ZAZ VIDA: AVEO, только на $1000 дешевле
ZAZ VIDA
ZAZ VIDA
Ашхабадская скидка
Председатель правления ЗАЗа Николай Евдокименко сказал буквально следующее: «VIDA будет стоить примерно на тысячу долларов дешевле, чем поступающие в РФ из-за рубежа Chevrolet AVEO». Сопоставил потому, что новый украинский автомобиль — лицензионная копия известнейшей модели General Motors предыдущего поколения.
ЗАЗ не впервые выбрал для производства машину недорогую, и понятно почему. Большую часть продукции он продает, естественно, на Украине, отсюда, автомобиль должен быть адекватен невысокой покупательской способности ее граждан. Не намного богаче жители России, а наша страна для производителя и теперь, и еще надолго — главный экспортный рынок (в чем убеждают продажи в РФ другого «запорожца» — Chance: около половины объема производства).
Степень локализации производства VIDA уже на начальном этапе составила около 51%. Как и в финансовом бизнесе, это знаковая цифра. По Ашхабадскому соглашению государств, входивших в СССР, с таким уровнем локализации вступает в силу правило о беспошлинном ввозе товаров на рынки стран-участниц. Проще говоря, в цене VIDA нет «пошлинной» составляющей.
С ценой разобрались. А что с качеством?
Икона
Испытывая терпение журналистов, хозяева все отодвигали начало тест-драйва. Нас водили по цехам, где образуется тот самый 51%, — штамповочному, сварочному, покрасочному, сборочному. Везде автоматы и манипуляторы. В лаборатории робот щупами промеряет микроны и градусы кузовной геометрии… Ежегодно в техперевооружение завода акционеры вкладывают по $50-100 млн.
Провожатый давал любопытную информацию. Напомнил о давней традиции: после покупки отечественного авто подтяни все болты и гайки, не то что-нибудь да открутится. Какой-то крепеж обязательно или прослаблен, или с сорванной резьбой. В нынешних ЗАЗах такой брак исключен. Рабочий, если привинчивает вручную, пользуется необычным динамометрическим ключом. При достижении определенного усилия рычаг ключа «ломается» — не переборщишь. И не прослабишь: в момент щелчка из ключа на соединение выстреливает капля стойкой краски — метка…
Экскурсовод рассказывал с рефреном: производство — на новом оборудовании GM, по технологии GM, система контроля качества — GM, компоненты — с предприятий или от поставщиков GM… Чтобы не усомнились: здешние автомобили - тоже GM.
«Наш» мотор круче
Отчет о тесте короткий — скоротечным был сам тест. Полутора десяткам журналистов выкатили два VIDА, а уже через полчаса отдирали от машин, чтобы увезти на встречу с первыми лицами компании. Тем не менее о ходовых ощущениях.
С механической коробкой мотор разгоняет машину на первой-второй передачах с ускорением, ожидаемым от 109 л.с. (мотор — 1,5 л, 16-клапанный). Дальше, с третьей, напористость динамики слегка угасает. Неизвестно, закономерность ли это: двигатели необкатанные, им два десятка километров от роду... Воткнув пятую передачу на 50 км/ч, без фанатизма надавил на газ (профиль дороги — несколько процентов в горку): нелихо, но машина набирала темп. Как и положено. «Не лихач» — чаще положительная характеристика.
Коробка-«автомат» по-хорошему удивила. Она сагрегатирована с более слабым мотором (1,4 л, 94 л.с.), однако продемонстрировала ход, без оговорок, уверенный. Забегая вперед: со слов Николая Евдокименко, в серийные машины с «автоматом» будут устанавливать модифицированный мотор 1.5, а он «более совершенный, нежели двигатели AVEO».
Ходы рычага переключения передач (на «механике») покажутся несколько длинноватыми тем, кто знавал машины с ходами короче.
Иду на пробой
То, что подвеска рассчитана на город со всеми его асфальтовыми неожиданностями, сомнений нет: что угодно проглатывает. По всем признакам и на грунтовке будет неплоха. Сами судите. За пределами предписанного маршрута по гладкому покрытию заводского трека лежит видавший виды асфальт. Съехал на него, однако невыразительный триммер дал понять, что под колесами максимум не зеркало. Поодаль чернела выбоина диаметром в колесо и глубиной в пол-ладони. Прицеливался и попадал в нее несколько раз на разгонах (30-35 км/ч). Конечно, трясло, но... Это как при стрельбе: ждешь отдачи в плечо как из ружья, а получаешь как из мелкашки.
Дальше, на спецучастке с имитацией различных покрытий разогнал машину до 40 км/ч — вдвое быстрее, чем разрешал знак. Мелкоячеистая брусчатка отдала больше звуком, нежели дробью толчков. На тридцати прошел «терку» с надолбами, расположенными в шахматном порядке (под правые и левые колеса). Ни намека на пробой.
В «общегражданских» условиях, в плавных траекториях машина перемещается с устойчивостью носорога. На темповом синусоиде («игра в шашки») руль отзывчивый, но и в меру плотный — таким он должен быть в «городском» автомобиле. Разворот прошел как-то естественно (с крайнего левого ряда на вторую от меня встречную полосу) и не вызвал импульса повторить маневр, чтобы сосчитать обороты баранки и сказать, что поворачиваемость недостаточная.
Чувствуешь себя европейцем
Пространство салона особенных впечатлений не дает — это все тот же AVEO, в котором чувствуешь себя «белым человеком». Не самым богатым, но тем не менее...
Удобно ли в кресле? Любой ответ будет субъективным — все мы вылеплены по-разному. Но совершенно точно, что «рабочее место» создавали специалисты по эргономике: манипулировать всеми органами управления удобно.
И приборы читаются легко. Говорю не только о размерах стрелок и шрифте цифр. Руль можно отрегулировать (правда, только по высоте), чтобы панель оказалась под линией внутреннего овала баранки, в зоне постоянного обзора. (Не во всех машинах можно убить этих двух зайцев — чтобы и руль располагался удобно, и чтобы он не скрадывал вид на приборы.) Насколько приятны приборы с подсветкой, сказать нечего — мы ездили солнечным днем.
На коленки пассажиров, усевшихся на заднем диване, спинки передних кресел надавливать не будут, разве что их рост будет 180 см и выше. Нельзя не отметить: место пассажира в середине оборудовано полноценным трехточечным ремнем безопасности.
Вот практически и все, что можно было успеть понять в микротесте. Дождемся начала поставок автомобиля в РФ и в середине июня проведем полноценные испытания — редакции «За рулем.РФ» обещали выделить машину. Тогда и расскажем о VIDA более полно.
Не ошибетесь
А почему этот тест был столь скоротечным, председатель правления ЗАЗа Николай Евдокименко дал понять: VIDA в детальных представлениях не нуждается — это тот же крепыш AVEO. Зазовский продукт произведен по стандартным джиэмовским технологиям (повторил это несколько раз), того же уровня качества, с теми же эксплуатационными свойствами. Отличие в том, что обойдется он покупателю несколько дешевле.
Что, когда, почем?
VIDA в Россию будут поставлять в кузовах седан (4310х1710х1505) и хэтчбек (3920х1680х1505). По заявкам дистрибьютора — с семью разновидностями силового агрегата (в том числе с моторами по стандартам Евро-4 или Евро-5). Набор опций — в зависимости от пожеланий покупателей. В числе дополнительного оборудования кондиционер, стеклоподъемники, противотуманные фары, радиоустройство и проч.).
О полном перечне комплектаций, их наполнении и ценах уместнее рассказать, когда машины начнут поставлять в РФ. Но уже известно, что цена комплектации Base (S), базовой, — 389 000 руб. В нее входят: регулируемая по наклону рулевая колонка, задние противотуманки, гидрокорректор света фар, стальные диски (под шины 185/60 R14) и колпаки, кондиционер, подушка безопасности водителя, бамперы в цвет кузова, аудиоподготовка (4 динамика, антенна), дистанционное открывание дверцы бензобака.
Хэтчбеки должны поступить в продажу в России в июне. Завод готовит модификацию с газобаллонным оборудованием. Чтобы она попала на наш рынок, еще понадобится провести испытания системы управления «газовым» мотором. Разрешение на реализацию должно быть получено к концу второго квартала нынешнего года.
Спрашивали? Отвечаем
Коротко ответим на некоторые вопросы, заданные читателями на форуме после публикации новости о VIDA на сайте «За рулем.РФ».
О названии. VIDA — слово испанское, в переводе означает «жизнь», «образ жизни».
Об объеме поставок. В нынешнем году ЗАЗ собирается выпустить 10 000 этих автомобилей, половина из них предназначены для российского рынка. В дальнейшем объемы производства модели будут увеличиваться про мере роста спроса. Что же до экспорта в нашу страну, то его объемы, опять-таки, зависят от количества заявок от российских продавцов. В РФ 130 дилеров, они работают в большинстве регионов.
Двигатель машины многие называют китайским. Это очень условно. Мотор собирают на заводе, входящем в объединение ЗАЗ, — Мелитопольском моторном, со степенью локализации около 50%. Недостающие комплектующие поступают действительно из Китая, с завода Chery. Однако эта молодая компания за счет постоянно растущего качества продукции все больше завоевывает авторитет на рынках мира. Как заявили руководители ЗАЗа, к этой марке не стоит относиться скептически. Что же касается конструкции мотора, то он был адаптирован под наши условия.
АКП для VIDA — продукт General Motors, коробку украинцы закупают у GM-Корея. Ее агрегатируют с двигателем на Мелитопольском заводе.
Тестовые машины были обуты в шины «Росава» Белоцерковского шинного завода (Украина). У нас эту резину знают недостаточно хорошо, и непонятно, насколько ей можно доверять. Но тестовые экземпляры не показатель, так что не факт, что VIDA будут поставлять в РФ именно на этих шинах. У ЗАЗа три потенциальных поставщика. Завод выберет того, кто предложит лучшие условия. Надо отметить важность этого замечания — к вопросу о цене автомобилей.
Уживутся ли на одном предприятии Chance и VIDA? Сейчас параллельно выпускаются обе модели. По мере увеличения спроса на новую (заводские маркетологи уверены, что он будет расти) ее доля в общем объеме производства также будет увеличиваться. О снятии с конвейера Chance речь пока не идет.