Мульти-тул
Но когда видов деятельности и, соответственно, инструментов стало слишком много, человек почесал в затылке и создал мульти-тул. Услышав это слово, мы представляем складные ножи Victorinox или раскладные пассатижи Leatherman. Великолепные образчики основных тенденций технического прогресса – многофункциональности и компактности. Но можно ли считать их вершиной того самого прогресса? Нет, решил Алексей Юлле и стал создавать свой мульти-инструмент.
«Я люблю технику в любом ее проявлении. Будучи изобретателем транспортных средств, я как никто понимаю, что любой механизм должен быть оснащен штатным инструментом. Поэтому каждое свое детище я комплектую шанцевым инструментом и соответственно специальным местом для него. Создаю я не пароходы, а достаточно небольшие машины, и для них актуален именно компактный мульти-тул. Кстати, это дисциплинирует при постройке, так как стараешься максимально сократить разнообразие крепежа, чтобы потом использовать минимум инструмента. Если у изделия 20 размеров болтов и гаек, значит, инженерная задача решена отвратительно. Возьмите «Иж-49» – все крепежные болты М7 со шляпкой 11. Технологично! Недавно в Финляндии я сделал набор из пяти инструментов для одного спортивного классического мотоцикла. Один для системы питания, другой для электрики, третий для ходовой и т.п. Лишь пятью мульти-тулами можно обслужить весь мотоцикл.
Сегодня многие разработчики застряли в рамках, в той или иной степени копируя Leatherman. А что это? По сути два «викторинокса» в ручках пассатижей. Нож с несколькими насадками Victorinox появился 120 лет назад, когда еще не было даже крестовых отверток, и с тех пор все используют его концепцию – плоскую схему складывания. Конечно, 120 лет назад существовала только штамповка, и тогда это был технологический прорыв. Но сейчас плоское в механизмах практически исчезло. Загляните под капот своей машины – барашки, шестигранники, торксы... Их в плоскую ручку не вставишь. А я делаю инструмент широкофюзеляжный, не боясь уйти от стереотипа минимально плоского размера. Мой инструмент имеет максимум две оси и полностью разбирается монеткой, как автомат Калашникова. Когда я посетил в США завод Gerber, мне не стыдно было показать свои разработки. Их инженерам очень понравилось мое длинное жало отвертки, когда я открутил петлю двери у них в офисе, что их инструментом, изготовленным по классической схеме, сделать невозможно. Конечно, есть условия рынка, где свои законы и все поделено. Но я говорю не о том, что мы покупаем, а о том, что мы сами можем создать такое, что никогда не купишь.»