UAZ Patriot, Jeep Wrangler, Land Rover Defender: из грязи – в князи

Каждый из этих автомобилей по праву называют знаменитым и легендарным. Мы давно мечтали свести «англичанина», «американца» и «русского» в их основной среде обитания – на бездорожье.
UAZ Patriot, Jeep Wrangler, Land Rover Defender

Стоит отъехать километров на тридцать от тщательно ухоженной автострады М4 «Дон», как попадаешь в совершенно иной мир. Исчезают полицейские, старательно штрафующие за превышение скорости на федеральном чуде дорожного строительства, зато появляются еле живые деревни, ямы и ямищи, будто из книг и фильмов про Великую Отечественную.

Особенно страшны для автомобилиста улочки небольших, но оживленных городков с милыми древними именами. Впрочем, и вне их местным властям дорогами не похвалиться.

Сознаемся: приятно чувствовать превосходство над большинством встречных и обгоняемых. Наши авто – на высоких мощных шинах, с неубиваемыми подвесками – способны в таких условиях на куда большие скорости. Но главная наша цель – места, куда владельцы кроссоверов не поедут.

Полноприводников нынче пруд пруди, однако мало заслуживших право называться, как писали прежде, автомобилями повышенной проходимости. Среди могикан, спорящих за приоритеты на полянах, в лесах и топях уже десятилетиями, – внуки ветеранов войны и первых послевоенных лет, «англичанин», «американец» и «россиянин»: легендарный «Ленд-Ровер Дефендер», знаменитый «Джип-Рэнглер» и глубокоуважаемый «УАЗ-Патриот».

Конечно, это не прямые аналоги. УАЗ не имеет короткой версии, а в нашем распоряжении и вовсе «Патриот»-пикап. Впрочем, по ходовой он практически не отличается от прямого потомка 469-го – «Хантера». «Ленд-Ровер» и «Джип» – в самых внедорожных версиях, короткобазные. Но у «американца» мотор в два с лишним раза мощнее. Однако на бездорожье это отнюдь не решающий фактор.

Ну а чтобы максимально уравнять шансы, мы обули автомобили в одинаковые шины «Бриджстоун-Дьюэлер А/Т 697» – новинку компании-партнера этого теста.

UAZ Patriot, Jeep Wrangler, Land Rover Defender

УМНЫЙ В ГОРУ

Сколько ни совещались, съехать для фотосъемки поближе к воде так и не решились. Берега уж очень размыты отступившей совсем недавно водой. Зато высокие холмы близ реки Красивая Меча – отличный естественный полигон для упражнений в подъеме-спуске.

На вершину некоторых холмов поначалу даже отправляемся в пешую разведку. Перед тем как взлетать круто вверх, видя в стекле только яркое весеннее небо, неплохо бы понять, спустится ли машина вниз.

Итак, активируем возможности трансмиссий. Мало знакомые с УАЗом на всякий случай сверяются по рисунку на набалдашнике. Не худо бы табличку на панель прикрепить, как в «Дефендере» или в прежних УАЗах. У «Джипа» рычаг включения передка и пониженной передачи ходит в одном направлении, следует лишь поставить рычаг коробки в положение Р. Трансмиссии «Дефендера» и «Патриота» издают грубоватый, зато такой мужественный скрежет. Стартуем!

Конечно, у «Ленд-Ровера» и «Джипа» в этих условиях заметная фора – короткая база. УАЗ, как ни старается, временами повисает порогами на перекате, а в некоторые овраги на нем просто нет смысла соваться. Впрочем, это не единственное слабое место «Патриота». Но сначала – об «иностранцах».

До чего же правильно состыкованы всего-то 122-сильный мотор и 6-ступенчатая механика «Дефендера»! Победно рыкнув дизелем, автомобиль на второй пониженной легко взбирается на холм. Перед спуском можно включить первую пониженную, отпустить педали и поиронизировать над ультрасовременными ассистентами спуска с горы. Ветерану «Ленд-Роверу» они не больно-то нужны.

Огромный руль «Дефендера» прижат влево, расстояние между ним и полностью отодвинутым креслом, мягко говоря, невелико.

Попробуем преодолеть на нем узенький овраг. Здесь козыри «Дефендера» – коротенькие свесы и самый длинный среди трех машин ход подвесок. Раскорячившись (передним колесом на подъеме, задним еще на спуске), автомобиль буксанул было, сдирая прошлогоднюю траву, но зацепился-таки за грунт и гордо въехал на очередную вершину. Захотелось ребячливо лазить по холмам еще и еще, осваивая все новые, казавшиеся неподвластными даже такому автомобилю, территории.

У современного «Джипа» немного иная философия, свои сильные и слабые стороны. В овраге мы быстренько оторвали задний номер, опрометчиво прикрепленный в самом низу излишне фигуристого бампера. Кстати, «клюв» тоже смотрится скорее пижонским, нежели функциональным. Дорожный просвет «американца» чуть поменьше, как и ходы подвесок, – даже с «распущенным» (нужно нажать кнопку на панели приборов) стабилизатором. Зато здесь есть принудительные блокировки межколесных дифференциалов, придающие автомобилю повышенную цепкость. Да и огромный запас мощности порой совсем не лишний. «Американец» играючи взбегает на самые крутые и при этом затяжные подъемы. Можно в ручном режиме выставить вторую скорость – вверх автомат переключаться не станет. Но большой необходимости в этом нет. Вполне достаточно обычного D, благо дозировать тягу очень несложно.

Теперь вернемся к «уазику». Не станем придираться к геометрии, тем более что с передним свесом у машины все неплохо – не хуже, нежели у «Рэнглера». «Патриот» тоже старательно и даже смело карабкается на травянистые холмы. Но 2,7-литровый заволжский мотор все-таки совсем не от этой машины. Без солидного разгона автомобилю для подъема частенько не хватает тяги. Там, где «Ленд-Роверу» для уверенного движения достаточно чуть не 1000 об/мин, «Патриот» ревет двигателем и уже попахивает подгоревшим сцеплением. Надо бы его пожалеть – мы ведь только начали.

Без изысков, конечно, но все вполне прилично. Хорошо бы еще детали изготовить поаккуратней и нормально подогнать их друг к другу.

ПОЛЕВАЯ ПОЧТА

Есть в России такая профессия – ездить вдоль полей. Слева канава, справа пропитанная водой пашня, на которой наши подопечные утонут метров через пять. Но между ними есть следы: значит, кто-то когда-то на чем-то куда-то проехал.

Вязкий чернозем быстро забивает далеко не самый злой протектор. Но машины вполне жизнеспособны и весело, по-мальчишески кидают друг в друга комьями грязи. Тактика простая: главное – не терять хода и быстро корректировать занос на мокром покрытии. Вот здесь-то длиннобазный УАЗ показывает себя с лучшей стороны: меньше крутит кормой даже в поворотах, на спусках и подъемах.

Меньше вертлявости – меньше потеря скорости – ниже вероятность остановиться. Что и случилось по разу с «Ленд-Ровером» и «Джипом». Оба, впрочем, выбрались самостоятельно.

Легкий, особенно по сравнению с УАЗом, «Дефендер», продемонстрировав истинно британское упорство, выбрался раскачкой. Удобно, кстати, что первая передача рядом с задней: переключения отнимают минимум времени. Несколько рывков – и «британец» вновь осваивает российский чернозем. Только успевай крутить огромным рулем, чтобы сохранять стабильное прямолинейное направление.

С «Джипом» чуть сложнее. Желательно сразу, еще на старте, отключить противобуксовочную систему и включить блокировки межколесных дифференциалов. Раскачать машину с автоматической коробкой, конечно, сложнее, но и «Рэнглер» благодаря блокировкам преодолел не крутой, но скользкий подъем самостоятельно и с честью. Правда, есть у него еще одна особенность: «американец» самый грязнуля – обильно забрызгивает не только собственные игриво выступающие крылья, но и ручки дверей, причем даже с внутренней части. Джиперы, конечно, грязи не боятся, но все равно как-то неинтеллигентно.

Залезать в «Джип» неудобно: подножки нет. Неминуемо испачкаешься о порог. Зато салон вполне легковой.

БЕЗ ДУРАКОВ НА БЕЗДОРОЖЬЕ

Полностью победить или хотя бы сгладить вторую российскую беду можно, вероятно, лишь справившись с первой. Для начала пригодятся такие вседорожники без дураков.

Мы не ставили баллы, в минимальной степени учитывали качества, не имеющие к проходимости прямого отношения. И бесспорного победителя не выявили: в условиях бездорожья каждый из троицы заслуживает уважения, каждому присущи достоинства и недостатки.

Все же по совокупности внедорожных талантов первого места заслуживает «Дефендер». Он самый гармоничный, самый честный, ладно скроенный именно для таких условий. Прекрасная геометрия, отменный мотор, грамотно состыкованный с коробкой передач. Ничего лишнего, всё на месте.

Американский стиляга «Джип-Рэнглер» выглядит легкомысленнее, нежели есть на самом деле. Это вполне серьезный, хотя и немного противоречивый вседорожник, не посрамивший прадедушку – армейский «Виллис». У автомобиля хороший (но с явным избытком мощности) мотор и правильная с точки зрения проходимости трансмиссия. А вот геометрия могла быть и потолковей. Ну зачем, к примеру, такие массивные бамперы? И все-таки у «Джипа» второе место.

Что касается УАЗа… Редкий случай, когда отечественный автомобиль хотя бы частью параметров реально конкурировал с именитыми «иностранцами». Причем в данном случае речь не только об очень неплохой проходимости, но и о комфорте на шоссе. Ему бы более подходящий двигатель!

Конечно, «Патриот» в три раза дешевле конкурентов. Но это не значит, что автомобиль с 2,7-литровым мотором должен поедать бензина больше, чем 3,6-литровый «Джип» (пусть наш вседорожник и тяжелее на 100 кг да потребляет 92-й вместо 95-го).

И еще. За четыре дня у нового УАЗа перестал убираться левый ремень безопасности, лопнула ось поводка левого стеклоочистителя, стала отваливаться внутренняя ручка передней двери. И наконец, запасное колесо под пузом пикапа – это для бездорожья абсолютно неприемлемо! В общем, есть над чем поработать.

Ну а насчет езды по грязи все автомобили – князи. Хотя и разных родов.

ОБУВЬ ПО СЕЗОНУ

Новые шины «Бриджстоун-Дьюэлер А/Т 697», в которые мы нарядили все автомобили, оставили хорошее впечатление. На шоссе нешумные, отменно цепляются за дорогу, даже за очень мокрую. Неплохо ведут себя и на бездорожье. Хотя, конечно, шины, ориентированные на вседорожники премиум-класса, не для экстремалов.

ПЕРЕДАЧИ НА ТРЕХ ЯЗЫКАХ

У «Ленд-Ровера Дефендер» постоянный полный привод. Трансмиссия – с понижающей передачей и блокировкой межосевого дифференциала, а функции межколесных блокировок выполняет противобуксовочная система. Понижающую передачу можно включить и на ходу, на скорости до 8 км/ч. Для блокировки дифференциала надо остановиться.

«Джип-Рэнглер» – с подключаемым передним приводом. Раздаточная коробка с понижающей передачей. При подключении передней оси между ней и задней образуется жесткая связь. Есть и электромагнитные муфты блокировки межколесных дифференциалов, которые можно задействовать как по отдельности, так и вместе. Кроме этого, есть возможность отключить передний стабилизатор поперечной устойчивости, но лишь на скорости до 29 км/ч.

Передний привод «УАЗа-Патриот» жестко подключаемый. Раздаточная коробка с понижающей передачей. Блокировок дифференциалов и их имитаций с помощью подтормаживания колес нет.

ТЕСТ ON-ROAD

Для нас в этот раз главным было бездорожье, но грех не сравнить автомобили и на шоссе.

На хорошей магистрали УАЗ – самый комфортный. За рулем достаточно удобно, эргономика логичная. Длинная база обеспечивает приемлемую плавность хода. Мотора хватает, но тормоза – архаика и по эффективности, и по свободному ходу педали: гигантский!

На волнистых и ухабистых местных дорогах поведение УАЗа становится просто безобразным. Кузов и мосты живут отдельной жизнью. Автомобиль кренится, сильно запаздывает в реакциях на руление, постоянно норовит самостоятельно изменить траекторию движения. Чтобы ехать достаточно быстро, нужны навыки и даже смелость.

У «Джипа» подвеска довольно комфортная. Посадка вполне легковая, органы управления логичные. Рулевое управление с заметными запаздываниями, но для такого автомобиля это ожидаемо. Куда неприятнее поведение на неровностях, особенно в колеях. Здесь «Рэнглер» неприятно плавает как передком, так и задком. Уж очень явная дисгармония с мощным двигателем.

Эргономика «Ленд-Ровера» – отдельная, уже неоднократно пропетая песня. Те, кто уже постиг английскую логику, любят потешаться над неопытными, допытываясь, где здесь, скажем, переключатель наружного света или включатель омывателя заднего стекла.

Длинноходная подвеска «британца» жестка. Машина подпрыгивает на кочках, в борьбе с канавами провинциальных дорог порой норовит сместиться влево или вправо.

Поначалу необходимость проехать 400 км в автомобиле с тяжелыми педалями, огромным рулем (сломается усилитель – не страшно) и тесной посадкой повергает в уныние. Но довольно скоро принимаешь этот мир. Удается пристроить «лишние» ноги: левую, сняв с педали, сгибать, правую организовать так, чтобы она не терлась о ручник. Устроились? Тогда оцените тяговитый двигатель, позволяющий перепрыгивать через передачи и спокойно ехать по шоссе на шестой. А вот по телефону в «Дефендере» на скорости под сотню поболтать не получится. Ветер свирепо и очень громко борется с высоким, угловатым сооружением из стали и алюминия, скрепленных британской инженерной мыслью.

Партнер теста – компания «Бриджстоун СНГ».

Подпишитесь на «За рулем» в