Средство от асфальтовой болезни: защита дорожного мотоцикла
Как ни странно, никаких жестких защитных средств на шоссейных и дорожных мотоциклах мы не обнаружим – как будто они вообще никогда не падают! Наверное, именно из-за серьезности последствий думать о них как-то не принято. Но приходится. Полностью защитить дорожный мотоцикл или спортбайк от повреждений невозможно. Но минимизировать потери – вполне. Средства пассивной защиты уберегут самые важные и дорогие элементы: двигатель, раму и детали ходовой части мотоцикла.
Классика жанра для дорожников – дуги безопасности. Этот простой и эффективный защитный элемент появился почти одновременно с мотоциклом и по сей день востребован. Классические дуги должны привинчиваться к раме мотоцикла и, поглощая энергию удара, защищать выступающие части двигателя от встречи с асфальтом. Однако на многих современных аппаратах рама не рассчитана на крепление дуг и их приходится устанавливать непосредственно на двигатель. И здесь таится риск вместо защиты получить обратный эффект. Если дуга оказывается слишком прочной, при ударе она может вырвать кусок из картера двигателя. Это больно и дорого. Поэтому при выборе дуг обращаем внимание на места их креплений и на конструкцию. Представим, как они будут работать при падении, и, если возникают сомнения, ищем альтернативу. Надежнее и безопаснее всего, когда каждая дуга крепится как минимум в трех точках. Трехточечные дуги идеально подходят для современных дорожных мотоциклов и стритфайтеров. Напротив, для классиков и чопперов по стилю ближе большие прямоугольные дуги на передней части рамы.
К сожалению, дуги можно установить далеко не на все мотоциклы. Спортбайки с ними смотрятся крайне странно, хотя мне встречались и довольно оригинальные конструкции. Тем не менее это скорее исключение и, кроме стантрайдеров, дуги на «спорты» никто не устанавливает. Более распространенное средство защиты спортивных мотоциклов – слайдеры. Эти накладки на раму или двигатель, как правило, изготовленные из алюминия и пластика, должны принимать на себя нагрузку при падении. Появившись сначала на гоночных мотоциклах, они перекочевали и на улицы, изменив при этом свое назначение. Дело в том, что профессиональные гонщики не заботятся о состоянии обтекателей. Это расходный материал, который меняют после каждого падения. Ведь по сравнению с гоночным двигателем или рамой даже карбоновый обвес дешев. Именно поэтому слайдеры на гоночных мотоциклах обычно не выступают за ширину пластика, а порой вообще прячутся под ним. Но хозяева уличных «спортов» часто беспокоятся именно о состоянии пластика. Из-за этого в магазинах для любителей всегда большой выбор потешных «грибов», торчащих в стороны на добрый десяток сантиметров, на которые возлагаются большие надежды по спасению пластмассок от царапин. Опасность тут та же, что и в случае с неудачными по конструкции дугами. При мало-мальски серьезном встречном ударе (например о скол асфальта) такой гриб, как хороший рычаг, вырывает с мясом кусок мотоцикла, к которому он прикручен. Так что, оберегая пластмассу, можно лишиться рамы.
Мой совет: не горячитесь, выбирая слайдеры. Большой размер здесь не всегда на пользу. Внимательно изучите способ крепления слайдера к мотоциклу (раме, двигателю). Он не должен работать на излом. Тут приоритет за деталями с широкими и толстыми креплениями. Это, как правило, достигается добавлением алюминиевой или стальной пластины между слайдером и местом его установки. Слайдеры устанавливают и в оси переднего и заднего колес. Они могут неплохо защитить вилку и маятник от истирания при контакте с асфальтом.
В последнее время появились новые системы слайдеров с амортизацией. Внутренний эластичный элемент уменьшает пиковые нагрузки. Идея проста, но действенна, правда, значительно увеличивает стоимость мотоцикла. Поэтому я бы рекомендовал такую конструкцию владельцам топовой линейки спортбайков. На менее быстрых мотоциклах вполне достаточно обычных. Что еще можно защитить от повреждений в современном дорожнике? Пожалуй, перья вилки, траверсы и руль. При падении руль стремится провернуться вокруг своей оси. Довольно серьезный крутящий момент возникает в перьях вилки и в нижней траверсе. Ведь именно она, как правило, имеет ограничитель поворота руля. На гоночных мотоциклах роль ограничителей выполняют толстые резиновые кольца, надетые на перья вилки. Кольца амортизируют удар и не дают верхней траверсе провернуться относительно нижней, сохраняя правильную геометрию обоих. Обычный ограничитель руля в такой ситуации не работает. Как правило, любое серьезное падение заканчивается его поломкой. В продаже специальных колец не найти, однако их можно подобрать из ассортимента резиновых деталей для тяжелой техники.
В последние годы технологии CNC-обработки получили широкое распространение. Как следствие, стали появляться очень красивые цельнофрезерованные из капролона накладки на крышки двигателя. Прочный материал плотно прилегает к мотору и надежно защищает выступающие поверхности. Защита очень эффективная, но недешевая, потому доступна лишь для настоящих «спортов» и дорогих стритфайтеров. Как альтернатива, встречаются накладки, вылепленные из карбона. Это также вполне надежное средство защиты. При падении мотоцикл ложится на руль. Поэтому на концах труб руля устанавливают специальные наконечники-грузики. Они выполняют сразу две функции: благодаря массе уменьшают вибрации на концах руля и защищают руль при падении. Грузики должны быть надежно закреплены на концах руля, иначе они не выполнят свои функции. А вот зеркала и рычаги, наоборот, лучше не затягивать до упора – тогда при легком падении они провернутся и, возможно, останутся целы.
И все же намного приятнее избежать самого падения, чем уменьшать его последствия. Прочные водительские навыки в сочетании со здравым смыслом и продвинутыми электронными помощниками сводят риски неприятностей практически к нулю. Это факт. Не игнорируйте его, и тогда красивые слайдеры или дуги безопасности превратятся еще в одно украшение вашего мотоцикла.