Мульти-тул

Согласно теории эволюции именно инструмент сделал из обезьяны человека. Обезьяна взяла в руки палку и… С тех пор инструмент сопровождает человека во всех видах деятельности.
Подарочный вариант изделий Алексея специально для редакции «Мото».

Но когда видов деятельности и, соответственно, инструментов стало слишком много, человек почесал в затылке и создал мульти-тул. Услышав это слово, мы представляем складные ножи Victorinox или раскладные пассатижи Leatherman. Великолепные образчики основных тенденций технического прогресса – многофункциональности и компактности. Но можно ли считать их вершиной того самого прогресса? Нет, решил Алексей Юлле и стал создавать свой мульти-инструмент.

«Я люблю технику в любом ее проявлении. Будучи изобретателем транспортных средств, я как никто понимаю, что любой механизм должен быть оснащен штатным инструментом. Поэтому каждое свое детище я комплектую шанцевым инструментом и соответственно специальным местом для него. Создаю я не пароходы, а достаточно небольшие машины, и для них актуален именно компактный мульти-тул. Кстати, это дисциплинирует при постройке, так как стараешься максимально сократить разнообразие крепежа, чтобы потом использовать минимум инструмента. Если у изделия 20 размеров болтов и гаек, значит, инженерная задача решена отвратительно. Возьмите «Иж-49» – все крепежные болты М7 со шляпкой 11. Технологично! Недавно в Финляндии я сделал набор из пяти инструментов для одного спортивного классического мотоцикла. Один для системы питания, другой для электрики, третий для ходовой и т.п. Лишь пятью мульти-тулами можно обслужить весь мотоцикл.

Сегодня многие разработчики застряли в рамках, в той или иной степени копируя Leatherman. А что это? По сути два «викторинокса» в ручках пассатижей. Нож с несколькими насадками Victorinox появился 120 лет назад, когда еще не было даже крестовых отверток, и с тех пор все используют его концепцию – плоскую схему складывания. Конечно, 120 лет назад существовала только штамповка, и тогда это был технологический прорыв. Но сейчас плоское в механизмах практически исчезло. Загляните под капот своей машины – барашки, шестигранники, торксы... Их в плоскую ручку не вставишь. А я делаю инструмент широкофюзеляжный, не боясь уйти от стереотипа минимально плоского размера. Мой инструмент имеет максимум две оси и полностью разбирается монеткой, как автомат Калашникова. Когда я посетил в США завод Gerber, мне не стыдно было показать свои разработки. Их инженерам очень понравилось мое длинное жало отвертки, когда я открутил петлю двери у них в офисе, что их инструментом, изготовленным по классической схеме, сделать невозможно. Конечно, есть условия рынка, где свои законы и все поделено. Но я говорю не о том, что мы покупаем, а о том, что мы сами можем создать такое, что никогда не купишь.»

«Заниматься этим очень просто, достаточно иметь старые пассатижи, разводной ключ или что-то в этом роде. То есть выбрать основу, на базе которой ты его создашь. Например, у Leatherman это пассатижи – универсальный инструмент, вокруг которого формируется мульти-тул. А мне ближе разводной ключ, подходящий и для метрических, и для дюймовых размеров».
«В работе используется сварка, обрезка, подгонка, обточка, закаливание. Все для изготовления такого инструмента легкодоступно – как доноры, так и инструмент для обработки. Сварка-полуавтомат, дрель, наждак, напильники, шарошки и проч. Но главное – идея, ведь ограничивает вас лишь фантазия!»
«Создавать инструмент не менее интересно, чем само транспортное средство».

Подпишитесь на «За рулем» в