Как рождаются Jaguar: алюминиевое царство
Сегодня завод в Касл-Бромвиче выпускает 150 тыс. Ягуаров (модели XF, XK, XJ) в год. В среднем в день получается около 180 новых седанов XF, 160 флагманов XJ и 60 спортивных XK.
Предприятие высокоавтоматизировано, в зависимости от модели, на долю роботов выпадает до 80% операций, причем производство в таком виде существует уже давно, с 2008 года. Посетив завод, создается впечатление, что почти всё делает автоматика. Однако на производстве занято не мало – 2500 человек, которые работают в две смены по шесть часов. В отличие от российских автозаводов, где основной персонал молодые специалисты, здесь рабочие люди среднего возраста. Часто менять работу не принято, даже не развиваясь по служебной лестнице, человек проработав на производстве длительное время, получает расширенный социальный пакет, средняя зарплата при этом 20 тыс. фунтов в год (~1 млн. рублей).
Главная особенность в сборке Ягуаров – алюминий. Причем история завода с алюминием давняя, в свое время тут производились самолеты, в частности знаменитый Spitfire.
Прессовка деталей
Завальцовка кромок роботами
Замена пресс-формы
Стыковка кузова и шасси
Контроль качества
Субъективный контроль качества
В процессе сборки автомобиль проходит несколько контролей качества. Кроме упомянутого выше «Перцептрона» машины ждут обычные процедуры: балансировка колес, регулировка фар, пробег на барабанах (6,5 км со сменой всех передачах), тест электроники, проверка в дождевальной камере. Отдельно при ярком свете оценивается кузова и лакокрасочное покрытие.
После этого машина проходит динамический тест на полосе с препятствиями. В итоге отсеивается 4% автомобилей неудовлетворяющих стандартам по электронике и 8% кузовным стандартам. За каждым автомобилем закрепляется паспорт, в котором ведется стенограмма ответственных за сборку. В итоге все вовлеченные в процесс рабочие несут личную ответственность за ошибки в производственном цикле.
Наша экскурсия подошла к концу. В это время на заводе звенит звонок призывающий рабочих на обед. Производство замирает, служащие меняют инструменты на бутерброды.
В финале мы пообщались с одним из идеологов алюминиевого производства, Mike Wight, главным техническим специалистом. В Jaguar убеждены, что будущее за алюминием. Благодаря ему удается существенно снизить вес и достичь экономии топлива. Еще один плюс - стойкость к коррозии. Из минусов - высокая цена и сложность в ремонте. И если официальные сервисы имеют возможность выполнить качественный ремонт (а новые Ягуары чаще всего застрахованы), то когда дело касается "секонд-хенда" потребитель предпочтет сэкономить, однако отремонтировать алюминиевый кузов в неофициальном сервисе будет сложно.
В заключении я задал несколько вопросов представителям компании:
Если Ягуар снимают с конвейера, где мне взять запчасти?
- Мы выпускам детали с запасом, поэтому после смены модели с производства остается приличный резерв на складах, часть, самых востребованных деталей мы по лицензии передаем другим производителям.
История Ягуара тесно связана со спортом. Не планируете ли вы вернуться в гонки?
- Нет. В планах Ягуар поддержки спорта не будет, исключением является heritage racing (исторические гонки).
Какие изменения ждут поклонников марки в этом году?
- Jaguar Land Rover подготовит 22 обновления, включая выпуск новых моделей, например F-Type.