Серый дилер: доступная автоэкзотика
ЧЕГО-НИБУДЬ ЭТАКОГО...
При нынешнем многообразии моделей авто, предлагаемых официальными дилерами, желающих прикупить что-нибудь иное, этакое – хоть отбавляй. Есть и возможности, которые возникают, скорее всего, в результате промашек маркетологов, работающих в штабах производителей. Распределяют: в одни страны направить партии таких-то моделей и в таких-то количествах, на соседние рынки – другие и ровно столько-то, но никак не больше, чтобы все продалось... Но то ли исходную информацию им подсовывают ошибочную, то ли с арифметикой они не в ладах, а порой допускают ошибки. Которые и становятся неиссякаемым источником доходов для дилеров, именуемых в народе серыми. Не в стороне от этого бизнеса автосалоны, специализирующиеся на продаже автомобильного секонд-хэнда. К ним-то и валят поклонники неординарного.
СИЛЬНЕЕ, ВЫШЕ, НИЖЕ!
Если бы заокеанские стратеги тщательнее изучили удивительный менталитет российского покупателя, наверняка скорректировали бы модельный ряд, формируемый для нашей страны. Не удивлюсь, кстати, если после большой череды банкротств и смены хозяев у некоторых марок так и произойдет... Однако для начала определим, что такое автоэкзотика.
В большинстве случаев речь не о чем-то вычурном. Зачастую в тех же США можно найти для отправки в Россию популярные версии известных автомобилей с моно- или полным приводом, а также более широким, нежели у нас, выбором коробок передач и моторов. К автомобилям категории «из ряда вон» можно отнести множество пикапов, которые в Америке сдержанно именуют среднеразмерными. Это не те китайские перепевки японских пикапов начала 80-х прошлого века. Настоящий «Додж-Рэм» – вот это вещь для тех, кто понимает! И то сказать, иметь в личном пользовании авто размером с КамАЗ – разве не экзотика? На втором месте многочисленные вэны и джипы. О «Додже-Караван» многие из наших «повернутых» гигантоманов готовы слагать легенды, однако приобрести его могут только из-под полы. И, скажем, ни один из российских дилеров «Хонды» не сможет вам продать «Хонду-Элемент», как бы ни хотел. Найдите еще автомобиль с вседорожными повадками и «по пояс» в неокрашенном пластике!.. Хотите настоящего бойца, способного совладать с нашими горе-дорогами? Будьте любезны: «Ленд Крузер-78»! Цена – 1 млн. 900 тыс. рублей. Для справки: ближайший достойный джип из тойотовской гаммы, продающийся у официального дилера, – это «Ленд Крузер Прадо». Его цена тоже в районе 2 млн. рублей. Но сколько их бегает по улицам наших городов, этих «прадо»! А с 78-м вы такой будете один. Ну или почти один... Не забудем и о рафинированной автоэкзотике (в первую очередь имею в виду гибриды и микролитражки типа «Смарта»).
Более всех в экспорте автомобилей, которые попадают на наш рынок в обход официального дилера, нынче преуспели продавцы, которые кормятся с рынка США. Самый большой авторынок планеты – поставщик весьма интересных моделей. Скажем, «Форд-50» в наших фордовских автосалонах не стоит и искать. А официальный дилер «Тойоты» не воплотит в жизнь вашу мечту о новой «Тойоте-Фортунер», но помогут ей осуществиться неофициалы: они готовы поставить такие авто (и не только такие), причем новые! Далее все как по маслу – тот же официальный дилер с удовольствием обслужит «серую» машину на своей территории. «Единственная сложность – придется долго ждать кузовные запчасти, – говорил мне мастер-приемщик официального тойотовского сервиса. – Со всем другим затруднений никаких».
В основном он не солгал, хотя в его заверении скрыто некое лукавство. При схожем конструктиве моделей отличия между ними все же существуют. Автомобили, произведенные в США и Канаде, не пройдут нашу сертификацию, так как эти страны, в отличие от России, не входят в число подписантов Женевского соглашения 1958 года. В первую очередь не пройдут по части светотехники. Другое дело, что мало кому взбредет в голову по собственной инициативе ломиться в сертификационные центры, чтобы узаконить свое авто, поскольку можно обойтись и без этого. Сертификация становится обязательной, если в страну ввозится определенное количество автомобилей одной модели, но ведь «серые» машины никогда не попадают на наш рынок в оптовых масштабах. Поштучно – да.
ГУРМАНЫ, ДЛЯ ВАС
Сбытовая политика фирм-производителей строится, помимо прочего, и на том, чтобы развести машины одного сегмента по разным рынкам – дабы предупредить саму возможность конкуренции «близких по духу» автомобилей собственного производства. У той же «Тойоты» «ленд крузеров» каких только нет, однако у региональных дилеров их ассортимент строго регламентирован. «»Если оценить модельный ряд автомобилей «Тойота» на российском рынке, то станет понятно: в каждом популярном сегменте представлены модели, которые пользуются спросом«», – комментирует ситуацию представитель компании «Тойота» в России Татьяна Русакова. Но строго регламентированный перечень моделей сродни меню ресторана быстрого питания. Хотите что-то повкуснее? Заказывайте в другом месте. И гурманы заказывают – оттого и поддерживается устойчивый спрос на американские клоны «Лексуса», «Вольво», «Мерседеса», а также на те машины, которые никогда не фигурировали в европейских прайс-листах. Да и цены на такие авто зачастую куда привлекательнее официально-дилерских. Продающийся по обе стороны океана новый «БМВ-Х5» с 3-литровым бензиновым мотором на 53 тысячи долларов дешевле, чем аналогичный в России. А «Форд-Мустанг» с 4-литровым мотором, икона американского авторынка, стоит и вовсе от 20 тысяч все тех же долларов, замечу, нынче дешевых. Правда, там. Здесь растаможить такой аппарат стоит очень много тысяч, но уже рублей. Однако встречаются, разумеется, исключения: полноценный вседорожник «Тойота-Фортунер» с 3-литровым мотором и семиместным салоном, выпущенный в 2008 году, доступен по цене европейского кроссовера – за 1 млн. 335 тыс. рублей. Это ли не экзотика, пусть и с оттенком серого?
Все нормальные люди, как водится, принимают пищу в столовой, а не в спальне. Следуя этой логике, автомобили следовало бы всем приобретать исключительно у официальных дилеров. Но покупатель, обратившись к ним, зачастую не может удовлетворить все свои чаяния, вот и «идет на сторону». А здесь и «красотки» попривлекательнее, и цены нередко божеские. Автопроизводители не возражают – прибыль приносят оба варианта.
Возражают другие. Периодически раздаются призывы ГИБДД создать условия, ограничивающие хождение в России «неофициальных» машин. Однако покупателя эти пугалки не застращали. И серых дилеров тоже – они прекрасно изучили Таможенный реестр, а этот законодательный акт запрещает ввозить лишь контрафактный товар.
Логику запретительных поползновений можно проследить. «Автонечто» серые дилеры растомаживают по ставкам, принятым для физических лиц, а они существенно ниже тех, что установлены для юридических. Вот казна и теряет, рассуждают радетели госинтересов... Давайте взвесим. «Серые» машины ввозили, ввозят и будут ввозить, на этот случай и установлены таможенные тарифы для частников, так что потери, поскольку они предусмотрены, вовсе ими не являются. Если сложилось так, что объем растаможек подобного товара приобрел оптовые масштабы, тогда применяйте оптовые же тарифы, а то и штрафы сверх того. Но в вероятность лавинообразного потока ввозимой автокзотики трудно поверить, статистики же на сей счет не существует. Ну и какая беда в том, что кому-то чего-то хочется и можется?