Volkswagen PQ35 Platform: гольфы на разные ноги
Солнце перевалило зенит, а мы, несмотря на ранний старт, не осилили и половины машин – уж больно внушительный получился список. Загибайте пальцы: родоначальник жанра «Фольксваген-Гольф GTI» мощностью 211 л.с. и его 235-сильная юбилейная версия, приуроченная к 35-летию первого немецкого хот-хэтча. Близкий родственник «Сирокко» тоже выдает 211 «лошадок». У «Шкоды-Октавия RS» чуть меньше, «всего» 200 л.с.,– это самый слабый автомобиль в октете. Мощнее и «СЕАТ-Леон FR» – опять 211 л.с., и 240-сильная «Купра», а у полноприводного «Фольксвагена-Гольф R» с того же объема сняли 256 л.с.! И быть бы ему заводилой, но мы нашли другой хедлайнер – «Ауди-RS3». Разумеется, «кваттро». Восемь машин, вдвое больше замеров – успеть бы до темноты…
Стоп. А почему тестовых сессий так много? Все просто: прежде всего мы решили оценить хэтчи на штатной резине, предусмотренной заводом-изготовителем. Ведь каждый «стоковый» автомобиль – сбалансированный результат труда многих и многих специалистов, которые при доводке рекомендуют определенный вид шин. А потом установили единый мерный комплект. Покрышки «Федерал» модели 595R-SR (размерность 225 / 45R17) относятся к серии «Экстрим Перфоманс»: они более цепкие, чем обычные дорожные шины, и лишь немного недотягивают до псевдосликов. Но всего замеров мы сделали не шестнадцать, а пятнадцать: на «Ауди» с его гигантскими тормозами 17-дюймовые колеса не налезли.
«Эталонную» резину смонтировали на оригинальные кованые диски GTI W12 650, изготовленные по спецзаказу GTI-клуба,– эти колеса массой менее 8 кг в классическом стиле «джи-ти-ай» прекрасно подошли для наших целей. И пока очередной хот-хэтч наматывал зачетные круги, ребята из любительской гоночной серии RHHCC (Russian Hot Hatch Club Championship) отрабатывали тактику пит-стопов, меняя на следующей машине колеса. Без их помощи наш тест вообще не состоялся бы: пять машин из восьми – частные. В России, похоже, прижилась философия горячих хэтчбеков: люди ездят на этих машинах каждый день и десять раз в сезон встречаются на профессиональных трассах. Вот уже три года серия собирает сотни любителей быстрой езды,– неудивительно, что найти подходящие машины мы смогли именно у завсегдатаев трек-дней.
ПОЛЕ ДЛЯ ГОЛЬФА
Индекс платформы PQ35 расшифровывается так: «пассажирская, с поперечным мотором, 3-го класса, 5-го поколения». Концерн использует ее и в кроссоверах, и в вэнах, и в спорткупе,– но нас интересовали горячие хэтчбеки. Даже этот сегмент предлагает широкое поле для технического творчества.
На «Октавии RS», «Гольфе GTI», «Сирокко» и «Леоне FR» установлен один и тот же мотор EA888. Этот рядный 4-цилиндровый двигатель объемом 1984 см³ с четырьмя клапанами на цилиндр оснащается турбокомпрессором «Борг-Уорнер К03». В зависимости от программы управления мощность изменяется в диапазоне 180–211 л.с.
Его предшественник EA113 при том же рабочем объеме, но большей степени сжатия может комплектоваться таким же нагнетателем или, как на тестовых машинах, следующей его моделью – К04. Вариантов форсировки больше: от 170 до 271 л.с. В тесте этим мотором оснащены «Леон Купра», «Гольф Эдишн 35» и «Гольф R». Причем последний еще и полноприводный – подключением задней оси заведует муфта «Халдекс».
Она же трудится в «Ауди-RS3», но мотор в ингольштадтской машине совсем другой – рядная «пятерка» объемом 2480 см³ благодаря турбонаддуву с давлением 1,2 бар развивает 340 л.с.
РЕЗИНОВОЕ ВРЕМЯ
Сначала удивился, увидев на «гольфах GTI» и «Октавии RS» прогулочные шины «Бриджстоун-Туранца ER300» размерностью 225 / 45R17. Но оказалось, что они неплохи на гоночном асфальте: реакции правильные, уводы небольшие. Десяток кругов на жаре они продержались без заметной потери сцепления. Однако, сменив их на резину «Федерал 595R-SR», предоставленную компанией «Строганов и Ко.», сразу сбросил с круга 2,6 с!
Штатная резина «Пирелли» (модель P-Zero Rosso) той же размерности на «Леоне FR» разочаровала: скольжения начинаются рано, машина «вываливается» передней осью. Установка «эталонного» комплекта шин позволила отыграть почти 3 с.
Что любопытно, та же «Пирелли», но размерностью 225 / 40R18, которой комплектуется «Леон Купра», этого недостатка лишена: критичных сносов не отмечено. И, как под копирку, 2,6-секундное преимущество на покрышках «Федерал».
«Сирокко» тоже был обут в «Бриджстоун» – модель «Адреналин Потенца RE001». Теоретически шины должны быть лучше «Туранцы», но плохо отбалансированные колеса тестового автомобиля не позволили в полной мере насладиться их сцепными свойствами. Хотя в этом случае «Федерал» обеспечил меньший выигрыш – с круга 1,7 с.
Шины «Данлоп» (модель SP Sport Maxx GT) размерностью 225 / 40R18, в которые был обут «Гольф R», потерялись на фоне особенностей самого автомобиля. Но это не значит, что они плохи,– наоборот, выступили ровно, нареканий не было. А на своеобразный характер «эрки» не повлиять даже цепким «федералам» – с ними удалось отыграть лишь 1,3 с.
1 «Фольксваген-Гольф GTI Эдишн 35»
Примечательно, что в юбилейной версии «Фольксваген» отдал предпочтение старому мотору ЕА113: его характер чуть живее, но главное – возможностей программной форсировки гораздо больше. Выбрав эту машину, покупатель сможет легко повысить отдачу сил на пятьдесят! Звук мотора громче, но навязчивее: на высоких оборотах он скорее надоедает, чем будоражит.
Но и со своими 235 л.с. «исполнение 35» отыгрывает у простого GTI больше секунды, отчасти благодаря перенастроенной подвеске. Шестиступенчатый робот с двумя сцеплениями тут такой же, а вот электронику можно отключить полностью – редкость для современных горячих хэтчбеков концерна.
На обоих «гольфах» озадачил тормозной привод: выбрав свободный ход, педаль словно упирается, а затем проваливается в пол, пробуждая антиблокировочную систему.
2 «Фольксваген-Сирокко»
Кованые, а не штампованные рычаги передней подвески, алюминиевые опоры подшипников вместо стальных… «Сирокко» отличается от «Гольфа» лишь деталями. Но поведение менее спортивное: в салоне тише, реакции мягче. Поворачиваемость более нейтральная, чем у GTI,– а вот привод тормозов такой же странный. Однако, несмотря на вышесказанное, «Сирокко» воспринимается как боец – за это спасибо более низкой посадке, иным креслам и спартанскому интерьеру. Парадокс: для дорог общего пользования он подходит в большей степени, чем «Гольф GTI»,– но если не смотреть на секундомер, то и по ощущениям на автодроме купе не хуже.
3 «Шкода-Октавия RS»
Самая медленная, но и наиболее покладистая машина. Баланс между динамикой, настройкой шасси и тормозов практически идеальный. Очень правильное поведение на кольце, нейтральная поворачиваемость, ожидаемые реакции… А если в зачет принять практичный кузов и огромный багажник, то «эрэска» становится безоговорочным лидером. Но с позиции драйва она далеко не первая: те же претензии к коробке с двумя сцеплениями DSG, бдительная электроника, которую невозможно усыпить, ровная характеристика мотора и гражданский звук выхлопа. И какие ни устанавливали шины, характер почти не менялся.
4 «СЕАТ-Леон Купра»
«Купра» подкупает присутствием честной механической трансмиссии – единственная в октете машина с «ручкой»! И пусть время не рекордное, но кайфа на этом «Леоне» получаешь сполна. Тут и разгон воспринимается ярче, и торможение двигателем эффективнее. Замедляться на этой «Купре» проще: «плавание» педали почти незаметно, а торможение интенсивнее благодаря большим, как у «Гольфа R», механизмам и колодкам «Феродо». Однако «испанцу», как и большинству других мощных машин с передним приводом, на выходе из поворота явно не хватает честного «самоблока». Его электронная имитация XDS почти не влияет на поведение автомобиля.
5 «Фольксваген-Гольф R»
Самый комфортный и, пожалуй, наименее азартный автомобиль – почти точная копия «Ауди-S3» (ЗР, 2009, № 12). Мощное и ровное ускорение, хорошая шумоизоляция, комфортные подвески – на нем приятнее всего атаковать поребрики. Выхлоп радует слух насыщенным и нераздражающим звуком.
Недостаток тот же, что у старого S3: полноприводная трансмиссия заточена под безопасную, а не активную езду. В каждом повороте молят о пощаде передние шины, которые пытается протолкнуть мимо виража подключенный «Халдексом» задок – что с системой стабилизации, что без нее. Удовольствия по сравнению с GTI на автодроме меньше ровно настолько, насколько выше универсальность «эрки» при круглогодичной эксплуатации. Тормоза на кольце такие же своеобразные, с внезапным падением усилия на педали. Возможно, не лучшего качества топливо стало причиной заминок турбомотора при переходе на высшие передачи. Кстати, легко меняемая программа управления (заявленная прибавка – до 308 л.с.) оживила машину и позволила проходить круг на 0,7 с быстрее.
6 «Фольксваген-Гольф GTI»
Родоначальник жанра запомнился образцовыми переднеприводными реакциями. Едва заметный снос на входе в поворот, уверенный держак на дуге, приятный занос под сброс газа. Система стабилизации полностью не отключается, однако в рамках разумных скольжений ее услуги не назвать медвежьими. Характер 211-сильного мотора ровный, но ощущения драйва не дарит – как и будничный звук выхлопа, разбавленный ненавязчивыми всплесками при переключении передач. Коробка DSG мгновенно переключается вверх, но в ручном режиме не держит выбранную ступень и своенравно реагирует на команду понизить передачу.
7«СЕАТ-Леон FR»
Машина технически идентична «Гольфу GTI», но уступает ему в скорости. «Экстремальные» шины «Федерал» сгладили недостаточную поворачиваемость, которую FR демонстрировал на штатных, марки «Пирелли»,– однако прорыва не случилось. Автомобиль послушный, относительно комфортный, но не заводит: та же ровная характеристика мотора, быстрый робот, игнорирующий ручной режим, и неотключаемая система стабилизации. На таком приятнее ездить просто по улицам, чем на трекднях,– хотя он годен и для любительских гонок. Но следует заправляться хорошим топливом: бензин с той же колонки, где кормили «Гольф R», привел к тем же провалам тяги на разгоне в пол. А при замедлении снова отмечена характерная особенность соплатформенных машин: стоит разгрузиться задним колесам, как тут же хрустит антиблокировочная система, а педаль проваливается.
8 «Ауди-RS3»
Чумовой автомобиль: по сравнению с остальными – словно профессиональный футболист в дворовом матче. Разгон – песня: под бархатистый рев 5-цилиндрового мотора и живые вибрации пола и сидений губы сами расплываются в улыбке. Максималка на прямой перед поворотом «За рулем» выше на 8 км / ч, чем у ближайшего соперника! Тормоза принципиально иные: педаль по гоночному каменная, замедление дозируется усилием, а не перемещением. Коробка честно держит передачу в «мануале», и порой мотор беснуется на отсечке; система стабилизации имеет «гоночный» режим либо отключается полностью. Подвеска жесткая, но энергоемкая. Под тягой «Ауди» норовит соскользнуть с траектории носом, но тут же вступает в действие полный привод: в отличие от «Гольфа R» эта машина послушно меняет траекторию под нажатие или сброс газа, скользя всеми четырьмя даже на сухом асфальте!
Когда директор автодрома Олег Петриков, смахивая пот, протестировал половину автомобилей, его сменил другой мастер спорта – Александр Сотников. Он тоже сотрудник автодрома и на этой дорожке выкатывает стабильные результаты. Тест превратился в гонку со временем: в калейдоскопе эпизодов едва успевали записывать впечатления от очередной машины и проверять данные, которые фиксировал спутниковый измерительный прибор.
Почти все модели отличаются друг от друга лишь нюансами. Результаты замеров, особенности поведения машин и мнения гонщиков – читайте в подписях к фото размещенных в галерее.