Mitsubishi i-MiEV: разрази меня гром

Машина на электричестве добралась и до нас. На что способен электрокар, приживется ли в наших широтах, рассуждают испытатели «За рулем».
Mitsubishi i-MiEV

Вячеслав Субботин

Количество поездок – 23

Продолжительность – 10 дней

Протяженность – около 320 км

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЗАРЯД

Ближайшая розетка для электрокара «Мицубиси i-MiEV», понурившегося и разряженного символа светлого электрического будущего, – в вестибюле редакции. Двадцати метров провода должно хватить. Торопясь на деловую встречу, растолкал на крыльце курильщиков – загрязнителей атмосферы, быстренько размотал с катушки провод и протянул его к авто. В салоне загорелся индикатор заряда: ура, пошла напруга, через 6 часов я стану самым зеленым автомобилистом в городе. А пока – бегом в метро!

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОЛЕ

Когда вернулся в редакцию, во дворе и на первом этаже дома было непривычно темно. Сослуживцы смотрели на меня искоса, а наш электрик ковырялся в электрощите.

От авто попахивало сгоревшей проводкой. Так и есть: это мы с лидером прогресса устроили короткое замыкание и обесточили полредакции. В катушке, не размотанной до конца, от высокого тока расплавилась изоляция, всё и закоротило. Стоило прочитать инструкцию, прежде чем хвататься за провода. Зарядный ток 15 А!

Еще выяснил, что для полного насыщения аккумулятора от сети 220 В потребуется 8–10 часов, а режимом зарядки можно управлять с пульта: установить таймер, согреть или охладить салон, не разряжая тяговую батарею. Последняя питает только мотор и печку, все остальное – дворники, фары, мультимедиа и пр. – работает от дополнительного, штатного аккумулятора.

На следующий день я подготовился к приключениям на все сто. Катушку заменил обычным проводом: места меньше занимает, разматывать легче, розетка на конце защищена крышкой – ни вода, ни снег не попадут. Запасся теплой одеждой и буксирным тросом. Наконец, смог внятно отвечать даже на шутки коллег, повесивших на двери моего кабинета табличку: «Высокое напряжение. Не подходи, убьет!».

ПОДДАЙТЕ ТОКУ

Гордый собою, я катил по забитым московским проспектам на автомобиле будущего.

Необычная каплевидная форма малыша привлекает внимание.

Хотелось крикнуть в окно чадящим собратьям: «Смотрите, я не засоряю атмосферу, не усугубляю парниковый эффект, еду практически бесшумно». Но братья лишь теснили мой крошечный автомобиль, нисколько не обращая внимания на инновационный шильдик i-MiEV. Если на стекло прилепить бумажку с ценой этого малыша, уважения, наверное, прибавилось бы?

Впрочем, особо и не рассчитывал на расположение автомобилистов, увидевших просто крошечное авто для блондинки. Поэтому мне приходилось на каждом километре дороги доказывать состоятельность нашей пары: быстро ориентироваться, перестраиваться и шустро ехать. Я наслаждался, управляя этим снарядом. Да, его абсолютные показатели не произведут впечатления на обывателя: кого удивят максималка в 130 км/ч или разгон до сотни за 15 секунд? Но как они протекают! У электромотора ни рывков, ни провалов, ни перекруток. Подхват с самого низа, напористый, уверенный.

Задний привод, отключаемая система стабилизации, узкие шины, аппарат пусть и тяжелый, но с низким центром тяжести (батарея под полом) – то, что нужно ценителям драйва. Я почувствовал машину уже после второго ходового поворота, когда «облизывал» его с боковым смещением.

Конечно, выкрутасы хороши, если не вглядываться в приборную панель. Она не верещит, но всеми красными шкалами пытается устыдить распалившегося пилота: смотри, это зона мощности, а совсем не «эко». Будешь так гнать – запаса хода останется до ближайшего ларька с розеткой. Тающие кубики заряда на указателе быстро отрезвляют. Всего их шестнадцать, при моем темпе каждого хватит лишь на пару-тройку километров. Я тут же сбавил обороты.

Панель приборов проста и понятна. Вот только главное здесь не скорость и даже не индикатор режима движения, а левый кружок с указанием заряда батареи.

РЕКОРДНЫЙ ЗАБЕГ

Первый среди коллег испытатель электрокара Максим Гомянин сумел проехать на «Мицубиси» лишь 16 км. В редакцию вернулся на веревке. Его раздражение и недовольство бодро подхватили иные писатели: «Ха! Разве это автомобиль? Игрушка. Ему радио-пульт добавить и отправить в парковый аттракцион – детей развлекать. Бензин всему голова». Только забыли парни, какова была температура за бортом и скорость поездки.

Напомню, термометр застыл тогда на отметке 25 градусов ниже нуля, а 16 верст Макс ехал полтора часа – тащился в жуткой пробке, включив печку на максимум. Не спорю, имеет право на тепло. Но зачем тогда требовать от электрического прибора, «чтобы ехало»? Ведь не ругает он свой мобильник, когда тот садится через час работы в Интернете! Вот и i-MiEV из того же теста – гаджет, только на колесах. И подход к нему нужен, как к ноутбуку, – расчетливый и бережный.

Я вот, укутавшись в тулупчик и валенки, в тот же мороз смог проехать до дома и обратно почти 40 км, и запас заряда в один кубик еще оставался. Да, в салоне не Африка, но атмосфера вполне бодрящая.

Когда на улице потеплело до нуля и не страшно стало оказаться на обочине с пустым «баком», решил уточнить запас хода до полного истощения батареи. Я даже позволил себе выбраться за черту города и выжать максимум скорости. Согласно спидометру, достиг отметки 137 км/ч, по GPS – 133. Ни в чем себе не отказывал. Печка выдувала столько тепла, сколько хотел, ускорялся и тормозил, перестраивался почти в режиме стритрейсера.

Первое предупреждение получил примерно на 70-м километре пробега: замигали последние два кубика. Но я был уже в родных пенатах и принялся нарезать круги возле дома. Когда закончились кубики и загорелся оранжевый индикатор в виде черепашки – дескать, ускоряться вообще не стоит, только ползи, – неожиданно выключился отопитель. Как верно рассчитали конструкторы, оставив заряд лишь на движение! Но нас этим не пронять.

Было жутко любопытно, когда же он все-таки замрет. Я читал о других тестах этой машины, – подозреваю, коллеги просто не доводили эксперимент до конца, ибо о последнем предупреждении насчет полного истощения батареи никто даже не упомянул. А оно таково: нажимаешь на педаль газа, машина набирает 30–40 км/ч – и дальше отказывается ускоряться. Теперь-то знаю: до полного изнеможения примерно километр. После чего просто хлоп – и всё, никакой реакции на педаль газа. Тяни к обочине. Мой забег закончился на отметке 85,5 км. Отличный результат.

Заряжаешься? Предупреди окружающих. Мой коллега, паркуясь рядом, намотал провод на колесо и чуть не раскрошил «заливную горловину» i-MiEV.

Заглох я, конечно, на апогее орбиты в плоскости моего дома. Пробовал толкнуть машину плечом. Отличная вышла бы тренировка для культуриста, но не для меня: машина катится с большим трудом. Помню, так же тяжело было когда-то толкать «Волгу». Похоже, выбег у i-MiEV никудышный, коли я смог прокатить его лишь метров десять, пока сам не сдох.

В техцентре Геннадий Емелькин подтвердил мою догадку. Не лучшая конструкция дискового тормоза перекочевала без изменений с бензинового «Мицубиси» на электрический i-MiEV. А в нем тормозные диски все время прихватываются колодками. Стоило их развести, как колеса можно было вращать, едва дотронувшись пальчиком.

Детально изучив конструкцию авто, мы убедились: i-MiEV – плод компромиссов. Ведь спроектирован он под двигатель внутреннего сгорания. Скажем, батареи, блоки управления, редуктор можно было расположить более компактно и выгадать дополнительное место и объем, если бы изначально машину создавали как электрокар.

МНЕ НРАВИТСЯ

Во-первых, энергия дешевая по сравнению с ценой топлива. На заправку полного бака по ночному тарифу тратил всего 30 рублей. Бензина потребовалось бы рублей на двести. Чувствуете разницу? При зарядке в офисе, по дневному тарифу, машина требовала всего лишь сотню рублей: опять-таки в два раза дешевле.

Не верите, что заряжал автомобиль дома? Машину под окно, из него провод (живу на втором этаже) – и до утра на зарядку. Конечно, боялся: вдруг дернут провод, уволокут зарядник, – поэтому провод присыпал снегом, чтоб не заметили. (Хотя он сам, нагревшись, проваливался в сугроб так, что не найти.) Надеялся на сигнализацию.

В морозные дни зарядку ограничивал парой-тройкой часов: при открытом окне в квартире становилось холодно. Домашние терпели, поскольку были уверены: папа экспериментирует ради блага человечества.

Когда полностью разряжается тяговая батарея, энергии в дополнительной еще навалом. Светят фонари и фары, работают аварийка, сигнализация, мультимедиа.

Дома заряжать можно. Главное – при работающих духовке, стиральной машине, телевизоре, компьютере, горящих люстрах не включить еще тостер. Он, скверный, может вырубить электричество во всей квартире.

Во-вторых, простота конструкции, надежность и ресурс. Чему там ломаться? Мотор, редуктор да четыре амортизатора. На сервис можно заехать раз в год – просто поздороваться. Смущает долговечность батареи. Но эксперты уверяют: на одном аккумуляторе можно отъездить десяток лет. Полагаю, скоро появятся сменные элементы: сдал старые – получи новые по выгодной цене.

В-третьих, ноль токсичных выбросов и минимум шума. Не надоели коптящие «жигули» и тарахтящие «нексии»? Наступившим летом я лишь однажды видел голубое небо над столицей: после урагана с ливнем и грозами.

Возражения – электроэнергию-де добывают, сжигая мазут и газ, то есть тоже с выбросами, – отметаю. Горение на станциях и в моторах сильно разнится. В ДВС режимы все время меняются, а на электростанциях они стабильны. КПД любой станции несравнимо выше, чем у любого мотора, к тому же система фильтров куда мощней, чем набор нейтрализаторов даже в очень дорогом современном авто. Наконец, много чистой энергии от рек, морей, ветра и солнца. Вот если сейчас пересядем все на электрокары, точно вздохнем свободно.

Опасаюсь нефтяного лобби. Сумело оно в Америке изменить ход истории и аж на 40 лет остановить приход электромобилей в Новый Свет. Ведь уже в 1970-е годы Большая тройка была готова к выпуску электрокаров. Ан нет: кто же тогда бензин и солярку брать стал бы? Разоряться, что ли?

Система отопления i‑MiEV энергозатратна. Электричеством кипятят антифриз, он греет радиатор печки. Сокращается запас хода.

Нынче времена иные, энергетики тоже сильны. Им выгодно продавать энергию по ночам, когда она, кроме как заряжающимся машинам, по большому счету никому и не нужна.

НЕ НРАВИТСЯ

Заоблачная цена: за такую вот малипуську 1 миллион 800 тысяч. Между тем в России с конца прошлого года «Рольф» продал больше четырех десятков i-MiEV. Открыли недавно продажи в Екатеринбурге. И гордятся этим! Однако не называют ни одного имени владельца электрического кара. Хоть клещами тащи. Неужели стесняются?

Руководитель «Рольф Импорт» Андрей Панков утверждает: стоимость автомобиля упадет на 400 тысяч рублей, если снять таможенные пошлины и НДС на ввоз чисто электрических машин. Говорит, нашел поддержку в нашем правительстве, скоро такой пункт появится в документах стран Таможенного союза. Но и на этих условиях будет чрезвычайно дорого. Хотя Панков надеется, что при большем объеме продаж японцы снизят закупочную стоимость. Мало того, рассчитывает, что покупку таких машин у нас, как и во всей Европе, начнет субсидировать государство. Скажем, в Дании каждому обладателю колесного гаджета гарантировано вспоможение – 20 тысяч евро. Еще надеется, что примутся бурно строить зарядные станции, упразднят транспортный налог, разрешат ездить по выделенным полосам, бесплатно парковаться и т. п.

В целом, полагает Андрей, через пять лет в мегаполисах страны доля электрокаров в продажах составит 10%. А «Мицубиси», чьи интересы он представляет, нынче дальше всех продвинулся в постройке электрических машин. В этом свете мне понятна активность Андрея Панкова, и я его поддерживаю. Но…

КУПИЛ БЫ Я МАШИНУ СЕЙЧАС?

Да, при разумной цене. Ведь дальность примерно 80% моих поездок по городу не превышает 50 км. К тому же запас хода зимой можно увеличить минимум раза в два, если поставить независимый отопитель с крошечным расходом солярки. Так, например, поступил «Рено» со своими электрокарами, колесящими по Скандинавии. Летом проще: если кончается заряд, выключи кондиционер – и не пропадешь.

Как заряжаться в Москве? Можно на работе, иногда дома, у соседа есть рядом гараж. Не сомневаюсь, что электромашины очень скоро из разряда экзотических превратятся в совершенно обыденные и везде появятся спецрозетки.

Кстати, я уже задумался над тем, чтобы купить себе электроскутер или такой же велик. Отличный переход в светлое электрическое будущее.

Максим Гомянин

Продолжительность – 6 часов

Протяженность – около 120 км

ТОЧКА НЕВОЗВРАТА

Машина сразу стала суперзвездой редакционной парковки. Еще бы, колесо серийного электрокара сюда пока не заезжало. А я сижу в салоне и гадаю, чего же в нем больше – черного и белого.

Миниатюрность довольно обманчива: внутри на удивление просторно. Водительское кресло широкое, с лифтом регулировки по высоте. В общем, уселся удобно, только кнопку обогрева никак не найду. Нашел-таки – напротив правого колена. Неудачное решение: можно и случайно нажать, а ведь это не последний потребитель энергии. В районе левого колена расположились выключатель динамической системы курсовой устойчивости ASC и тумблер с символом розетки: он открывает заправочную «горловину» справа – для подключения к обычной электросети. А потянув за рычажок рядом с сиденьем, отворяют левый лючок. Там розетка для быстрой зарядки на специальной АЗС.

Задний диван выше всяких похвал. Двоим просторно, да и колени не упираются в спинки передних сидений, которые сделали тонкими.

Сзади очень просторно. Спинки сидений легко складываются как вместе, так и раздельно, подушка снимается. Под ней компрессор и ремкомплект для шин.

КУБИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Поворачиваю ключ зажигания, а в ответ тишина. Догадаться, что мотор работает, можно только по надписи Ready на панели приборов. Трогается i-MiEV так же бесшумно. Необычные ощущения! А едет очень даже бодро, 90 км/ч набирает легко. Непрогретую машину с бензиновым двигателем пришлось крутить, чтобы поспеть за малышом…

В тот день столбик термометра опустился до минус двадцати пяти, но это не спасло город от заторов.

Кубики заряда батареи на панели приборов исчезают – перевожу селектор в экономичный режим, пытаясь экономить. Кажется, процесс замедлился, но неприятно кольнула мысль: «Сможем ли вернуться обратно?».

Потолкавшись в рабочем движении, «Мицубиси» запросил о пощаде, замигав последним кубиком энергии. А проехали-то по морозу да в пробках 16 километров! Надежда только на фешенебельную подземную парковку, где должны быть розетки. Они там нашлись – но электричества не было! То ли экономия, то ли техника безопасности… Пришлось буксировать i-MiEV до редакции.

Мы явно переоценили возможности машины. Постоянно работал обогрев салона – он-то и высосал большую часть энергии. Но за 1,8 миллиона рублей хотелось бы тепла в машине!

В НАДЕЖДЕ НА ХЕППИ-ЭНД

Шлагбаум парковки опустился, словно занавес в театре, поставив точку в тесте. Мороз и московские пробки оказались сильнее японских инноваций. Но мне не хочется, досмотрев спектакль, выходить из зала разочарованным. Может, это все же не конец – антракт?

«Мицубиси i-MiEV» – первая, довольно смелая попытка оценить рынок. Воспринимается он не как автомобиль, а как модная вещь вроде очень дорогого мобильника или золотых часов. Но это только пока. В обслуживании электромобиль должен стать дешевле машин с ДВС.

Остается лишь адаптировать машину к условиям России и изменить ценник. Хотя последнее сделать трудно: скажем, в Германии i-MiEV стоит 34 390 евро.

Вероятно, точка невозврата к машинам с традиционными двигателями еще не близко, но движение к ней продолжается. По крайней мере, пока аккумуляторы заряжены.

Сергей Канунников

Продолжительность – 2 часа 25 минут

Протяженность – около 25 км

ДЕТСКИЙ САД

Он как маскарадный костюм на детсадовском утреннике. Мама старалась-старалась, а оказалось, что двигаться в этой красоте жарко и неудобно, к тому же неуклюжий отпрыск уже ее испачкал.

В небольшом тихом городке, в теплой стране на такой машинке забавно съездить за горячим багетом и свежим молоком, миновав пару тихих кварталов. Ехать же по зимней Москве, отчаянно топоча промерзшими ногами, прикидывая, доползу ли, и стараясь не включать лишний раз ни фары, ни стеклоочиститель, даже за 15–20 километров совсем не хочется.

Сам по себе продукт высоких технологий и инженерных талантов вовсе не плох. Только он из другой (честно говоря, не очень представляю себе какой) жизни. Что проку гордиться продвинутым мобильником, если вокруг на сотни верст тайга и связи нет?

Найдутся, конечно, те, кто западут на игрушку за миллион восемьсот тысяч, чтобы покататься на ней где-нибудь по поместью. Имеют полное право! Но к автомобилю в привычном и пригодном для нашей жизни понимании это имеет мало отношения.

Говорят, в Москве скоро откроют чуть не двадцать специальных электрозаправок. Может, сначала заделать выбоины – скажем, на родной Сретенке?

Анна Клепач

Продолжительность – 40 минут

Протяженность – около 12 км

ТАКИХ НЕ БЕРУТ В КОСМОНАВТЫ

Доводилось ли вам пробовать пищу для космонавтов? Да, ту самую, что едят на орбите. Она идеально сбалансирована. Содержание белков, жиров и углеводов в ней – эталон, который впору выставлять в палате мер и весов. Но как невкусно и пресно, вы бы знали! Вроде все хорошо – полезно, высокотехнологично и очень дорого, но есть это почему-то не хочется.

Похожее чувство отторжения вызывает у меня «Мицубиси i-MiEV». Разум кричит: за электромобилями будущее, хватит тоннами выкачивать нефть и дорогостоящими способами перерабатывать ее в топливо для чадящих монстров! Но душа просит иного – симфонии рокочущих звуков из-под капота, импульса, проходящего по телу от нажатия на педаль газа. Даже запах бензина мне нравится, не поймите превратно. А ценник этого «гринписовца» просто-напросто оскорбляет мое чувство справедливости. Почти два миллиона рублей за автомобиль, способный удовлетворить размерами лишь лилипутов? Не забывайте, кстати, что для преодоления пути от работы до дома вы будете вынуждены отказаться от печки, музыки, использования дворников и поворотников (про фары вообще молчу), а еще лучше и дышать через раз.

Нет уж! Я согласна работать лопатой часами, выкапывая ямки для посадки деревьев, чем пересесть на электромобиль. Пусть там, в далеком будущем, наши потомки с недоумением уставятся на фотографии АЗС, пусть. А я не хочу дожить до тех времен, когда придется есть еду из тюбиков и ездить на электромобилях.

ПОЛНЫЙ БАК, ПОЖАЛУЙСТА!

Мне нравится электромобиль, поэтому я встал на его защиту. За время теста опасался одного: не долбанет ли меня током? Резиновые перчатки тоже возил с собой. Так, на всякий случай.

Зарядить электромобиль несложно. Подъезжаем к компактной консоли зарядной станции (время полного заряда батареи здесь – от 3 до 14 часов, в зависимости от емкости). Приложив к верхней части стойки ключ-карту, открываем кожух, за которым пара розеток: для обычной (однофазная, 16 А) и для быстрой (трехфазная, 32 А) зарядки. Подсоединяем кабель и закрываем кожух. О том, что процесс пошел, сообщит светодиод на стойке: из зеленого станет фиолетовым. Когда зарядка окончена, дисплей под кожухом отобразит количество «залитой» энергии. Прикладываем ключ-карту еще раз, отсоединяем кабель, и можно ехать. Деньги со счета (банковского либо «Яндекс. Деньги») спишут автоматически.

Зарядить наш i-MiEV при помощи шнура, лежавшего в багажнике, не удалось: штекер розетки и блок управления процессом зарядки расположены слишком близко – последний не дает закрыть кожух зарядной консоли.

ПРИВЯЗАТЬСЯ К РОЗЕТКЕ

Российская компания «Револьта», реализующая проект электрозаправок в России, успела обрасти именитыми партнерами: инвестиционный фонд «Энерфанд», правительство Москвы. Сайт компании информирует о девятнадцати запланированных зарядных станциях в Москве и области, из которых двенадцать – в пределах ТТК. Статус «доступна» светится пока у четырех точек, все – на закрытой территории офиса МОЭСК на Садовом.

Однако в течение двух лет в России должно появиться 2000 (!) зарядных станций для обычного и ускоренного пополнения энергии (одно-или трехфазное подключение) и 100 – для скоростной. Во втором варианте заряжают постоянным током: батарея наполнится энергией на 80% за пару десятков минут.

Пока система принимает лишь карты сети «Револьта», в дальнейшем способов оплаты прибавится и пополнить баланс станет так же просто, как сейчас – телефонный счет.

А КАК У НИХ?

Там «электро» шагает пошире нашего ГОЭЛРО. По всему миру работает не меньше пятидесяти одних только сетей зарядных станций! Еще сотню строят и проектируют. В Берлине, Париже и Лондоне число пунктов питания для электромобилей перевалило за полторы сотни. Более того, в крупных городах реализуют комплексно сразу несколько проектов инфраструктуры для электромобилей.

В одной только Германии четыре мощные энергетические компании с охотой взялись за освоение новой ниши. Им помогают автомобильные концерны. «Рено» участвует в создании аналогичной сети в Израиле, «Ниссан» – в Японии. Кое-где электромобиль сохраняет статус экзотической игрушки, поэтому владельцам дозволено черпать энергию бесплатно – даже на специально созданных зарядных станциях. В общем, почва для роста парка электрокаров, особенно в Европе, благодатная.

Таблица открывается в полный размер по клику мышки.

Подпишитесь на «За рулем» в

Отзывы о Mitsubishi i-MiEV

К сожалению, на данный момент отзывов нет. Будь первым!

Написать отзыв