Мирный танк: Rokon Trail-Breaker

Увидев вживую полноприводный Rokon — тот самый, с которого рисовали наш «Баксан» для покорения Эльбруса, и который отныне продается в России — я понял: без сравнительного теста не обойтись.

Как все-таки цвет меняет внешность! Выкрась БТР в конфетно-розовый или васильковый с ромашками – и уже совсем не страшно. До первого выстрела… Так и с «Роконом»: черный приземистый и угловатый мот смотрится настоящим трактором, место которому – на поле или в болоте. А защитного серого оттенка и с пластиковым кофром для ружья уже претендует на элитарность: вроде, и дерматин лучшего качества, и сварные швы гламурнее.

Но, конечно, уже то, что аппарат стоит на вооружении американской армии, обязывает. Обязывает не обращать внимания на дизайн. Вернее так: если пистолет удобно лежит в руке и точно и безотказно стреляет, значит, дизайн у него хорош. А узорчик на затворе – это от лукавого. Но все же, прежде чем отправиться «на боевое задание», изучим матчасть.

НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ. Преподавал бы я в техническом ВУЗе, посоветовал бы приобрести Rokon в качестве наглядного пособия по курсу «трансмиссия». Кажется, здесь собрали все типы мотоциклетных приводов. Цепи? Их есть у нас – идут к колесам и спереди, и сзади. Карданный вал – тоже пожалуйста, причем карданный шарнир пересекает ось поворота переднего колеса. Воображаемую, конечно: чтобы дать место валу, рычажная вилка поворачивается на двух шаровых опорах. Хотите угловой редуктор – и такой имеется. Нет тут, пожалуй, только гидропривода, на который в 2002 году (совместно с Ohlins) сделала ставку Yamaha – но экономически проект провалился.

С коробками передач – тоже порядок. Помимо трехступенчатой вальной (с переключением на месте, «ручкой от бачка» — трактор ведь!), на «Роконе» установлен и вариатор с гидроприводом. Чтобы до него добраться, достаточно открутить два самореза левой крышки. Вариатор – с открытым ремнем. Как-то он будет работать в болоте и в воде? Посмотрим! (А я-то знаю, что ему приготовил – как раз по горлышко, то есть по воздухозаборник справа над заводной ручкой).

Кстати, о ручке. Поскольку двигатель здесь, скажем так, от силовой техники, то система пуска шнуром сохранена. Кожух удалось разместить сравнительно неплохо, хоть он и выступает за идеальный для посадки силуэт мотоцикла. Зато дергать удобно (забегая вперед, скажу, что аккурат перед штурмом бездорожья электростартер умолк и затаился, но разве такая мелочь остановит боевую машину? И настоящего… хм, искателя приключений?).

Итак, моторчик Kohler скромного рабочего объема всего в 208 см³ выдает не менее скромные 7 л.с. (впрочем, есть и версия Ranger c «хондовским» пятисильным мотором), но и вес аппарата небольшой – по нашим замерам всего 103 кг в полной боеготовности, но без топлива. С первого взгляда в это поверить трудно, глядя на стальную раму, цепи, редукторы, валы, огромные колеса. Правда, немало сэкономлено на глушителе (и, несмотря на его крошечный размер, он имеет омологацию для эксплуатации в лесу – «у них» обязательную) и задней подвеске. Ее нет вообще, зато под водительским седлом – огромный амортизатор с внушительной «переменной» пружиной. Мне (вес в экипе 70 кг) продавить его не удалось ни на миллиметр. Как и переднюю подвеску, где работает его близнец – такой же неуступчивый.

С одной стороны, это хорошо – клиренс (за 30 см) не уменьшается. С другой – зачем тогда нужна подвеска вообще, если она практически не работает? Для прыжков – еще куда ни шло, но прыгать на тракторе категорически не рекомендуется: полный привод такого может не выдержать. Хотя конструкция фантастически надежна – по заявлению производителя, из всего парка «Роконов», выпущенных за 50 с лишним лет в США, около 85% до сих пор в строю.

Создатели «Баксана», покорившего Эльбрус в августе 2003-го (см. «Мото», №10-2003) тоже внимательно изучили «Рокон», но от сложной в изготовлении схемы с карданным валом и угловым редуктором решили отказаться – в пользу цепной передачи с промежуточным поперечным валиком с карданными шарнирами. Да и силовой агрегат взяли отечественный — 80-кубовый ЗиД. В отличие от «Трейл-Брекера», у «Баксана» наличествуют обе подвески, значительно больше база и чуть ниже высота по седлу. Зато нет места для пассажира. Почти одинаковые колеса и сравнимая мощность мотора. Итак, вперед!

ПО ВОЛНАМ, ПО ГОВНАМ. На Rokon усаживаешься, как в кресло «биг-босса», сразу проваливаясь в мягкое, почти до самого деревянного его основания (да-да, под поролоном – дерево, экологически чистый материал. И плавучий, замечу!). Управление простенькое: кроме света, две клавиши – зловещая KILL (по-нашему «стоп двигателя») и Engine sтоp (подключенная – куда бы вы думали?— к сигналу!). Причем первая – слева на руле, вторая – справа. Наверное, чтобы враг не догадался. Ну да это мелочи, главное – замок зажигания на чопперный манер расположен у правого колена на пластмассовом кожухе. Как выяснилось, в оригинале он отсутствует, но установлен в соответствии с нашими требованиями сертификации. Мой совет – снимайте сразу, выкидывайте или переносите в другое место. Здесь он, во-первых, больно врезается в ногу (если та не в мотоботе), во-вторых, гнется об нее же и, в-третьих (и это самое неприятное), на спуске постоянно цепляется за бот, поворачивается и вырубает двигатель. А кнопки пуска-то — нееет… И — вариатор: с горки не заведешься. Так что вреден сей девайс.

У «Баксана» все просто: отечественные «ковровские» пульты, работают кондово, но четко. «Старт-стоп» есть, электростартера нет – да и не нужен. У «Рокона» он первый день исправно работал, а во второй – еще до водных процедур – умолк. Подозреваю все тот же замок.

Первый этап – болото. Купание двух коней – черного и желтого. Желтого купать нужно осторожно, поскольку забор воздуха у него снизу, у колеса. В горах болот нет. А Trail-Breaker я окунал по самый верх колес. Достал дно или нет – не знаю, поскольку ATV’шные шины не столько цеплялись за грунт, сколько гребли. К тому же, колеса алюминиевые, полые и герметичные – потому всплывают. Но при желании их можно утяжелить – хоть водой в качестве НЗ, хоть бензином. Емкость каждого – 19 л. И еще один плюс колес-баков – они не пачкаются и ничего на себя не наматывают.

О грязи стоит сказать отдельно. Если «Баксан», преодолев болото, радостно отряхивался, как мокрый пес, покрыв пятнами грязи и мой рюкзак, и экип (даже на визор залетало), то Rokon оказался удивительным чистюлей: «правильные» крылья и большая подушка пассажирского сиденья позволяют водителю не стирать экип после «бури в болоте» — достаточно лишь надевать бахилы от ОЗК или Л-1. Бахил, кстати, хватает на раз — выступающие части мотоцикла за день протерли их насквозь в разных местах.

Несмотря на наличие пассажирского сиденья, его, скорее, стоит рассматривать как emergency seat – если кому-то и вправду невтерпеж. Оно без подвески, с высоко расположенными подножками – сидишь на нем как лягушка и подпрыгиваешь на каждой едва заметной кочке. Лучше уж заказать грузовую платформу (такая опция имеется).

На асфальте, на проселке и в поле Trail-Breaker способен передвигаться «на все деньги», что по GPS соответствует 50 км/ч. Управляемость на такой скорости вполне приличная, но ерзающее сиденье (на уже упомянутом моноамортизаторе) снижает балл. А на горных тропках вообще заставляет придерживать его мышцами бедер. «Баксан» на «отжиг» не рассчитан. И из-за низкого седла «ямочкой», и из-за плохой курсовой устойчивости, и из-за паразитной реакции на руле при открытии газа (у «Рокона» такого нет). Действительно, нечего ему делать на равнине!

Однако в горах и «Рокон» не спасовал. Несмотря на то, что на крутых спусках его разматывает, а на подъеме он, кажется, вот-вот остановится, нет и намека на пробуксовку на 30-градусной (и немного более) «сыпухе», где тренируются только «квадрики». «Баксан» злее, но скорость его не выше. Вариатор, на мой взгляд, намного безопаснее: открыл газ на полную — и не закрывай, знай рули себе! Можно даже передачу перепутать – и на первой, и на второй русские горки «американец» берет хоть и медленно, но уверенно. Правда, загружать передок (а на спуске – зад) все же надо, иначе колесо отрывается от земли и – прощай, полный привод.

Существенный недостаток «Рокона» – отсутствие горного «стояночного» тормоза. Если «Баксан» на уклоне можно оставить на передаче, то «американец» катится вниз при любом раскладе – кроме как лежа на земле. Или придется фиксировать один из рычагов «липучкой» – способ хоть и «колхозный», но простой и эффективный.

По лесу проходимость обоих аппаратов ограничена радиусом разворота, у «Баксана» в большей степени. Так что бурелом не для них.

А вот брод достался в единоличное пользование «американцу» (у «Баксана», напомню, низкий воздухозаборник). Заявленную глубину в 61 см он преодолевает на ура. Но из-за положительной плавучести на большой воде его сносит течением. Что же, тут — как решит водитель (или капитан?): либо плыть, либо открыть кингстоны (пробки колес) – и ехать. Замечу, уверенней всего броды он проходит на второй передаче.

В экспедиции, конечно, важна не только надежность техники, но и расход топлива. Залив утром 10-литровый бак, к обеду я выработал половину. Вполне достойно, учитывая, что на длительные рейды вдали от тыловых служб его будущие владельцы вряд ли рассчитывают, да в колесах можно запасти еще аж 38 л!

Rokon Trail-Breaker: внедорожный, 2011 г., 208 см³, 7 л.с., 99 кг, от 330 000 руб.
«Баксан»: внедорожный, 2003 г., 80 см³, 9,5 л.с., н.д.
Со снятой правой крышкой: слева виден подседельный амортизатор и ручка переключения передач. Их три, с нейтралями между ними. С непривычки можно запутаться, а индикации нет. Главное, не завестись на передаче, иначе может включиться вариатор, и мотоцикл уедет один. Ключ зажигания и верхний рычаг («подсоса») цепляются за ногу. А, может, обрезать эти «выступы», да и все дела?
Со снятой левой крышкой: аккумулятор снизу – это хорошо, ниже центр тяжести. Справа вверху видны задний редуктор и дисковый тормоз. А вот открытый ремень вариатора – стремно. Но болото и брод проехали, хотя местами и с пробуксовочкой…
Карданный вал проходит через ось поворота вилки. Шарниры хорошо доступны.
«Лодочный» индикатор уровня топлива – дешево и сердито.
Глушитель крошечный, но с работой справляется.
Левый пульт. KILL-свич есть, а вот «старта» — увы! – нет.
«Не верь глазам своим». Stop engine – сигнал, причем справа!
Подставка длинная, с хорошей «пяткой», но доставать ее очень неудобно ни ногой, ни рукой.
Подножки водителя на месте, но порой – в болоте или в высокой траве – складываются, но не раскладываются – пружины нет. Приходится останавливаться и вручную откидывать их. На спуске стремно.
Сиденье слишком мягкое, а дощечка и амортизатор под ним слишком жесткие. Хотелось бы наоборот…
Передний багажник – нужная опция, особенно, если задней платформы нет. Под ним – редуктор привода переднего колеса с дисковым тормозом.
Зачетные колеса: не пачкаются, плавают, да еще и бензин можно запасти! Подвеска явно не от этого мотоцикла – чтобы сжать пружину, на багажник надо загрузить кабана. А, может, и вправду – надо?
Ключ то ли от почтового ящика, то ли от чемодана, но только не от мотоцикла. И замок не на месте.

Испытав его во всех возможных стихиях средней полосы, хочется воскликнуть: «Да на нем пахать надо!» Только дорогой овес получится.
«Большой железный мотоцикл» оказался неожиданно легким и вполне управляемым.
Тот, кто хочет проходимости квадрика и легкости мотоцикла, найдет их в «Роконе».

Rokon Trail–Breaker (данные производителя)

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Модельный год2011
Снаряженная масса, кг98,8 (103*, без топлива)
Длина, мм2007
Ширина, мм762 (730*)
База, мм1295 (1260*)
Высота по седлу, мм800 (820*)
Дорожный просвет, мм381 (350*)
Объем бензобака, л10
Топливобензин с О.Ч. не ниже 91
Максимальная скорость, км/ч
на 1-й передаче16
на 2-й передаче32
на 3-й передаче56 (50,5*)

ДВИГАТЕЛЬ

Тип1-цил., 4Т
ГРМOHV
Рабочий объем, см³208
Диаметр цилиндра × ход поршня, мм70×54
Степень сжатия8,5:1
Макс. мощность, л.с. при об/мин7/3600
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин12,4/2800
Система питаниякарбюратор
Система охлажденияпринудительная, воздушная
Система запускаэлектростартер + шнур с рукояткой

ТРАНСМИССИЯ

Типпостоянный полный привод
Коробка передач3-ступенчатая + вариатор
Главная передачакомбинированная: цепью — к заднему колесу, карданным валом (проходящим в верхней трубе рамы) и цепями – к переднему колесу

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Раматрубчатая, полудуплексная, стальная
Передняя подвескарычажная, с одним амортизатором
Задняя подвеска
Тормозная системараздельная, гидравлическая
Передний тормоздисковый (на валу редуктора главной передачи)
Задний тормоздисковый (на валу редуктора главной передачи)
Колесаполые, герметичные, сварные, алюм. сплав
Шины26×8 R12 (Goodyear Rawhide MT/R)
*Измерено в «Мото».

Баксан-2 (данные производителя)

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Модельный год2003
Снаряженная масса, кг(96*, без топлива)
Длина, мм2130
Ширина, мм(830*)
База, мм1500 (1510*)
Высота по седлу, мм(780*)
Дорожный просвет, мм390 (330*)
Объем бензобака, л4
Топливобензин с О.Ч. не ниже 91

ДВИГАТЕЛЬ

ПроизводительЗиД
Тип1-цил., 2Т
ГРМлепестковый клапан на впуске
Рабочий объем, см³80
Диаметр цилиндра × ход поршня, мм48×44
Степень сжатия11:1
Макс. мощность, л.с. при об/мин9,5/7500
Система питаниякарбюратор Dell’Orto Ø16 мм
Система охлаждениявоздушная
Система запускакикстартер

ТРАНСМИССИЯ

Типпостоянный полный привод
Коробка передач5-ступенчатая
Главная передачакомбинированная: цепью — к заднему колесу, карданным валом (в поперечной плоскости мотоцикла) и цепями – к переднему колесу

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Раматрубчатая, полудуплексная, стальная
Передняя подвескарычажная, с регулируемым моноамортизатором
Задняя подвескамаятниковая, с регулируемым моноамортизатором
Тормозная системас приводом на переднее колесо, гидравлическая
Передний тормоздисковый
Колесасварные, сталь
Шины25×8 R12 (Dunlop KT131)
*Измерено в «Мото».

Мотоцикл Rokon Trail-Breaker предоставлен на тест компанией moto-center.ru.

Видовая фотосъемка производилась на территории и с любезного разрешения ЗАО «Спортивно-экологический комплекс «ЛАТА ТРЭК».

Подпишитесь на «За рулем» в