Очевидное - невероятное

ОЧЕВИДНОЕ - НЕВЕРОЯТНОЕ

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/"КУЛЬТУРНЫЙ" РЕЙД

ОЧЕВИДНОЕ - НЕВЕРОЯТНОЕ

В ПОЛЬЗУ... ПЕШЕХОДА

ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЛЕОНТЬЕВ

ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ, АЛЕКСАНДР ЖИХАРЕВ

Эти беззащитные горожане вынуждены влачить свою жизнь... вне автомобиля. Шарахаясь от пролетающих мимо лихачей, брызгающих грязью, оглушающих и ослепляющих, они вроде дорожной помехи, от которой хочется избавиться.

Пешеходы. Давно ли мы вспоминали о них, сочувствовали им? Впрочем, говорят, есть в России место, где человек, передвигающийся на своих двоих, встречает предельное к себе уважение. Вы, конечно, догадались: это наша северная столица - Санкт-Петербург.

Никто не спасет здешних жителей от дождя, снега и слякоти. Но местные автомобилисты уберегают их от страха за свою жизнь, от травм, просто от дорожного хамства. Проверим?

Начнем путешествие с площади Восстания, что у Московского вокзала. Пройдем по Невскому проспекту до набережной Невы.

Город встретил потухшими светофорами, но особой суеты на проезжей части что-то не наблюдалось. Автомобили двигались неспешно, а одна красная "пятерка" и вовсе уступила автору дорогу.

Чтобы такое случилось дома, в Москве, при выключенных светофорах? Да в лучшем случае я бы перебежал улицу. В худшем? Однажды на столичном Бульварном кольце человек пытался перейти дорогу. Он не успел преодолеть последние два метра до противоположного тротуара и с ужасом рванул прямо по полосе от стремительно догонявшей его иномарки. Эту картину я, пуганый московский пешеход, запомнил в деталях, хотя был еще юн.

Перекресток с улицей Рубинштейна. "Где-то здесь был знаменитый в эпоху перестройки рок-клуб", - вспоминаю я. Неожиданно цепочка машин степенно притормаживает перед моим носом, не завершив свой левый поворот. Что бы это значило? Оказывается, ждут, пока я закончу переход... Легкий выброс адреналина. Нет, нельзя доверять происходящему.

Ступаю на Аничков мост. Краем глаза ловлю мигающий сигнал поворота белой "Оки". Оказалось, "альбинос" вовсе не собирается торопить меня и терпеливо следит за моим передвижением.

С каждым следующим перекрестком открывались новые, неизведанные доселе для жителя столицы грани дорожного движения. На светофоре включается "желтый", и, не дожидаясь, пока загорится "зеленый", пешеходы стройными рядами ступают на мостовую - все машины уже стоят. Как же они могут? Вдруг сейчас по левому свободному ряду метнется какой-нибудь "крутой" джип (ведь еще горит "желтый"!). Мы, москвичи, не доверяем даже "зеленому" - переходим улицу, опасливо посматривая по сторонам. Как по минному полю. Ужас перед этой рычащей, готовой в любую минуту надвинуться на тебя стеной автомобилей засел в подкорке.

Питерцам подобная затравленность незнакома. Здесь чувствуется даже взаимное уважение водителей и пешеходов. Местные автомобилисты не опускаются до того, чтобы "прорубать" себе дорогу в толпе. Если другого не остается, они протискиваются "бочком", осторожно, как бы извиняясь, раздвигая неспешных пешеходов. Так на моих глазах поступила белая "десятка".

Быть питерским пешеходом мне понравилось. Закоренелый, постоянно преследующий страх дороги стал таять. В теле проснулась легкость. И я ступил на перекресток Невского с улицей Островского, приветливо мигнув водителю подкатившей слева "Волги"...

...Гудок сигнала резанул по барабанным перепонкам. Только наработанный годами инстинкт жителя столицы спас меня от неприятности. "Волга", не притормозив, вылетела на Невский.

Вот негодяй! Коварные петербуржцы! Но тут я узрел номера "Волги"-убийцы с кодом "83". Ошибочка. У питерцев - "78". Хам оказался не местный, а из Ненецкого автономного округа.

Выхожу на площадь к Казанскому собору. "Семерка" БМВ пропускает людей, неспешно следующих к нему. Вдруг на всю площадь: "Молодой человек! Вернитесь! Переход рядом!". Это из красной "пятерки" инспектор ДПС призвал к порядку какого-то шустрого паренька. Ага, здесь не только уважают пешеходов, но и воспитывают, когда надо...

Добираюсь до перекрестка с Большой Конюшенной. Бортовая "Газель" стыдливо пропускает людей, идущих... на "красный". На набережной Мойки стильный "Паджеро" замер перед дамой в бежевом плаще (москвичи, вы когда-нибудь видели, чтобы "Паджеро" кого-либо пропускал?!!).

И, наконец, Дворцовая площадь. Большая часть - пешеходная зона. Погуляем? Сзади, зловеще нарастая, наплывает плотный гул мощного двигателя. Резко оборачиваюсь - автобус с туристами вежливо проплывает мимо.

Набережная Невы встречает туманом. Наша прогулка закончиась. Ба-бах! Неожиданно ударило в правое ухо! Что это? Полдень. В Петропавловской крепости выстрелила пушка.

"Кто приучил вас любить пешеходов?" - спрашиваю таксиста, что курит в ожидании клиента. "Ты в Прибалтике был? - вопросом на вопрос отвечает он. - Там действительно... А у нас ничего особенного". Скромняга. Он давно не бывал в Москве.

И все же... Кто приучил? Задаю вопрос майору УГИБДД Санкт-Петербурга Анатолию Штомпелю: "Может, рейды помогают?" - "Культуру рейдами не воспитаешь. У нашего города особая аура. Она создавалась веками, ее частичку несут в себе и водители".

А что же Москва (Иркутск, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород...)? Неужто мы - варвары? Кочевники... Дикари...

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

МОСКВА

Подпишитесь на «За рулем» в