12 цилиндров "фольксвагена"
ТЕХНИКА
В МИРЕ МОТОРОВ
Материалы рубрики подготовили: Михаил ГЗОВСКИЙ, Дмитрий ПОСТНИКОВ и Михаил ТЕПЛОВ.
12 ЦИЛИНДРОВ "ФОЛЬКСВАГЕНА"
Volkswagen W12
Пока непонятно, как отнестись к этой машине - как к технической диковинке с расчетом на эпатаж или действительно новому слову в конструкции. Концепт-кар "Фольксваген-W12" - спортивный автомобиль с пластмассовым кузовом типа "монокок", спроектированным известной фирмой "Итал Дизайн". Сравнительно большой (длина х ширина х высота - 4,40 х 1,92 х 1,04 м), он весит всего 1200 кг благодаря применению легких сплавов и пластмасс. Привод - на все колеса, причем крутящий момент распределяет по осям вискомуфта. Демонстрацию такой машины можно рассматривать как заявку на участие в будущих чемпионатах спортивных автомобилей, однако не это главное.
У концепт-кара очень необычный двигатель - такие на серийные легковые машины еще не устанавливали. Прежде, чем о нем рассказать, вспомним, что "Фольксваген" делает необычный шестицилиндровый двигатель VR6 - в частности, для престижной модификации "Гольфа". Его преподносят как своего рода промежуточный вариант между рядным и V-образным мотором, отсюда и аббревиатура (от слов V-образный и рядный). На самом деле, это V-образный мотор, но с малым углом между осями цилиндров - 30° (обычно 60 или 90°). Такая схема особых преимуществ не дает, но мотор получается короче рядного и уже V-образного, поэтому его удается "запихнуть", например, в упомянутый "Гольф". В семействе моделей необходима шестицилиндровая машина, особенно для американского рынка.
И вот, как бы соединив два мотора VR6 в один, получили уникальный W-образный двигатель W-12 рабочим объемом 5,6 л, мощностью 309 кВт/420 л. с. при 5800 об/мин с крутящим моментом 530 Н.м при 3000 об/мин (у двенадцатицилиндрового "шестисотого" "Мерседеса" - 6,0 л, 290 кВт/394 л. с., 570 Н.м). (Любопытно, что несколько лет назад был показан концепт-кар марки "Ауди", принадлежащей концерну "Фольксваген", с макетом такого же - W12 - мотора. Выходит, идею не похоронили.) Заметим, что моторы со столь большим числом цилиндров устанавливают только на очень дорогие спортивные и представительские машины, а делают их считанные фирмы.
Недавно "Мерседес" появился на рынке недешевых автомобилей малого класса, где господствовал "Фольксваген". Кажется, последний хочет "отомстить", потеснив конкурента в секторе престижных машин. Об этом говорят и появившиеся сообщения о новых разработках "Фольксвагена".
Что касается концепт-каров, то подобные эксперименты были и раньше. Например, французская фирма "Жимене" (Jimenez), торгующая мотоциклами, представляла несколько лет назад на автомобильной выставке во Франкфурте спортивный автомобиль "Нови" (Novia). Он не только внешне напоминает "Фольксваген-W12", но и имеет много общего в конструкции, однако выставочный экземпляр был окрашен в красный цвет. Двигатель - W-образный с пятью клапанами на цилиндр, рабочим объемом 4,1 л и мощностью 412 кВт/560 л. с. Число цилиндров даже больше, чем у "Фольксвагена" - аж 16, что неудивительно, поскольку при проектировании мотора за основу взяли восьмицилиндровый V-образный двигатель японской фирмы "Ямаха". Она известна своими мотоциклами, снегоходами, а также... радиоэлектроникой и музыкальными инструментами.
И если французский концепт, продемонстрировав совершенство японских моторов и смекалку французских менеджеров, похоже, послужил лишь для привлечения покупателей мототехники, то немецкий, скорее, рассказал о серьезных намерениях автогиганта "Фольксвагена".