Иерархия гоночных формул: лестница в небо
Многообразие гоночных формул в Европе несколько дезориентирует. Например, что круче – F2 или Auto GP? Какой класс и турнир предпочтительнее для вчерашнего картингиста? Откровенно говоря, даже составив такую схему, во всем не разберешься. Тем более что в ней уместились не все формулы Старого Света, а лишь самые значимые. Кстати, во многих нынче стартуют россияне – их около двух десятков.
Формула-1
Шасси: оригинальное у каждой команды.
Моторы: V8, 2,4 л, свыше 800 л.с.
Официальный чемпионат мира FIA, абсолютная вершина формульного мира по мощности двигателей, стоимости автомобилей и участия в чемпионате.
Далее от младшей к старшей :
«ШКОЛА»
Формула-«Абарт» (Abarth)
Шасси: «Татуус».
Моторы: 1,4, турбо, 180 л.с. («Фиат»).
В этом году дебютирует в России под названием Формула-Russia. Проводится Евросерия и чемпионат Италии. Ходят слухи о переименовании в GP4. Победителем Евросерии был наш С. Сироткин.
Формула-БМВ
Шасси: «Мигейл» (Mygale).
Моторы: 1,2 л, 140 л.с. (БМВ).
Очень популярна в Германии, многие картингисты начинают формульную карьеру в чемпионате ADAC, который выигрывали Т. Глок, Н. Хюлькенберг, С. Феттель.
Формула-«Рено 1,6»
Шасси: «Татуус».
Моторы: 1,6 л, 150 л.с. («Рено»).
Существует только в виде национальных чемпионатов, например во Франции.
Формула-«Форд»
Шасси: «Форд».
Моторы: 1,6 л, 165 л.с. («Форд Экобуст»).
Один из старейших классов, разбросан по всему миру, но в Европе уцелел лишь в Великобритании, Бенилюксе и скандинавских странах, хотя разыгрывают и Еврокубок. Желая оживить процесс, «Форд» представил машину 2012 модельного года.
МЛАДШИЙ КЛАСС
(возрастная категория: 17–21)
Формула-3
Шасси: «Даллара», «Лола» и др.
Моторы: 2,0 л, до 240 л.с. («Мерседес», «Фольксваген», «Тойота» и др.).
Вероятно, самый массовый класс в мире. Помимо многоэтапной Евросерии проходят чемпионаты Великобритании, Франции, Германии, Италии, Финляндии, а также престижные разовые гонки «Мастер Ф-3». В когорте победителей Евросерии – Л. Хэмильтон, П. ди Реста, Р. Грожан, Н. Хюлькенберг.
Формула-«Рено 2,0»
Шасси: «Татуус».
Моторы: 2,0, 210 л.с. («Рено»).
Прямой и главный конкурент Ф-3 по части массовости, младший класс Мировой серии «Рено». Подходит для дебюта после картинга. Имеет филиалы в виде национальных и региональных чемпионатов. Победителями становились Ф. Масса, К. Кобаяши.
Серия GP3
Шасси: «Даллара».
Моторы: 2,0 л, 280 л.с. («Рено»).
Турнир из числа самых молодых, фактически готовит пилотов к переходу в GP2, этапы проходят совместно с европейскими Гран-при Формулы-1.
СРЕДНИЙ КЛАСС
(возрастная категория: 19–24)
Серия GP2 (Grand Prix 2)
Шасси: «Даллара».
Моторы: V8, 4,0 л, 612 л.с. («Рено»).
Статуса FIA не имеет, но считается кузницей кадров для Формулы-1. Этапы проходят совместные с нею. Славится неоправданно высокой стоимостью участия. Серию выигрывали Н. Росберг, Л. Хэмильтон, Т. Глок, П. Мальдонадо, Н. Хюлькенберг, Р. Грожан.
Формула-«Рено 3,5»
Шасси: «Даллара».
Моторы: V8, 3,4 л, 530 л.с. («Зетек»).
Главный турнир Мировой серии «Рено». Фактически дает пилотам все необходимые навыки для дебюта в Формуле-1. В серии побеждали Р. Кубица, М. Алешин.
Формула-2 (FIA Formula Two)
Шасси: «Вильямс».
Моторы: 1,8 л турбо, система «овербуст», 425–480 л.с. («Ауди»).
Официальный чемпионат FIA, учрежденный три года назад в качестве прямого потомка Формулы-3000. Среди пилотов пока не очень популярен.
Auto GP
Шасси: «Лола».
Моторы: V8, 1,8 л, 550 л.с. («Зетек»).
То, во что с годами превратилась Формула-3000. Ныне использует машины разорившейся серии А1 GP. Одним из победителей серии был Р. Грожан.
АМЕРИКАНСКАЯ СИСТЕМА
В США все намного проще, чем в Европе. Классов немного, и они четко выстроены по мощности моторов. U.S. F2000 – гонки поддержки у серии «Стар Мазда». Молодым пилотам понятно, куда стремиться. Если, конечно, нет желания попасть в Формулу-1.
Далее от старшей к младшей:
IRL IndyCar
Шасси: «Даллара».
Моторы: V8, 4 л, свыше 700 л.с. («Шевроле», «Хонда», «Лотос»).
Формула-«Инди» (чемпионат CART) ведет свою историю с начала XX века, и сейчас, после объединения серий IRL и ChampCar, это главный турнир для обеих Америк.
IRL Indy Lights
Шасси: «Даллара».
Моторы: V8, 3,5 л, 420 л.с. («Инфинити»).
Вторая лига главной американской формулы, где набираются опыта таланты. Существует с 1986 года. Гонки проходят совместно с IndyCar.
Формула-«Мазда»
(Star Mazda)
Шасси: Star Race Car.
Моторы: 1,3 л, 250 л.с.
(«Мазда»).
U.S. F2000
Шасси: «Ван Диемен».
Моторы: 2,0 л, 170 л.с.
(«Мазда», «Форд»).
КАК ОНИ ШЛИ
Внимательно изучая карьеры звезд Формулы-1, приходишь к мысли, что одни добыли славу трудом и упорством, а некоторым в какой-то момент просто повезло. Это, впрочем, ничуть не умаляет их гоночного таланта.