Toyota Alphard против Volkswagen Multivan: борьба тяжеловесов

Минивэн «Тойота-Альфард» официально представлен на российском рынке. В стремлении оценить шансы «японца» на успех мы взяли близкий ему по идеологии «Фольксваген-Мультивэн».
Toyota Alphard, Volkswagen Multivan

Признаться, до появления информации о старте официальных продаж мы даже не знали о существовании «Альфарда». Не попадали в поле нашего внимания большие японские вэны с восточных рынков. Но стоит начать ездить на каком-то автомобиле, как тут же выяснится, что у половины города аналогичный: замечать и выделять в городском потоке праворульных собратьев нашей машины мы начали, едва оказавшись в «Тойоте». Наш «Альфард» белый не только по цвету, но и во всех смыслах: один из первых официально завезенных в Россию автомобилей этой модели, леворульный. Будет ли спрос, где конкуренты?

В спарринг-партнеры японскому дебютанту мы решили взять «Фольксваген-Мультивэн». Те же без малого пять метров от носа до кормы, семиместный салон – и два с половиной миллиона рублей. «Фольц», кстати, тоже белый. Все сходится, не правда ли?

БЕЛОЕ И ЧЕРНОЕ

Первое, за что зацепился взгляд, когда я открыл дверь «Тойоты», – белые коврики с высоким ворсом.

– Это нормально? – спрашиваю механика, выдающего автомобиль, оглядев свои подошвы и почву под ногами. – Так и садиться?

– Да, устраивайся! Других пока нет.

Познакомив японский ворс с прелестями московской весны, располагаюсь в просторном кресле из белой перфорированной кожи. Посадка практически легковая, лишь селектор автоматической коробки, расположенный на центральной консоли, и уходящие далеко вперед передние стойки не дают забыть, что сидишь в большом семиместном почти что автобусе.

В активе «Тойоты» практически легковая посадка и прекрасные отделочные материалы. Магнитола из прошлого века, но качество звучания на высоте.

Материалы отделки хороши, с ними «Альфард» вполне мог бы примерить эмблему «Лексуса». Даже кресло переднего пассажира дополнено оттоманкой для ног, а электро-привода нет разве что у рулевой колонки. Чтобы попасть на сиденье просторного второго ряда, достаточно обозначить намерение, потянув за ручку одной из сдвижных дверей, – у «Альфарда» они по обе стороны и оснащены электроприводами, как и дверь багажника. На потолке откидной экран мультимедийной системы, вот только протискиваться между двумя массивными креслами второго ряда на «места для поцелуев» таким крупным людям, как Воскресенский, не слишком удобно.

И все же интерьер восхитительный. Чтобы получать удовольствие от общения с «Тойотой», даже не обязательно на ней ездить. Одним словом, Дом!

После роскоши «Альфарда» утилитарный салон «Фольксвагена» с исключительно механическими регулировками и тряпичной обивкой сидений как-то обескураживает. Особенно если помнить, что у тестовых автомобилей предельно близкие цены. Здесь более грузовая, хотя и вполне удобная посадка, нет потолочных экранов и оттоманок для ног, зато пол покрыт практичным прорезиненным пластиком, а возможности трансформации шире, чем у «Тойоты»: сиденья второго ряда легким движением руки можно развернуть на 180 градусов. А еще – разложить удобный столик.

Проще попасть и на третий ряд. Правда, сдвижная дверь на «Мультивэне» одна и с электроприводом она не знакома. Словом, «Фольксваген» проще, практичнее, в чем-то удобнее, но при этом невыносимо сер и скучен. В общем, офис.

Несмотря на фургонную посадку, за рулем «Фольксвагена» удобно. Материалы отделки добротны, но не дороги. Нареканий к эргономике практически нет. Единственное развлекательное устройство «Мультивэна» – штатная магнитола не самого лучшего звучания. Выбор места для кнопки включения аварийки сомнительный.

После первого знакомства не давал покоя вопрос: какие достоинства «Фольксвагена» оценены в два с половиной миллиона рублей? Быть может, «немец» оправдает свой ценник на дороге, покорив сбалансированными и отточенными, насколько это слово применимо к автомобилям его класса, ездовыми повадками? Давайте проверим!

ВНИМАНИЕ, НА СТАРТ

На нажатие кнопки Start «Альфард» приветственно вскидывает стрелки приборов, по салону прокатывается приятное, едва заметное урчание V-образной «шестерки». На нашем рынке 3,5-литровый силовой агрегат от топовой «Кэмри» пока единственный. Слаженный тандем с шестиступенчатым автоматом наделяет двухтонный вэн завидной разгонной динамикой. Коробка передач по скорострельности вполне сравнима с фольксвагеновской DSG. А в спортивном режиме становится еще расторопней.

Удачны и настройки шасси. Настолько, что позволяют распоряжаться 275 «лошадьми» практически без оглядки на геометрические размеры машины. Единственное, о чем пожалел, – отсутствие полного привода: при ускорении в пол мощный переднеприводный «Альфард» рыскает даже на сухом покрытии. Но в остальном реакции понятны и надежны, крены кузова минимальны, а ощущения от управления – как в легковом автомобиле. Однако большинству потенциальных покупателей такая мощность все же покажется излишней. И наверняка огорчит расход топлива, достигающий в смешанном цикле 17 л на сотню. А если еще вспомнить про транспортный налог…

Один из многочисленных вариантов трансформации салона.

На этом фоне дизельный 180-сильный «Мультивэн» – сама экономичность. Потребляя всего 10 л топлива, «Фольксваген» обладает вполне достаточной разгонной динамикой, но не дает повода назвать себя более сбалансированным, чем «Альфард». Гены развозного фургона не скроешь под внушительным ценником и не спрячешь в одном из многочисленных отделений функционального салона – «немец» проигрывает «японцу» в управляемости, плавности хода, тормозной динамике и акустическом комфорте. Спортивный режим робота не имеет никакого смысла, подвески отрабатывают дефекты покрытия достаточно грубо, в задней части салона поют «сверчки».

А СУДЬИ КТО?

Несмотря на близкие размеры, цены и характеристики, «Альфард» и «Мультивэн» далеки друг от друга, как японский город Коромо от Вольфсбурга. Трудно представить себе человека, который купит «Фольксваген» в качестве семейного автомобиля. «Мультивэн» был и останется корпоративным транспортом, предназначенным для службы в госучреждениях, отелях и банках.

Основными же покупателями «Альфарда» представляются вполне обеспеченные и заботливые отцы больших семейств. Люди, способные заплатить два с половиной миллиона рублей за возможность отправиться в отпуск на просторном и комфортабельном автомобиле – ином, нежели «Ленд-Крузер Прадо». Люди, умеющие педантично следить за чистотой белых салонных ковров. Конкуренты? Полагаю, «Альфард» вообще не станет конкурировать – бороться против. Он будет бороться за. За новую для российского рынка нишу и сам за себя.

Toyota Alphard, Volkswagen Multivan

Так что же, победила дружба? И да и нет. Если забыть о корпоративном транспорте, свой голос по итогам теста без сомнений отдадим «Тойоте». Тестовый «Фольксваген» оставил вопрос о ценообразовании без ясного ответа, а переплачивать за эмблему может и надоесть. Но не будем забывать, что, в отличие от представленного в единственном исполнении «Альфарда», «Мультивэн» предлагает действительно широкий выбор моторов и комплектаций. Цены на него начинаются с 1 653 900 рублей, а добавив 400 000, можно стать обладателем полноприводной модификации 2.0 TDI 4Motion. Быть может, приобретя его в такой конфигурации и за такие деньги, вы не разочаруетесь. Главное – определитесь: зачем он вам? Как любит говорить один хороший знакомый, не бывает плохих автомобилей – бывает неправильный выбор. В отношении описанных машин это абсолютно справедливо.

Подпишитесь на «За рулем» в