Новая Москва: город которого нет
Схема открывается в полный размер по клику мышки.
Соглашение о передаче столице части территории Подмосковья – 148 тыс. гектаров – два субъекта федерации подписали оперативно, уже в конце года. Черта города отодвинется на юго-запад, и теперь он будет граничить с Калужской областью. Кроме того, к Москве присоединят участки на западе области, один из них под Звенигородом (для администрации президента), другой – территория Международного финансового центра и инновационного центра «Сколково».
В апреле глава государства дал указание чиновникам федеральных ведомств готовиться к переезду на присоединяемые к Москве территории; предложения надлежит разработать в кратчайшие сроки, уже в мае. Скорее всего, поменяют прописку Совет Федерации и Государственная дума, администрация президента РФ, аппарат правительства страны, федеральные органы исполнительной власти. За МКАД переедут также Генпрокуратура, Следственный комитет, Счетная палата, Высший арбитражный суд и Верховный суд РФ.
Не иначе, руководители страны уверены, что в результате дороги в центре столицы серьезно разгрузятся. А еще они утверждают, что строительство новых зданий для правительственных учреждений не обременит бюджет – деньги выручат от продажи старых зданий в историческом центре столицы. Подумали и о том, как чиновникам быстро и беспрепятственно добираться до нового места работы. В частности, глава государства поручил правительству Москвы вместе с Министерством транспорта России к 1 декабря подготовить проект реконструкции Калужского шоссе – с тем чтобы превратить его в бессветофорную на всем протяжении городскую магистраль. А весь транзитный поток пойдет в обход новых районов – по Киевскому шоссе и ЦКАД.
Правда, пока это лишь набор благих пожеланий. Как отмечал помощник президента Д. Медведева Аркадий Дворкович, здания будущих ведомств на новой территории еще даже не спроектированы. Более того, толком не определено, где они будут стоять. Международный конкурс, в результате которого сформируют концепцию застройки новых районов, только стартовал; по словам А. Дворковича, весь следующий год уйдет на проектирование. Поэтому к строительству приступят никак не раньше конца 2013-го, а первые объекты сдадут году в 2015-м.
Уже сейчас не очень понятно, как переезд органов власти повлияет на решение проблемы московских пробок. Ведь уже известно, что президент останется в Кремле – там его рабочий кабинет. Однако аппарат его по плану переедет куда-то за Троицк. И что же, выстроится гигантская пробка от этого самого Троицка до исторического центра Москвы, через Калужское шоссе, Профсоюзную улицу, Ленинский проспект и Большую Якиманку? То же самое касается министерств и «подведомственных» им компаний. Вот уедет Минэнерго в Мамыри, допустим, а все крупнейшие нефтегазовые компании останутся в недавно отстроенных современных офисах в центре столицы. И теперь чиновники и бизнесмены начнут непрерывно мотаться туда-сюда по Калужскому шоссе?
В общем, самая главная проблема этого грандиозного проекта – непонятно, зачем его затеяли. Повысить качество управления страной? (Говорят, по этому показателю Россия находится на 96-м месте в мире.) Отличная идея! Только зачем для этого удалять администрацию президента на 40 км от самого президента? Покажите мне исследования, которые подтверждают, что это поспособствует улучшению системы управления!
Причем не только я не понимаю смысла этой задумки, но и почти вся Общественная палата России (ее члены в конце марта приняли резолюцию с требованием приостановить реализацию проекта до проведения общественных слушаний и экологических экспертиз). И по большому счету граждане страны тоже не понимают. Им, как всегда, забыли объяснить, для чего затеяли грандиозный эксперимент. Впрочем, какая разница? Главное – он стартует 1 июля. С чем нас и поздравляем!
Сергей КЕЛЬБАХ,
председатель правления госкомпании «Автодор»
По территориям, которые присоединены к Москве, проходит уже существующая автомобильная дорога М3 «Украина» (она передана в доверительное управление ГК «Автодор» в прошлом году). Несмотря на то что магистраль до 86-го км оказывается в городской черте, принято решение не включать ее в улично-дорожную сеть столицы. Это позволит развивать трассу как скоростную автодорогу в составе международного транспортного коридора. Магистраль будет реконструирована, но проект только разрабатывается.
Кроме того, через новую территорию должна пройти Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД). Проектная документация первого пускового комплекса (длина 119 км, от М1 «Беларусь» до М4 «Дон») сейчас проходит государственную экспертизу. По плану в 2013 году начнется подготовка территории. Строительство этого участка (ширина от четырех до шести полос) будет осуществляться в рамках концессионного соглашения; оно должно завершиться в 2021 году. А еще сейчас прорабатывается вопрос о создании грузопассажирского транспортно-пересадочного узла на юго-западе Новой Москвы. Этот проект, конечно, должен связать все виды транспорта, в том числе авиационный.
При реализации своих проектов мы руководствуемся программой деятельности «Автодора», утвержденной правительством РФ. А все проекты в рамках Новой Москвы мы будем координировать усилиями совместной рабочей группы, в которую входят представители «Автодора», Минтранса РФ, правительств столицы и области.
Михаил БЛИНКИН,
директор Института транспортной экономики и политики Высшей школы экономики, член Общественной палаты РФ
Я готов просчитать все транспортные потоки в новом территориальном образовании, но только после того, как специалисты по градостроительной политике, урбанисты, расскажут о функциях присоединяемых территорий. Объяснят, где будут располагаться офисные зоны, промышленные предприятия, спальные районы, обоснуют направление трудовых потоков. Куда жители направятся утром и почему, а куда – после работы? Это что касается новых районов. Меня еще очень волнует, как будут использоваться опустевшие офисные здания в историческом центре города.
Сейчас идет международный конкурс, и нам обещают, что к осени окончательно сформируется концепция развития новых районов. Надеюсь, что тогда получу ответы на мои вопросы и смогу рассчитать движение транспортных потоков. Возможно, мои выводы не обрадуют авторов идеи расширения города. Но больше я ничего сказать не могу.
Может быть, это замечательная идея, но пока только идея, не подкрепленная расчетами.
Александр САРЫЧЕВ,
директор НИИ транспорта и дорожного хозяйства
Я не сторонник этого проекта. В Москве и ближайшем Подмосковье столько пустых и неухоженных мест, десятки квадратных километров неработающих промзон, полно ветхого жилья. Да, много территорий распродано, но нужно их выкупать, вывести не соответствующие столице производства, переселить людей.
Владислав КРУПЧИНСКИЙ,
художник, житель Обнинска (Калужская область)
В последние годы добираться до Москвы, где я работаю, стало достаточно удобно. Дорога на электричке до центра столицы занимает 1 час 40 минут. А после реконструкции Киевского шоссе, которая продолжалась несколько лет, можно ездить и на автомобиле – за час я доезжаю от своего дома до ближайшей станции метро «Юго-Западная». Что для меня изменится, когда граница Москвы переместится практически к окраине моего города? Не знаю. Скорее всего, ничего. Эту ситуацию не раз обсуждал с друзьями, которые, как и я, ездят на работу в столицу. Главное, чего мы все боимся, – снова начнется массовая реконструкция всех дорог, которые ведут в Москву, и автомобильных, и железных. И, как водится, на несколько лет. Значит, снова проблемой станет добраться на работу – в старый центр Москвы, минуя новый центр…
Александр ПИКУЛЕНКО,
журналист
Кремль, конечно, останется на месте, потому как символ государства и первым лицам государства покидать это место негоже. Разрушение символов вообще плохо действует на умы граждан. А вот выгнать за пределы кольцевой дороги – сделать «замкадышами» – палату нижнюю, палату верхнюю, Общественную палату и прочие государственные органы я считаю очень правильным.
Главное – не посадить все в одно место: их надо очень равномерно распределить по территории Новой Москвы. Тогда мы сразу решим массу проблем. Во-первых, получим точки притяжения, вокруг которых будут образовываться такие хорошие центры, агломерации. Их нужно обслуживать, с ними нужно жить.
И во-вторых, мы перераспределим транспортные потоки.
Илья ЗАЛИВУХИН,
архитектор, гендиректор проектной компании
Любой профессионал вам сегодня скажет, что просто идею расширения границ города даже не стоит обсуждать. Нет темы! Зато есть реальная проблема: Москва и область, которые исторически развивались как единый регион, в последние два десятилетия категорически не хотели строить совместные планы. Это нанесло огромный ущерб – всем. Надо ли вообще присоединять к столице такой огромный кусок? Не уверен. Раньше земли к Москве присоединяли, следуя определенной логике. Скажем, город Бабушкин сначала стал фактически частью большого города, а потом произошло оформление этого юридически – он превратился в Бабушкинский район столицы. И теперь, наверное, логично было бы присоединить к Москве Химки, Мытищи или Королев, ведь это уже практически районы Москвы, – но не тысячи гектаров чистого поля или леса. Зачем? Если есть задача переселить куда-нибудь федеральное правительство, можно возвести специально для этого город-спутник наподобие Зеленограда, соединив его с Москвой современными скоростными дорогами.
Полагаю, от создания мегагорода выиграют только пенсионеры, которые живут на новых территориях: они получат столичные льготы и надбавки. Иных плюсов проекта пока не вижу.
А Москве надо осваивать свои пустыри и промзоны, которых немало.