Химкинский лес: войну пора заканчивать
Седьмой раз отмерили
Все ли знают, что конкретно отстаивают общественные защитники леса? Масштаб поднятой шумихи большинство склоняют к мысли, что прокладка трассы загубит насаждения на необъятной территории, а в результате жителям Химок угрожает вымирание от удушья. Страхи завышены, и об этом свидетельствуют данные экспертиз.
Жители городского округа не хотят терять, прежде всего, Химкинскую дубраву — самую ценную часть большого леса, место прогулок. Однако приходится выбирать меньшее из двух зол. От переполненного транспортом Ленинградского шоссе, рассекающего город, отравляющие выхлопные вещества без перерывов на отдых проникают во все уголки города. Проложенная поодаль скоростная дорога и оттянет на себя большую часть машин, прежде всего большегрузы — и копоть от пробок снизится.
Но, может, уничтожение дубравы — непомерно высокая цена за обещанное благо?
В том-то и дело, что дубрава не исчезнет. Вот данные дополнительного (седьмой раз отмеряли) обследования в рамках многоступенчатой экологической экспертизы, провел ее Институт геоботаники РАН (выше уровня компетенции по этой части в стране нет). Доктор биологических наук Александр Маслов назвал цифру: придется вырубить 7, максимум 10% деревьев. Но сколько это стволов? Ведь проценты — вещь плохо осязаемая.
Ученые не округляли данные: на участке отвода под автостраду растет 1305 деревьев, из них дуба — 315 стволов, березы — 232, рябины — 163… Переписали даже кустарники и травы: здесь произрастают чистяк весенний, гусиный лук желтый, ветреница лютиковая. Ни одно растение, сказано в заключении, не входит в Красную книгу Московской области.
Потери восполнимы
Все это закатают в асфальт. Но нельзя назвать потери невосполнимыми. Александр Белозеров, зампредседателя Комитета по общественному экологическому контролю, повторил сказанное не раз: вырубленное будет восполнено в пятикратном (!) размере. Высадят растения не за десятки-сотни верст, а в максимальном приближении к тому самому месту. Строители не обманут? Средства на экологические мероприятия — составная часть проекта магистрали, утвержденного Кабмином. За его невыполнение можно и по шапке получить, тем более после такой шумихи.
Защитники леса обвиняют власти в том, что предложенные ими альтернативные схемы не приняты, а реализуемый проект в экологическом отношении неудачный. С одной стороны, действительно, неидеальный. Под давлением движения защитников леса в конце прошлого года экс-президент Дмитрий Медведев остановил работы на трассе. Все варианты еще раз изучили и наиболее оптимальный, первоначальный отвергли. Причина веская — он таил угрозу создания коррупционных схем, угрожал хищением огромных средств.
Другое дело, вопрос о жемчужине леса — Химкинской дубраве. Любой альтернативный вариант повлек бы точно такой же объем вырубки, на тех же площадях. Причина проста: все девять вариантов схемы трассы приводят к тому же мосту через Клязьму, поскольку другого нет.
Когда узнаешь все эти подробности, уже не сомневаясь, понимаешь, что поводы для войны исчерпаны. Пора строить дорогу. Она позарез нужна не только автомобилистам и экономике регионов, через которые проляжет, но и конкретно Химкам.
«Спасибо» оппонентам
— Экологи-общественники, что называется, попортили крови, но мы должны сказать им и «спасибо», — заявил Александр Маслов.— Они обострили внимание к экологической целесообразности проекта, после чего он претерпел поправки. Обширную площадку пункта взимания платы за проезд предполагалось разместить прямо в Химкинской дубраве. Теперь ПВП вынесли за ее пределы — спасены десятки деревьев. Строго будем отслеживать, чтобы на обочинах трассы не возникли магазинчики и прочие точки возникновения мусора — этого очень опасаются жители Химок… И в целом движение защитников подмосковных лесов заставило предельно минимизировать экологический урон не только этого — всех дорожно-строительных объектов.