Как уберечь людей на переходе
Журнал на эту проблему обратил внимание давно, сделав ее, в частности, главной темой февральского номера ЗР за этот год. Там же были предложены изменения в обустройстве пешеходных переходов. А весной в ГУОБДД МВД РФ подвели итоги аварийности в 2011 году – и ужаснулись (ЗР, 2012, № 4). Особенно неутешительной оказалась статистика ТП с участием пешеходов. Общее число таких аварий сократилось по сравнению с 2010 годом на 3,7% (до 65 959 случаев), но список погибших пешеходов, к сожалению, вырос и составил 8766 фамилий. Начиная с прошлого года ГАИ и общественные организации проводят проверку состояния пешеходных переходов. Увы, в ходе этой акции на каждом третьем переходе обнаружены нарушения. На самом деле, думаю, ситуация еще хуже, в этом может убедиться любой житель России, стоит ему выйти на улицу родного города или поселка…
Мы уже выдвигали свои предложения по обустройству переходов; очень здорово, что нашу инициативу поддержали в ГУОБДД МВД РФ – с недавних пор дорожные полицейские открыли на своем сайте общественную дискуссию «Право пешехода». В рамках этой дискуссии они сами обнародовали ряд предложений по организации переходов, которые мы попытались систематизировать.
Требования, которые уже прописаны в правилах и ГОСТах, но применяются недостаточно широко (чаще всего говорят, что денег не хватает).
Искусственные неровности, то есть «лежачие полицейские» (от 22 тыс. руб. за штуку):
Должны устанавливаться перед детскими учебно-воспитательными учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов; перед опасными участками дорог, на которых введено ограничение скорости движения до 40 км/ч и менее; перед началом участков, где часто случаются ДТП.
Островки безопасности. Должны быть на всех наземных пешеходных переходах на дорогах с шириной проезжей части 15 м и более.
Принудительные средства снижения скорости (от 50 тыс. руб.):
в форме возвышенной над проезжей частью поверхности пешеходного перехода на всю его ширину.
Пешеходные ограждения перильного типа или сетка (от 600 руб. за 1 м ограждения):
должны стоять на разделительных полосах напротив остановок общественного транспорта с подземными или наземными пешеходными переходами; на участках с высокой интенсивностью движения пешеходов.
Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению («гребенка») – устанавливаются перед пешеходными переходами со стороны тротуара.
В виде эксперимента в ряде регионов РФ уже применяются, и успешно.
Дорожная разметка 1.14.1 (от 60 руб. за 1 л термостойкой краски):
– зебра – в сочетании полос желтого (красного) и белого цветов.
Светофоры со встроенным табло обратного отсчета времени.
Световая индикация с катафотами или подсветкой (фото в заголовке, от 7 тыс. руб. за знак со светодиодной подсветкой) по краю лицевой поверхности дорожных знаков или щитов с изображениями знаков.
Экспериментальная система информирования водителей о приближении к пешеходному переходу (датчики движения, включающие систему освещения).
Дорожные светофоры типа Т.7 с одиночной желтой секцией (от 25 тыс. руб.):
на нерегулируемых пешеходных переходах, с источником автономного питания.
Дополнительные дорожные знаки «Пешеходный переход» (от 1 тыс. руб. за обычный знак) над проезжей частью дороги.
Ультрафиолетовая подсветка пешеходных переходов (на автономных источниках питания).
Автономное освещение (на солнечных батареях) пешеходных переходов.
Включить в ГОСТ положения:
– об обязательном оборудовании всех пешеходных переходов на перекрестках (в том числе регулируемых) дорожными знаками 5.19.1 (2);
– об обязательном устройстве надземных (подземных) пешеходных переходов на дорогах с тремя и более полосами движения в одном направлении.
Мы согласны с этими предложениями, но хотели бы внести свою лепту.
ИНИЦИАТИВЫ ЗР
Ввести в КоАП и УК общепринятые понятия – «неаккуратное вождение» (наказывается предупреждением или штрафом) и «опасное вождение». Второе во всем мире признается (независимо от тяжести последствий!) уголовным преступлением против общества; наказание за проезд по жилому району, где гуляют дети, со скоростью 150 км/ч должно караться лишением прав (надолго) и/или (возможно!) уголовным наказанием.
Ввести обязательное обучение пешеходов во всех учебных заведениях. Им дали право приоритета на улице, но не объяснили обязанности. Мало кто из пешеходов представляет, сколько времени и места понадобится автомобилю, чтобы резко затормозить, – и это тоже придется объяснять со школы.
Не устраивать нерегулируемых переходов на дорогах, имеющих более двух полос движения в каждую сторону.