обработки, промежуточного хранения и экспортной отгрузки грузов, доставляемых в порт железнодорожным и автотранспортом: комплекс по перегрузке зерновых грузов с 3,5 млн тонн в год; комплекс по перегрузке широкого ассортимента металлов общей мощностью 2,5 млн тонн в год; терминал для обработки накатных грузов пропускной способностью 1 млн тонн в год. Проект оценивается в 5,5 млрд руб. с нормативным сроком окупаемости 6 лет. Модернизация морского порта «Анапа» предусматривает реконструкцию здания морского вокзала, возведение гостиничного комплекса международного уровня, современного многозального киноцентра, боулинг-центра с паркингом и рестораном. Первым этапом реконструкции порта «Анапа» предполагается осуществление строительства нового причала, примыкающего к существующему причалу «Пирс Насыпной» с выходом причала в море для обеспечения возможности швартовки пассажирских судов у причала. Также проектом предусмотрено объединение верхней и нижней набережных с разделением транспортного движения и пешеходных потоков, увеличение длины и площади пассажирских пирсов с реконструкцией существующих площадей. Проект потребует 2,5 млрд руб.
Очень интересным является проект по строительству автодороги Краснодар – Абинск – Кабардинка. Эта дорога является частью перспективной схемы развития федеральной магистрали «Дон», которая входит в международный транспортный коридор «Север–Юг». Ее строительство в качестве альтернативы федеральной автомобильной дороге Краснодар – Новороссийск позволит в комплексе решить проблемы, связанные с пропуском транзитного транспорта, следующего через столицу Кубани к Черноморскому побережью, и проблемы Новороссийского транспортного узла. Протяженность дороги – 147 км. Общая длина мостов и путепроводов – почти 8000 м, тоннелей – более 4,5 км. Объем инвестиций, по оценкам специалистов, составит 117 млрд руб.; реализовать его предполагается на принципах ГЧП. Если применить известное выражение «свита делает короля» к инвестиционной ситуации в Краснодарском крае, то гармоничное развитие краевой транспортной инфраструктуры в целом органично дополняет и соответствует олимпийскому уровню. Кроме того, есть уверенность, что и чемпионат мира по футболу в 2018 г. послужит своего рода катализатором для развития экономики регионов.