Выше радуги: рекорд высоты
Цель – побить мировой рекорд высоты подъема на мотоцикле. Идею поддержали два его приятеля – механик Лукас Мацингер и альпинист Бартон Черчилль. Так родился проект Andes Moto Extreme и команда мотоальпинистов, готовая забраться куда угодно.
Сначала Уолтер приглядывался к индийскими Гималаям с их высокогорными дорогами, проходящими по перевалам высотой свыше 5000 м. Во время поездки на Памир Уолтер заметил, что на перевалах большая часть окружающего ландшафта, поднимающегося вверх от дороги, достаточно полога. Именно тут, в северной Индии, 29 августа 2008 года на перевале Марсимик Ла группой индийских парней из мотоклуба North Calcutta Disha и был установлен последний мировой рекорд 6245 м. Они поднялись на перевал, а затем въехали по склону еще на 600 м вверх.
Но чем дальше, тем больше ему нравились южноамериканские Анды. Они не так обсижены мототуристами, как Гималаи, да и склоны зачастую менее круты, а значит, есть возможность заехать повыше. Решающим доводом стали последние два мировых авторекорда. Обе машины въехали на 400м выше, чем когда-либо смог мотоцикл. Случилось это на склонах Охос-дель-Саладо, высочайшего на Земле вулкана и второй по высоте вершине Южной Америки (после Аконкагуа), расположенной на границе между Аргентиной и Чили. Высота его 6893 м. Как правило, вулканы не так круты, как обычные горы, и их склоны относительно ровные, потому что сформированы пеплом и лавой, стекающей вниз, а не земной породой, яростно вздымающейся вверх. Однако на легкую прогулку рассчитывать не приходилось. Склоны Охос-дель-Саладо покрыты вязким, как песок, вулканическим пеплом, а местами толстым слоем льда и кальгаспорами (ледяными образованиями в виде наклонных игл или пирамид высотой до 6 метров). До ближайшего населенного пункта, где можно раздобыть топливо и воду, почти 300 км. К тому же это одно из самых ветреных мест на планете, и даже летом температура может упасть до -25°С.
Выбор места сделан, дело лишь за техникой. Парни остановились на мотоциклах Husaberg FE570s, как наиболее подходящих для столь экстремальных условий.
Погода в Андах непредсказуема. Большинство восхождений на Охос-дель-Саладо предпринимались альпинистами в марте или апреле. В южном полушарии это конец лета, и погода наиболее благоприятна, а в горах обычно минимум снега. Да и в пустыне Атакама, самом сухом месте на земле, простирающемся к западу до побережья Тихого океана, не так жарко днем и не так холодно ночью. Но этот год преподнес неприятные сюрпризы. Феноменально холодная зима завалила плато Альтиплано необычно большим количеством снега. Туристы застряли в древнем Мачу-Пикчу из-за наводнений и распутицы. Чилийские города на краю пустыни Атакама, такие как Антофагаста и Калама, обычно страдающие от засухи, залило водой. Поселок Сан-Педро-де-Атакама вынужден был отменить ежегодный фольклорный фестиваль, а большинство областей, расположенных выше 3000 м, были покрыты снегом… И это в середине лета! Даже организаторы ралли «Дакар-2012» собирались отменить 6-й этап, проходящий через Анды из-за серьезных снегопадов. Парни надеялись, что в марте большая часть снега в горах все-таки стает. Но местные жители разочаровали, заявив, что это худшая зима в Альтиплано за последние 15 лет. Рассчитывать на чудо не приходилось. Но погода не испугала отважных британцев, она только усложнила им задачу. К счастью, в команде профессиональный альпинист Бартон Черчилль по прозвищу «Горный Человек», знающий, как объединить мотоциклизм и альпинизм. Нужно специальное альпинистское снаряжение, шипованные шины и т.п.
Мотоциклы доставили в Сантьяго де Чили, в дом Мартина Ховарта, английского эмигранта, живущего и работающего в Чили. Там мотоциклы собрали, сделали необходимые модификации и группа из трех парней на Husaberg’ах и девушки-фотографа Шерри-Джо Вилкинс на полноприводном пикапе, доверху заваленном снаряжением, начала свой путь.
Для чистоты эксперимента парни решили начать подъем от уровня моря, для чего выбрали береговую линию городка Ла-Серена, что в 400 км от Сантьяго. Она начинается всего в 2 км от дилерского центра KTM, где они сделали заключительные приготовления. В городке Копиапо (375 м над уровнем моря) команда запаслась питьевой водой (300 л) и высокооктановым 97-м бензином (200 л). Здесь цивилизация заканчивается, впереди лишь пустыня Атакама. Никакой воды, деревьев, животных, телефона, Интернета… Нет ничего! Только старая дорога, уходящая вверх сразу же за городской чертой.
Несколько часов спустя команда въехала в национальный парк Невадо-Трес-Крусес и разбила первый акклиматизационный лагерь на высоте 3770 м. Все единодушно решили, что Лагуна Санта-Розе одно из красивейших мест, которые они когда-либо видели. Содержание кислорода в воздухе – 65% от нормы. Через двое суток они адаптировались к разряженной атмосфере Санта-Розе, и отправилась дальше, в кемпинг Мюррей на высоте 4527 м., недалеко от границы с Аргентиной. Отсюда тропа ведет к двум другим лагерям на склоне горы, кемпу Атакама, (главный базовый лагерь альпинистов, отправляющихся на Охос-дель-Саладо на высоте 5256 м) и кемпу Тахос (скорее временной стоянке и спасательной базе на высоте 5825 м). Команда достигла кемпа Мюррей в разгар метели. Они решили остаться здесь на несколько дней, переждать непогоду и получше акклиматизироваться к еще более разреженной атмосфере (уже 55% от нормального уровня). За это время парни поменяли колеса, шины и цепи. Несмотря на разреженный воздух, двигатели работали отлично. На второй день они сделали пробную пешую вылазку, но на высоте 5945 м были встречены нагромождением лавового пепла, камней и льда. Пришлось отступить, чтобы поискать иной путь…
Через пару дней команда перенесла базовый лагерь в кэмп Атакама. Группа немецких альпинистов покинула его в день их приезда, а чилийская группа 2 днями ранее, и вся гора была к услугам британских экстремалов. Эта высота — предел возможного обитания человека, к условиям которой он способен приспособиться. Никто не живет выше 5,250 м. Все базовые лагеря альпинистов находятся ниже этой отметки, выше лишь перевалочные пункты для передышки во время восхождений или спусков. Плотность воздуха достигла 50% от нормы, и проверки давления и уровня кислорода в крови стали ежедневной рутиной. Команда привыкала к жизни в больших экспедиционных палатках, единственном жилье в кемпе Атакама.
Каждый день они устраивали пробные пешие выходы, чтобы найти способ взобраться выше уровня 6000 м. В конце концов во время одной из вылазок они обнаружили путь, который использовал немец Мaттиaс Жешке, когда в 2004 году установил здесь мировой рекорд на машине. Маршрут был длинным и покрыт снегом. Он привел к месту, где и был зафиксирован рекорд — небольшой пик на высоте около 6361 м. На нем Мaттиaс сложил из камней памятную пирамидку и воткнул в нее бамбуковую палку. Парни назвали ее «Макаронина Жешке» и решили, что это место и станет их целью.
Главное, что парни вынесли из этих вылазок, это понимание того, что проскочить «нахалявку» не удастся. Будет долгий изнурительный подъем, который возможно затянется на 3 дня. Еще они поняли, что придется приложить слишком много физических усилий для подъема всех трех мотоциклов, и решили ехать на одном по очереди, чтобы остальные смогли помогать толкать, поднимать, затаскивать и, конечно, тащить необходимое снаряжение.
Рано утром начался следующий этап восхождения. Светило солнце, но температура не поднималась выше -5°С. К тому же приходилось учитывать постоянный сильный ветер, немного стихавший лишь в первой половине дня.
Для начала мотоциклу предстояло въехать по крутому склону как можно выше, насколько хватит тяги. Первым его оседлал Лукас, выкрутил ручку и, отчаянно лавируя между камней, вскарабкался на высоту 5950 м. После этого начался 5-часовой этап тяжелого физического труда, когда мотоцикл буквально на руках был поднят на высоту 6020 м. Здесь дорогу преградила область кальгаспор. За руль сел Уолтер и, хоть и с трудом, но прорвался сквозь лес причудливых ледяных нагромождений, отвоевав у горы еще 40 м. Здесь парней застал закат, да и силы были на исходе. Поэтому было решено оставить мотоцикл и снаряжение здесь, и вернуться пешком в базовый лагерь. Этот день так измотал парней, что по настоянию опытного Бартона сделали большой 36-часовой перерыв на отдых. Только после этого они были готовы к следующему рывку.
Из лагеря команда вышла еще затемно, чтобы к рассвету добраться до мотоцикла. Первым в седле оказался Бартон и взял хороший темп, но уже через 40 м уперся в массивный ледник. Он уже начал разваливался, и поверхность его была изуродована трещинами и расселинами. Парни приняли вызов! Бартон и Уолтер прошли первыми и наметили путь, а Лукас, подобно заядлому мотокроссмену, виртуозно пересек ледник. Этот этап отнял столько сил, что потребовалось 20 минут на отдых. А впереди ждало еще несколько ледников…
На высоте 6210 м содержание кислорода в воздухе упало до 45% от нормы. Команда остановилась, чтобы отдышаться и обсудить дальнейшее продвижение. Они были всего в 35 м от действующего мирового рекорда. Склон перед ними покрывал снег, но все же было несколько полос, где солнце его растопило. Настала очередь Уолтера. Наметив подходящую проталину, он с ревом запрыгал вверх по камням. Когда он вновь остановился, на дисплее GPS сияла цифра 6269 м. Дело сделано – мировой рекорд побит!… Встал вопрос, насколько команда cможет его улучшить. Парни решили, что 24 м звучит недостаточно убедительно. Они сгрузили снаряжение, и продолжили восхождение налегке.
Вновь в седле оказался Бартон. После тщательного исследования близлежащих склонов, он нашел узкую полосу чистого гравия и рванул по ней. 20 минут понадобилось Уолтеру и Лукасу, чтобы нагнать его, но когда добрались, то увидели на экране GPS, цифру «6317 м». Вроде бы более, чем достаточно. Но парни вошли в раж! Лукас, полный решимости улучшить результат, схватился за руль. Но как это сделать? Мотоцикл стоял на небольшом пятачке гравия, а все вокруг было покрыто глубоким снегом. Тогда Лукас привязал к мотоциклу трос и отправил друзей с другим его концом на близлежащий скальный выступ. С их помощью, мотоцикл с ревом прорубил себе дорогу через сугробы. Этот отчаянный рывок улучшил результат до 6346 м. Но и этого парням показалось мало. В 100 метрах от себя они увидели еще один небольшой пик. И вновь путь преградили сугробы. Пришла пора Уолтера сесть в седло. Он не раз бывал в России, и русские друзья показали, как надо управляться с сугробами. Надрывно ревя и вздымая позади себя фонтан снега, Уолтер медленно, но верно продирался вперед. Когда он остановился, оказалось, что это и есть то место, куда они стремились — Макаронина Жешке. GPS показывал 6355 метров, а до вершины оставалось совсем немного. По праву очереди завершить восхождение должен был Бартон, но он решил разделить столь торжественный момент с друзьями на равных. Они вместе вкатили мотоцикл на вершину. Ради точности парни включили несколько GPS, разлет показаний которых был +/- 3м. Средняя величина составила 6361 м. Старый рекорд был улучшен на 116 м. Яркое солнце обжигало их счастливые лица.
Финальный день был очень удачным. Парни рассчитывали достичь Макаронины Жешке за 3 дня, а сделали это за полтора, оказавшись на вершине в полдень. Но силы членов команды были на исходе. Пришла пора спускаться вниз к базовому лагерю и праздновать победу. Миссия окончена!