Платные дороги: деньги открывают шлагбаум
Платными во Франции являются практически все скоростные дороги. Средняя стоимость проезда – 5 евро/100 км. Деньги возьмут и за проезд по альпийским туннелям Монблан и Фрежюс, а также по мостам Мийо, Нормандия и Танкарвиль. Цена зависит от сезона, времени суток, частоты поездок и т. д.
ТОРОПИТЬСЯ ИЛИ ЛЮБОВАТЬСЯ?
Французы недолюбливают оторуты (autoroute, так во Франции называется платное скоростное шоссе), но без колебаний выбирают их для путешествий: потраченные деньги окупаются высокой скоростью, комфортом и безопасностью. Расчет простой. Например, за проезд от Парижа до Лиона нужно заплатить 32 евро, зато расстояние в 460 км можно преодолеть за четыре часа: тут разрешенная скорость – 130 км/ч, на пути ни населенных пунктов, ни светофоров… Знай себе лети! Хотите сэкономить не время, а деньги – GPS-навигатор проложит маршрут по бесплатным дорогам. Получится чуть дальше (примерно 510 км) и много дольше: в пути придется провести минимум восемь часов, ведь на большинстве дорог скорость ограничена 90 км/ч, а в населенных пунктах – 50 км/ч (их встретится несколько).
Однако у долгого пути есть свои плюсы: вы сможете увидеть настоящую Францию. Шоссе извивается среди живописных холмов и полей, нанизывает на себя бесконечную череду деревень, где дома, кажется, не перестраивались лет пятьсот… Альтернатива красивая, но, повторю, совсем не быстрая.
Если летите по платной дороге, то увидите в лучшем случае поля, леса и защитные экраны. Скукота! Останавливаться на оторуте запрещено категорически, но через каждые 15 км обустроены площадки для отдыха, где есть столики, контейнеры для мусора, туалет, а иногда и кафешка. Электронные табло информируют о трафике, погоде, ремонтных работах, есть даже собственное радио. А еще через каждую пару километров установлены оранжевые телефоны аварийной связи.
Перед пунктами оплаты дорога расширяется на несколько полос (очень удобно: никаких пробок), а после шлагбаумов снова сужается – до двух-трех полос в каждую сторону. Рассчитаться можно с помощью банковской карты или наличными, но выгоднее всего приобрести специальный датчик Telepeage.
Он крепится под стеклом, дистанционно открывает шлагбаум и позволяет проезжать без остановки, на скорости 30 км/ч. Владелец абонемента оплачивает проезд в конце месяца. Понятно, что тариф зависит от типа, габаритов транспортного средства, времени суток, сезона, количества проездов по дороге за месяц (при наличии абонемента). Для легкового автомобиля набегает в среднем 5 евро за 100 км (в переводе «на русский язык» – 2 рубля за 1 км). Недешево!
ПОДАЛЬШЕ ОТ МЫШЕЙ
При строительстве дорог у французов, как и у нас, возникают непростые проблемы с собственниками: кому понравится, что по его земле (или мимо дома) день и ночь будут с бешеной скоростью пролетать машины! Магистраль А89, Бордо – Лион, строят уже несколько лет, но перед этим почти десятилетие шел процесс выкупа земель, согласования с местными властями, жителями, экологами.
Представьте, чего это стоило, ведь в одном месте шоссе проходило через знаменитые виноградники Божоле (это не захламленный Химкинский лес!), в другом – через местность, где гнездятся редкие виды летучих мышей. Разрешить первый конфликт неожиданно помог экономический кризис: владельцы виноградников согласились-таки продать землю; во втором – строители договорились вместе с экологами переселить часть популяции летучих мышей в местность со схожими условиями.
Об этом мне рассказали в информационном центре при въезде на строящуюся дорогу со стороны Лиона (со стороны Бордо есть еще один). Здесь милые девушки угостят любого гостя кофе и проведут виртуальную экскурсию по маршруту будущей трассы.
На ней предусмотрено три туннеля, мосты, путепроводы. На большинстве участков четырехполосного шоссе (с возможностью расширения до шести полос) разрешенная скорость – 130 км/ч. И только на некоторых, потенциально опасных, – 110 км/ч. Вооружившись инфракрасным пультом, можно самостоятельно «проехать» по будущей трассе: виртуальный автомобиль будет двигаться по экрану дисплея. А можно забронировать настоящую экскурсию на стройку – пожалуйте 5 евро с человека. Денежные запросы экскурсоводов не смущают французов: за прошлый год стройку посетило свыше 13 тысяч местных жителей!
Отправился на экскурсию и я – любопытно посмотреть, как здесь строят дороги. Оказалось, ничего особенного. Аналогичная техника работает и в России, а в Сочи сейчас пробивают туннели подлиннее. Да и красивые мосты в России тоже научились строить. Впрочем, учат нас этому как раз французы. Компания «Винси», одно из подразделений которой прокладывает упомянутую выше трассу А89, – европейский лидер строительства скоростных дорог и сложных инженерных объектов.
Она уже оказывала помощь в сооружении вантовых мостов в Москве (Живописный мост) и во Владивостоке (мост на остров Русский), возвела комплекс многоэтажных парковок в аэропорту Шереметьево, а сейчас приступила к строительству первого участка скоростной трассы Москва – Санкт-Петербург. Именно «Винси» принадлежит половина акций в Северо-Западной концессионной компании (остальные 50% – у российских фирм), выигравшей конкурс на строительство и эксплуатацию в течение 30 лет головного участка шоссе – от МКАД до Солнечногорска. Впрочем, это уже другая история.
Что касается трассы А89, полностью, от Бордо до Лиона (это 340 км), она будет открыта через два года; заключительные 50 км оказались самыми сложными в инженерном смысле и самыми дорогими – они обойдутся в 1,5 млрд. евро.
Путешествие по новой скоростной дороге от столицы виноградников до кулинарной столицы Франции (так иногда именуют французы Лион) обойдется водителям в 25–30 евро. Дороговато? Зато быстро и с комфортом.