Skoda Octavia: Чешский хрусталь
Skoda Spartak с двудверным кузовом «тюдор» (two door), хребтовой рамой и рессорными подвесками начали выпускать в Чехословакии в 1955 году. Правда, название «Спартак» было скорее неофициальным – модель сходила с конвейера под индексами 440/445 (40 и 45 л.с., 1089 и 1221 см3 соответственно). Как и советские легковушки, чешская машинка нужна была больше для зарабатывания зарубежной твердой валюты, чем для продажи своим гражданам, – автомобильчик стоил примерно две средних годовых зарплаты.
А в 1959-м «Спартак» родил «Октавию»: кузов осовременили, салон переделали практически полностью, а, главное, заменили рессорную переднюю подвеску на пружинную. В итоге 440-я модель получила имя Octavia, а 445-я – Octavia Super. Кстати, в этот момент появилось еще одно знакомое нам имя – прежний кабриолет Skoda 450 (50-сильный мотор, два карбюратора) после модернизации стал Felicia. Через пару лет Гагарин полетел в космос, а на рынок вышел симпатичный трехдверный универсал Octavia Combi. Именно он дольше всех оставался в строю: если производство «тюдора» завершилось уже в 1964-м, то Combi выпускали до 1971 года.
Первая Skoda Octavia оказалась настолько простой и надежной, а шасси крепким и приспособленным к плохим дорогам, что агрегаты этой машины экспортировались в некоторые страны, например, Чили, Пакистан, Индонезию и даже в Новую Зеландию. Там на ее раму монтировали собственные кузова.
И, наконец, ралли! Финские и норвежские экипажи на Octavia несколько лет в начале 60-х занимали призовые места в Монте-Карло и на ралли 1000 озер.
На мой взгляд...
– Я свою машину называю Берушка, «божья коровка». Мне исполнилось 18 лет, когда я с ней познакомился, она досталась мне в наследство от троюродного дяди. Знаете, никогда не считал, сколько вложил в этот автомобиль денег, – чтобы самому не пугаться. Octavia простая, как танк. Если что-то ломается, все можно починить с помощью элементарных инструментов, так что серьезно она меня никогда не подводила. Думаю, машина будет всегда на ходу и со мной – до конца моих дней. Кстати, ваши автомобили у меня были – и 407-й «Москвич» и 21-я «Волга», да и сейчас есть «24-ка» – они, конечно, лучше, но и гораздо дороже, чем наши родные «чешки».
На мой взгляд...
– Удивительное чувство испытываешь в таких машинах – понимание, что подобных автомобилей больше никогда не будет. Живое воплощение перевернутого листа истории. Скажем, откуда в современном авто появиться изящному тонкому – и травмоопасному! – рулю с узким ободочком клаксона? Про похожую на трость «кочергу» стояночного тормоза я молчу – все чаще его заменяет кнопка. Ну а такое обилие хрома – и вокруг фар и фонарей, и на бамперах, и в виде молдингов – сегодня не встретишь и у «китайцев»! Но выглядит это не пошло. Ведь из деталей вырисовывается zeitgeist – дух времени.
На мой взгляд...
– Один из наших экипажей запорол коробку – попасть на полном ходу на заднюю передачу вместо второй оказалось очень даже просто! Видите, вон они закатывают машинку на полуторакилометровую высоту, к финалу нашего ралли. Ну а у меня в середине пути умер стартер, потом воскрес, потом опять умер. А затем провалилась педаль газа... Рев обиженного мотора! А усталый, но счастливый владелец Octavia уже наготове: он бросается под приборную панель, чтобы руками вернуть «газ» на законное место. Тормоза тут есть? Почти нет. Но все равно: мы едем не быстрее 50 км/ч и везем с собой целый вагон радости!
Итог
– Из восьми протестированных нами экземпляров Octavia шесть выглядят так, будто вчера сошли с конвейера. Может, так оно и есть? Нет, конечно.
Под ярким кузовом и за перетянутой обшивкой салона скрывается ранимое от прожитых лет нутро.
Кстати, закон есть закон – чем лучше вылизаны кузов и интерьер, чем больше рублей или крон ушло на дорогое хромирование, тем выше вероятность, что на ходовую, двигатель или, скажем, электрику денег уже не хватило.