Сравниваем полицию
Примерно такой диалог случился у Игоря Моржаретто и Антона Чуйкина около года назад, а дальше выяснилось, что ехать долго, дорого, сложно… В МВД тем временем прошла реформа: наша милиция стала полицией, отчего желание устроить полицейский тест только усилилось. И тут компания «Рено» приглашает на тест-драйв в Азербайджане! В общем, мы вылетели в Баку, чтобы вернуться в Москву на дизельном «Дастере». И посмотреть не только на машину, но и на жизнь, а главное – на дорожную полицию трех стран. И, например, посчитать, сколько раз перед новой машиной с московскими номерами махнет полосатый жезл.
– Фотоаппарат, диктофон, блокнот?
– Всего по два. А свежих журналов – восемь.
Полетели!
…Первая фраза, которой встречала нас каждая республика или регион, вынесена в заголовок.
СТРАНА БЕЛЫХ «ЖИГУЛЕЙ»
Мы проехали по дорогам Азербайджана около 400 км, но автомобиль с российскими номерами не остановили ни разу! Хотя на улицах столицы немало экипажей ДПС (YPX по-азербайджански), а по дороге в Грузию мы насчитали 12 пикетов. Деньги, отложенные для взяток, остались нетронутыми (пришлось на границе снова менять манаты на рубли). Наверное, когда ездишь на новеньком БМВ (штатный автомобиль дорожной полиции) и зарабатываешь больше многих сограждан, чувство собственного достоинства не позволяет опускаться до поборов. Тем более что четверть официальных штрафов возвращается в ДПС в виде дополнительной прибыли. В общем, азербайджанский полисмен куда дальше ушел от бакинского милиционера, чем мы ожидали. Хотя, говорят, взятки все-таки берут. Может, нам «не повезло»?
Баку – самый большой и, видимо, самый богатый город на Кавказе. А что вы хотите – он стоит на нефти, купается в нефти! Старый город Ичери-шехер, знакомый каждому по фильмам «Человек-амфибия» и «Бриллиантовая рука», со всех сторон обступают небоскребы. Мы были в канун Евровидения («Олимпиаду можно купить, но право на Евровидение – только честно выиграть», – гордятся бакинцы), когда завершалось сооружение самой длинной в мире набережной. А над городом полыхал «костер» из трех башен бизнес-центра…
Начальник Государственной дорожной полиции Азербайджанской Республики генерал-майор Рамиз Зейналов:
– Удалось ли нам из ГАИ сделать современную дорожную полицию? Однозначно ответить очень сложно. Стараемся соответствовать всем требованиям, предъявляемым к дорожной полиции. Не просто смена вывески: одна из главных задач – прививать гражданам культуру соблюдения ПДД, сделать это привычкой. Пока культура вождения в стране хромает, до европейской еще далеко. Только за прошлый год наши сотрудники выявили 892 тыс. нарушений правил дорожного движения, 18 тыс. случаев управления в нетрезвом состоянии. Более 100 тыс. водителей наказали за превышение скорости, за неправильный обгон – 13 тысяч.
– По дороге до границы с Грузией мы проехали 12 постов и пикетов дорожной полиции. Нас не остановили ни разу! Это такая установка – не трогать иностранцев? Или они ловят только нарушителей?
– Очень приятно такой вопрос услышать, ведь несколько лет назад о нас говорили совсем другие вещи. Вы знаете, сейчас не те времена, чтобы наказывать людей просто так, без нарушения. Во-первых, везде установлены камеры видеонаблюдения. Во-вторых, граждане, особенно молодые, стали намного образованнее и прекрасно знают свои права (хотя зачастую это не мешает им нарушать правила). И без причины полиция давно уже никого не останавливает, причем для нее нет разницы – едут соотечественники или иностранцы. Кстати, гражданам других стран не делаем никаких поблажек. А гостям мы всегда рады!
Власти Баку закупили несколько тысяч новеньких лондонских кэбов (правда, собранных в Китае), чтобы окончательно вытеснить с улиц «бомбил», которых до этого там было немало.
В автопарке страны около 1,1 млн. легковых автомобилей. Если не брать в расчет столицу, заполоненную «мерседесами», то самый распространенный автомобиль – белые «Жигули», причем тюнингованные: все стекла наглухо затонированы. А задние пружины обрезаны на пару витков, отчего даже пустые «пятерки»-«шестерки»-«семерки» глиссируют, словно вспоминая нелегкий груз (как на этом фото).
В какую же лужу сел один из авторов, когда, не заглянув в пресс-релиз, вещал на АЗС про 2-литровый дизель! Ну, едет он прекрасно, а заправка эта была первой, что не позволило еще оценить экономичность. На самом деле рабочий объем – полтора литра. Восемь клапанов, турбонаддув, 90 л.с. и 200 Н·м выступают против 1375 кг снаряженной массы и еще двух человек с вещами – получается интересная и быстрая борьба без всяких нечестных приемчиков вроде турбоямы. Разве что в шести передачах сначала путаешься.
Не полицейские БМВ и не дешевое топливо пробудили в нас зависть, а интеллектуальная транспортная система, которую Баку создал с помощью корейских специалистов. Она управляет светофорами, автобусами, ведет видеонаблюдение и т. д., – в результате за первые полгода средняя скорость выросла с 30 до 45 км/ч, а машин по некоторым улицам стало проходить вчетверо больше. Специалисты центра управления – сплошь молодые ребята с высшим образованием – то и дело сбиваются на английский. Их бы манеры да бакинским водителям, которые паркуются намного хуже, чем ездят…
Азербайджанский манат примерно равен евро, а бакинские цены близки к московским. Зато топливо дешевле, чем в России: дизельное стоит примерно 20 рублей за литр, А95 – 24 целковых. Зарплата простого дорожного полицейского, кстати, от 400 до 1 тыс. манатов (в рублях – считайте сами). Плюс премия.
ВОЕННО-ГРУЗИНСКИЕ СКАЗКИ
«Боржоми», «Киндзмараули», хачапури, для бывалых автомобилистов – «Колхида»… Сегодня у Грузии есть еще один бренд, широко известный за ее пределами. Это реформа МВД и, в частности, ГАИ. Мы, наслушавшись рассказов коллег, стремились в Тбилиси, как в сказку, чтобы проверить ее личным опытом. И вот – Тифлис подо мною…
Полицейские в Грузии не берут на лапу. Вообще. Не прячутся, а патрулируют дороги и улицы (ночью специально обозначают себя включенной «люстрой»). Их не боятся. Не знаем, как сильно их любят, но уж точно уважают. И, главное, доверяют. Посты похожи на аквариумы, как и само здание МВД, – так зримо реализуют концепцию прозрачности. ГАИ действительно разогнали в 2004-м, а численность всей полиции сократили втрое. Аварийность, вы не поверите, сокращается. И еще: теперь машины в Грузии не угоняют. На права можно сдать за полчаса, зарегистрировать машину – за 20 минут. Сказка стала былью.
Мы колесили по Тбилиси, проехали от одной границы до другой, накрутив 500 км, и миновали шесть постов полиции. Видели с десяток патрульных «шкод» и один «Приус». На нас не обратили ни малейшего внимания. Надо крепко нарушить правила, чтобы тебя остановили. Общаются с водителем в этом случае только под видеокамерой. Как в Австрии. Впрочем, реформа полиции дошла еще не до всех рядовых водителей, поэтому водят они «по-грузински», не слишком считаясь друг с другом. А пешеходы в Тбилиси просто рискуют жизнью: шагнув по московской привычке на зебру, скорее услышите визг тормозов непонятно откуда взявшегося «Опеля», чем гостеприимное «Молодцы, что приехали!».
Нам повезло: проехали по знаменитой Военно-Грузинской дороге. Это 208 км какой-то сказки! Она начинается у Тбилиси, вдоль берега Куры проходит до места слияния с Арагви (ах, какие слова!), затем по ущелью реки Байдарка поднимается к Крестовому перевалу (2400 м). Пересекает Скалистый хребет – и впереди уже наш Терек и Владикавказ. Дорога открыта недавно после долгого перерыва и местами, честно говоря, пребывает в таком состоянии, что впору встретить грустную процессию с телом убиенного Грибоедова. Зато позволяет испытать машину («Дастер» – молодец!), себя (тоже ничего), грузинскую пограничную службу (пять минут на все формальности) и российскую (заслуживает отдельного рассказа).
Грузины просто ликвидировали те структуры, где не смогли победить коррупцию: пожарный надзор, санэпидстанцию, техосмотр… А процедуры, которые были связаны с обслуживанием граждан, перевели на коммерческие рельсы. Выдачей прав, регистрационных документов на машины занимается Сервисное агентство МВД; на все действия установлены жесткие регламенты (в том числе по времени). Номера выдает компьютер. Экзамены на получение прав длятся около 30 минут. Мы это проверили лично – каждый получил по водительскому удостоверению. Да, экзамен нетрудный и, возможно, потом новичку придется непросто на дороге. А что, нашим выпускникам автошкол легко?
Несмотря на то что Военно-Грузинская дорога была закрыта для проезда около четырех лет, обе стороны построили современные переходы.
Интеллектуальная транспортная система работает и в Тбилиси. Проверяли – автобусы ходят точно по графику!
Руководитель Сервисного центра МВД Грузии полковник Леван Сонадзе:
– У нас уже давно нет ГАИ, всеми проблемами на дорогах занимается патрульная служба. Причем вопросы, связанные с дорожным движением, отнимают только 40–45% времени, – патрульные следят за порядком, решают бытовые конфликты и т. д. А Сервисный центр занимается регистрацией автомобилей, выдачей водительских удостоверений и других разрешений. У нас 11 агентств по всей Грузии; один только центральный офис в Рустави (практически на окраине Тбилиси) пропускает в день около 3,5 тыс. человек. Например, весь процесс регистрации авто занимает 15–20 минут. Не верите? Пойдемте, я вам все покажу!
Вот инспектор осматривает автомобиль, проверяет соответствие номеров и документов; данные поступают в компьютерную сеть. Другой инспектор, регистратор, имеет доступ к базе налоговой и таможенной служб, он проводит проверку за несколько секунд. Уплатить таможенные сборы или погасить какую-то задолженность можете тут же, в отделении банка. У инспектора есть права нотариуса, поэтому сделка купли-продажи заверяется на месте, выдается документ. И заверенная копия на любом языке!
Хотите получить обычный номерной знак? Он стоит 70 лари. Можете выбрать комбинацию сами, но это будет дороже. Самый дорогой вариант – семь «семерок», он стоит 10 тыс. лари. Почему-то никто пока не заказывал.
Как вы говорите, называется у вас такая система – принцип одного окна? Не знаю… Скорее, это конвейер, придуманный, чтобы людям было удобно. Причем сначала мы сделали работающую схему, а потом описали ее в законе. То есть вывод один: надо законы приспосабливать к удобному сервису, а не наоборот.
Официальных отношений у нас с Грузией нет, поэтому обменный курс нигде не указывается. Но на границе меняют 1 лари на 17 рублей. Бензин и дизтопливо весьма дороги: около 40 рублей за литр, зато поесть, попить и пожить в Тбилиси можно куда дешевле, чем в Москве.
Полицейский, который несет службу на дороге, в городе, в селе, получает от 800 до 2 тыс. лари (13,6–34 тыс. рублей), что по грузинским меркам очень и очень хорошо. Прибавьте полную медицинскую страховку для всей семьи и перспективу отличной пенсии – и поймете, почему они не берут взяток. Хотя, конечно, играет свою роль и опасение быть пойманным особой инспекцией и отданным под суд.
БРОШУ ВСЁ, УЕДУ НА РОДИНУ!
Итак, дюжина пикетов в Азербайджане, шесть постов в Грузии и с десяток патрулей – но ни одного повода пообщаться с москвичами полицейские не нашли! Ну уж дома-то, думали мы, нас радостно «примут». И не ошиблись. На первом российском участке пути, на трассе Ростов – Баку и далее до Калмыкии, насчитали 37 постов и пикетов. В районе Кавминвод их плотность достигает, кажется, 1 копа на километр, что вовсе не избавляет от гигантской пробки. Дальше – меньше, и в Волгоградской области, где сделано фото, ДПС встречается так же редко, как приличные участки дороги. Красота!
Нам много рассказывали про реформу полиции, – мы можем сказать лишь о том, что сами видели. Пикетов ГАИ по мере удаления от Кавказа становится все меньше, и они, похоже, реально ловят нарушителей, а не путешественников с неместными номерами. Оно и понятно: численность ДПС сократилась достаточно сильно. В Урюпинском райотделе ГИБДД, который ныне обслуживает два района – свой и соседний, осталось 14 инспекторов ДПС; одновременно дороги патрулируют всего два экипажа. МРЭО работает так: четыре дня в Урюпинске, еще два дня – в поселке Новониколаевском, соседнем райцентре. И ведь справляются! Урюпинский райотдел даже несколько лет назад наградили новым автомобилем «Хёндай» за снижение аварийности. А может, всё к лучшему? По крайней мере проезжих зря не трогают.
Калмыкия оказалась совсем не «лютой», а доброй республикой, с бесконечными степями и гостеприимными служивыми на редких постах ДПС. По нашей просьбе они продемонстрировали «вооружение» – в багажнике патрульной «Приоры» нашлись все необходимые приборы (включая наладонник), чтобы выявить и наказать нарушителя. Впрочем, здесь самая большая опасность – сон, который одолевает на монотонной дороге, а прибор, способный засечь зевающего водителя за несколько верст, пока еще не придумали.
Начальник УГИБДД по Республике Калмыкия полковник Владимир Раев:
– Сейчас на всю Калмыкию 172 инспектора ДПС (территория республики – 500 на 600 км). А было вдвое больше! Конечно, уследить за всеми дорогами сложно, тем более что через республику проходит дагестанский транзит – поток грузовых автомобилей из Махачкалы на Волгоград и дальше на Москву. Их водители и машины работают на износ: летом шоферы от переутомления часто засыпают, а зимой наши инспекторы обязательно возят с собой большие термосы с чаем – отпаивать замерзающих в степи (если старенький КамАЗ, не дай бог, сломается). Кстати, транзитники обеспечивают нам большую часть ДТП (всего за прошлый год в республике их случилось 477). Между прочим, недавно нашли два угнанных в Москве «аккорда», – их спрятали в фуре среди ящиков с электрическими лампочками.
Чтобы следить хотя бы за основными трассами, устанавливаем видеокамеры. По-хорошему, нужен вертолет, но это несбыточная мечта. Более реальным кажется другое наше предложение: приклеить на рога всему скоту кусочки светоотражающей пленки. Республика у нас сельскохозяйственная, животные часто выходят на дорогу и становятся причиной аварий. Так что это не только шутка.
ИТОГИ
Оба автора любят путешествовать и слегка досадуют, когда дорога подходит к концу. Особенно в этот раз: машина понравилась чуть не до ссоры – кто кого везет к дому и, следовательно, кто забирает на выходные «Дастер»? Два самых ярких момента: обгон в Калмыкии, когда потребовалось поднажать и автомобиль легко набрал 140 км/ч, а под педалью еще был запас, и финальное перелистывание меню борткомпьютера: средний расход – 6,5 л/100 км. Подсчет на бумаге прибавил 10%, но и это прекрасный результат. Кстати, в Закавказье, пока ехали чуть медленнее, расход не превышал 6 литров. В общем, нам было что рассказать ламе в главном буддистском храме в Элисте, когда выяснилось, что он большой поклонник «За рулем» и мечтает именно о «Дастере». Жаль только, ждать своей машины ему придется долго, причем отнюдь не по соображениям веры и не из-за финансов (кстати, автомобиль с дизелем стоит от 607 тыс. рублей, с опциями набежит до 700 тысяч). Очередь на «Дастер» все еще очень длинная и едва ли укоротится по выходе этого материала… Проверено ЗР.
Позади 2960 км, 60 российских пикетов и постов ДПС, дюжина азербайджанских, шесть грузинских. Нас остановили дважды, оба раза в России: в Северной Осетии и на Ставрополье. Первый раз клюнули на номера, проверили документы и отпустили. Второй раз попытались развести по классической схеме. В районе аэропорта Минеральные Воды машину остановил пикет ДПС. Двух бравых капитанов, видимо, заинтересовали московские номера «Дастера» – иных причин не было. После внимательной проверки всех документов (вдруг что-то не так?) водителя пригласили в машину ДПС, где один из капитанов несколько раз по-доброму поинтересовался: «А не выпивали ли вы вчера вечером? Я ведь понимаю, командировка…». Такие заходы он делал как минимум трижды, но трижды водитель говорил твердое «нет» и предлагал служивому, если тот не верит, отправиться на освидетельствование. Тот, впрочем, всё обещал «что-нибудь найти, если ты сам не признаешься». Мораль: будьте тверды! В конце концов капитаны пожелали нам счастливого пути и тут же быстро уехали в противоположном направлении. Видимо, ловить в другом месте менее уверенных водителей… А теперь вопрос: сколько раз, по-вашему, тормознули бы в России машину с азербайджанскими или грузинскими номерами? Поскольку мы затевали путешествие как некий полицейский тест, давайте, как всегда делает ЗР, распределим места.
1 место
Патруль грузинской полиции. Реформа вывела службу на европейский уровень, причем и по функционалу, и по честности, и по тому, как относятся к служивым граждане.
2 место
Дорожная служба азербайджанской полиции. Милиция далеко позади, но пройдено примерно полпути до настоящих, как из книжек и кино, защитников порядка.
3 место
Российская ДПС. Попались же нам эти два капитана-мента (по-другому не скажешь)! Мы пообщались и с совершенно другими людьми, настоящими полицейскими (полковник Раев, капитан Карпов, мы о вас говорим – и не только о вас). Честно, боялись, что тормозить нас будут чаще, а вымогать взятки грубее. Всего две остановки, один неприятный торг – уже хорошо. Но мало. Реформа буксует, скорее напоминая именно смену вывески и сокращение численности, а не принципиальные изменения. Поэтому, как ни грустно фиксировать проигрыш «своей команды», приходится это делать.
Интересно, когда возьмем реванш?
А вообще – разве мы не молодцы, что поехали?!
ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЛИ
Наш маршрут на российской территории прошел по нескольким крупным (и не очень) трассам. Сначала мы ехали по автомагистрали М29 «Кавказ» (Ростов-на-Дону – граница с Азербайджаном), затем по региональным дорогам (Р264, Р263) – от Минеральных Вод до Элисты. Дальше путь лежал по федеральной трассе М6 «Каспий» – до пересечения с трассой М4 «Дон» уже в Московской области.
Самые грустные воспоминания остались от магистрали «Каспий»; наиболее тяжелые участки – от Волгограда до границы Московской области. Дорога эта построена в хрущевское время ударными темпами (сдали досрочно) с жуткими нарушениями технологии; ее основание не соответствует требованиям даже той поры, про современные нагрузки нечего и говорить. Многочисленные ежегодные ремонты сводились к латанию дорожного полотна, и неудивительно, что трасса М6 – одна из самых аварийных в стране. Минувшую зиму шоссе пережило с большим трудом. Теперь дорожники основательно взялись за ремонт: работы идут сразу в нескольких местах. Поэтому довольно часто дорога, и без того не слишком широкая, сужается. Более того, приводят в порядок сразу четыре моста, которые сужены до одной (!) полосы; на них организовано реверсивное движение. Понятно, что старые мосты надо чинить, но, боюсь, летом здесь возникнут грандиозные пробки. Так что рекомендуем перед выездом внимательно прочитать график проведения ремонтных работ (см. ниже) и по возможности выбрать объездной путь. Опытные водители советуют двигаться по трассе М4 «Дон», хотя это и удлинит путь.
Таблица открывается в полный размер по клику мышки.
Отдельное наше «фи» – властям города-героя Волгограда. Честно говоря, в конце апреля, когда мы ехали через него (увы, объехать город нельзя), решили, что после немецких бомбежек дороги тут не ремонтировали: ямы в полметра глубиной, канавы, выбоины… (Великая благодарность нашему «Дастеру» и создателям его неубиваемой подвески!) А еще в городе, через который проходит важнейшая федеральная трасса, или вовсе отсутствуют указатели, или они заводят совсем не туда. Например, на въезде в город со стороны Элисты несколько указателей «на Москву» на самом деле выводят на второстепенную дорогу, которая, сделав петлю в 30 км… возвращается практически в ту же точку. В общем, поработали дорожники города-героя!
Как нам обещают, к 2018 году (когда в России пройдет чемпионат мира по футболу) дорогу полностью приведут в порядок.