Мосты: соединение установлено
Бревно не бревно, однако еще стоят мосты, возведенные аж в VI веке до нашей эры древними вавилонянами. Тогда основными строительными материалами были дерево и камень. Первый в мире железный мост построили в Англии в 1779 году. Примерно в 1818-м научились подвешивать мосты на цепях, а спустя 42 года появились мосты из бетона. Железобетон пришел в мостостроение еще позднее – в начале следующего, XX века. А после Второй мировой в бетон научились закладывать предварительно натянутые тросы, после чего пролеты длиной свыше 200 м стали обычным делом. Сегодня просто длинный мост, честно говоря, не слишком удивляет. Интереснее, когда тяжеленный пролет может двигаться, причем не так, как привычные петербуржцам разводные мосты. Мостостроители, перед которыми ставилась задача пропускать по рекам корабли с высокими мачтами, применяли самые разные конструкции и механизмы. Пролет умудрялись поворачивать вокруг вертикальной оси, поднимать вверх параллельно самому себе, складывать наподобие ширмы, валить набок, скатывать в рулон… и топить в реке под килем проходящих судов. Впрочем, лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать.
В КАРТИНКАХ
Складные мосты наводят инженерные войска: к переправе лихо подъезжают тягачи с понтонами, за считаные секунды с них раскладываются сложенные гармошкой секции. А вот в Киле (Германия) подобную ширму – Хёрнбрюкке – установили стационарно. Этот стальной мост с деревянной проезжей частью длиной 25,6 м предназначен для пешеходов и велосипедистов. Хотя при ширине 5 м тут вполне разъехались бы и две легковушки. Но – нельзя. Тем не менее истраченные в 1997 году почти 20 млн. дойчемарок не пропали зря: сооружение стало городской достопримечательностью и привлекает любопытных по 12 раз на дню, когда мост разводят на 15 минут.
В Бильбао это сооружение, построенное в 1893 году, называют Бискайским мостом. Но мост ли это? А может быть, паром? Кабина длиной 14 м и шириной 10 м подобно канатной дороге перевозит до шести автомобилей с берега на берег за полторы минуты и 30 евроцентов. Но есть альтернатива подороже. За 5 евро вас поднимут в лифте на 45-метровую высоту, и там сможете прогуляться по пешеходному мосту до следующего лифта, идущего уже вниз. Во время гражданской войны в Испании уникальный мост разрушили, чтобы не пропустить войска генерала Франко, но в 1941 году его восстановили, а в 2006-м ЮНЕСКО признала мост частью всемирного культурного наследия.
На каждом из концов Коринфского канала (отделяет материковую Грецию от Пелопоннеса) стоит по погружному мосту. Не дай бог оказаться там в автомобиле, когда мост с помощью системы тросов опускают! Над полотном будет восьмиметровая толща воды. Проходящим здесь судам такой глубины вполне достаточно.
Когда пролеты самого высокого подъемного моста Европы – моста Гюстава Флобера в Руане – поднимают на 55 м, на нем нельзя оставаться ни в машине, ни пешему с фотоаппаратом. А жаль, ведь какой вид открывается! Но даже в опущенном состоянии до воды остается 10 м. Длина моста составляет все 120 м. Сооружен в 2008 году.
Наклонный мост – настоящая редкость. Пролет у него не прямой, а изогнут в виде дуги: если ее наклонить вбок, то откроется проход для судов. Миллениум-бридж возвели в 2001 году в Ньюкасле (Англия). Восемь электромоторов общей мощностью 433 кВт опрокидывают его полотно на 45° за 4,5 минуты. Сооружение, хотя и предназначено лишь для пешеходов и велосипедистов, немаленькое: длина 126 м, высота в поднятом состоянии около 50 м. Да и вес приличный – целых 850 т!
Подъемными мостами удивляют не только за бугром. Их можно найти в Ростове-на-Дону и Калининграде (железнодорожные), Астрахани (одна железнодорожная колея и две полосы для автомобилей). Перечень неполный.
Открытый в 2001 году мост Аль-Фирдан через Суэцкий пролив – самый длинный в мире поворотный переход. Две его секции, каждая по 320 м длиной и весом по 5000 т, поворачиваются на 90° за 15 минут. Оси секций расположены несимметрично: 170 м приходятся над берегом, 150 м – над проливом. Поэтому на коротком плече есть противовес. Жаль, что прокатиться по мосту можно лишь на поезде.
В Лондоне есть необычный, пожалуй, даже уникальный пешеходный мостик в бизнес-центре Гранд-Юнион-Канал. Его конструкцию придумал в 2004 году архитектор Томас Хитервик (и получил за нее премию!). С помощью гидроцилиндров полотно изгибается, как хвост скорпиона, и за три минуты сворачивается в восьмиугольный рулон. Длина этого пешеходного пролета всего 12 м, а посмотреть на удивительное зрелище можно по пятницам, в полдень.
А вот по самому длинному в Германии поворотному мосту Кайзера Вильгельма, что расположен в Вильгемсхафене, вполне можно проехать в машине. C момента постройки в 1907 году его уже дважды таранили суда, хотя для них открывается проход шириной 58,6 м! Мост шириной 8 м решили не делить на два направления, поэтому светофоры пропускают машины то туда, то обратно. Но велосипедисты могут не обращать внимания на эти сигналы. Расстояние между опорами 159 м.