Дорога-кормилица

ДОРОГА-КОРМИЛИЦА

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/ВОРУЮТ

ДОРОГА-КОРМИЛИЦА

СТОИТ ЛИ ПОВЫШАТЬ НАЛОГ НА АВТОВЛАДЕЛЬЦЕВ,

ЧТОБЫ ЗАКАПЫВАТЬ ЕГО В ЗЕМЛЮ?

ТЕКСТ / АНДРЕЙ КУЗНЕЦОВ, ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО

Выражение "кормиться с дороги" (на дороге, у дороги и т. д.) существует во многих языках. Только по-английски, французски и китайски это подразумевает - построить возле дороги бензозаправку (кафе, мотель, магазин) и зарабатывать деньги на проезжающих по ней. В русском языке эти слова имеют куда более глубокий смысл. Уже не говоря о том, что деньги у нас умеют зарабатывать, ничего вдоль магистрали не построив, а при особом мастерстве можно даже обойтись и без самой дороги.

СИБИРСКИЙ РАЗМАХ

Вот, например, в прошлом году кому-то в голову пришла мысль построить новую дорогу от Новосибирска до Томска через Колывань. Москва решила, что предложение стоящее, и дала на эту дорогу денег. Ни много ни мало 208 млн. руб. Как водится, их истратили досрочно, а вот ездить по этой новой дороге... Впрочем, по порядку.

Проектировали ее с размахом: одна толщина покрытия чего стоит - 70 см! Так что ожидалось, раз дорога такая толстая и прочная, то прослужит она, как минимум, лет сто. В начале осени провели испытания на участке трассы, построенном ОАО "Сибирская дорога", и ужаснулись - новое сооружение и года не простоит! Оказалось, что... дорожники пожалели стройматериалов. А где не пожалели - почему-то забыли уплотнить. Такая дорога просто впитает воду и пойдет трещинами. К тому же "Сибирская дорога" еще и в график работ не уложилась.

Но даже все это выглядит результатом стахановского труда по сравнению с "достижениями" ОАО "Сибаэродромдорстрой" ("СибАРДС") - он должен был построить семнадцатикилометровый участок этой трассы. Там не то что конь не валялся, он даже близко не подходил. Построенный асфальтовый заводик, вместо того чтобы работать в полную силу, скоро паутиной зарастет.

Только зачем он нужен? Руководители "СибАРДСа", недаром что не один год дороги строят, они хорошо знают, что нужно делать, где и как. А вот начальники из Москвы вряд ли знают, что трасса от Новосибирска до Колывани уже давным-давно построена! Поэтому можно просто на этом участке произвести поверхностные работы, чтобы потом как бы отремонтированные километры выдать за только что построенные. Главное ведь, чтобы свежим асфальтом пахло...

А "высший пилотаж" в том, чтобы и на это "строительство" деньги из Москвы выбить! И ведь сумели...

А СУДЬИ ЧТО?

А что же Росавтодор, который Законом назначен блюсти государственные интересы в области дорожного строительства? Выходит, раздает он деньги из Федерального дорожного фонда направо-налево и совсем его чиновников не интересует, куда они уходят.

Все далеко не так. Той же прошлой осенью руководство Российского дорожного агентства направило в Генеральную прокуратуру РФ материалы о нарушениях в деятельности Территориального управления автодорог Новосибирской области. Только факт этот, видимо, был настолько ординарным, что, когда мы спустя два месяца позвонили в Росавтодор, о нем не сразу и вспомнили (надеемся, что у прокуратуры память длиннее).

В России немало регионов, где испаряется львиная доля денег, выделяемая на дорожное строительство. В том же прошлом году Российское дорожное агентство приостановило финансирование 20 регионов страны - от Карелии до Приморского края - в связи с выявленными фактами нецелевого использования средств территориальных дорожных фондов. На всякие другие цели, вплоть до финансирования... футбольной команды. Причем в этом списке лишь самые злостные нарушители, "размотавшие" 50-60% "дорожных" денег...

Оставшиеся средства хорошо научились "закапывать в землю" дорожники на местах (см. выше). А еще какие замечательные "законные ходы" есть! Недавно, выступая на всероссийском совещании дорожников, заместитель министра транспорта РФ О. Скворцов признался, что из 500 нормативов, действующих в отрасли, лишь 8% разработаны в течение последних пяти лет, зато треть - больше 20 лет назад. По этим нормам стоимость дорожных работ сегодня может варьироваться, причем разница составляет до двух раз!

КТО КРАЙНИЙ?

Мы не ставим перед собой цель заклеймить дорожников. Они ведь на самом деле работают, и работают много: за последние годы на карте России появилось немало новых и хороших дорог. Но, согласно новому Налоговому кодексу, средства территориальных дорожных фондов уменьшаются почти вдвое. Значит, и новых дорог мы сможем построить меньше и содержать их хуже, заявляют дорожники. А чтобы компенсировать потери, предлагают выход замечательный: резко увеличить налог с владельцев транспортных средств! К сожалению, такой же точки зрения придерживается и Председатель Правительства РФ Михаил Касьянов. "А то, что получается, - говорил он, - владелец "Жигулей" платит в год какие-то 80 руб. Их не хватит даже на то, чтобы заасфальтировать место, которое занимает на стоянке одно колесо его машины!".

Мысль, конечно, правильная. Тем более, что с владельца машины теоретически можно слупить любую сумму - "раз уж он один раз нашел деньги на его покупку" (М. Касьянов). А коль без уплаты налога нельзя пройти техосмотр - куда он, родной, денется.

Только где гарантия, что собранные с автолюбителей новые, многократно увеличенные налоги пойдут, скажем, на строительство третьего кольца в Москве, объездной дороги вокруг Новосибирска, трассы "Амур", а не в бездонный карман современным Бендерам?

Подпишитесь на «За рулем» в