Бал продолжается

БАЛ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

АКТУАЛЬНО

/ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ

БАЛ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

НЕСМОТРЯ НА ПРИБЛИЖЕНИЕ ТОПЛИВНОГО КРИЗИСА, МОДА НА ВСЕДОРОЖНИКИ НЕ ПРОХОДИТ

ТЕКСТ, ФОТО / АНАТОЛИЙ ФОМИН

САМЫЙ ДОРОГОЙ РЫНОК

Автосалон в Детройте - одно из крупнейших шоу на важнейшем рынке мира. Дело тут не только в количестве автомобилей, но еще в их цене и разнообразии.

Каждый продаваемый в США новый автомобиль в первой половине 2000 года стоил в среднем 25 191 доллар (это значительно больше, чем в Европе) - вот реальное объяснение, почему за этот рынок борются все производители. Аналитики предсказывают в 2001 году продажи новых автомобилей на уровне 16 млн. шт. - впечатляющая цифра, однако она не намного больше прошлогодней. В нынешнем году на американском рынке затишье, предвещающее то ли возобновление роста, то ли начало спада. И все же США - единственный в мире рынок, где машины представительского класса продаются сотнями тысяч, а легкие грузовики с успехом используются в качестве повседневного транспорта. Старому Свету такие замашки не по карману.

Среди более чем 200 миллионов автомобилей, бегающих по дорогам США, есть конструкции на любой вкус. Однако в целом выбор покупателей крайне консервативен. Среднестатистический легковой автомобиль очень похож на бестселлер последних трех лет "Тойоту-Кэмри": большой (средний по американским понятиям) переднеприводный седан с трехлитровым 200-сильным мотором, прекрасной динамикой, отличным комфортом и ценой 18-26 тысяч долларов.

На рынке пикапов ситуация весьма стабильна, а вот сегмент SUV (Sport uti-

lity vehicles) становится все более разнообразным. Помимо "классических" рамных машин на агрегатах пикапов, множится количество "спорт-ютилити" нового поколения: с несущими кузовами, независимыми подвесками, поперечно расположенными двигателями. Проходимость и неубиваемость на бездорожье нужны далеко не каждому - большинство американцев ценят в SUV "командирскую" посадку, простор и "мужественную" внешность. Дополненные комфортом, управляемостью и экономичностью если не легковой машины, то мини-вэна.

КОНКУРСАНТЫ И ЛАУРЕАТЫ

"Автомобиль года" здесь на этот раз - "Крайслер-РТ Крузер". Экстраординарный дизайн и практичность в сочетании с умеренной ценой (от 16 500 долларов) не оставили равнодушными членов жюри из 50 автомобильных журналистов США и Канады. Победитель в категории "грузовиков" (право же, назвать эту машину "truck" могли только американцы) - " Acura MDX", "паркетный" вседорожник от люксового отделения "Хонды". Но это уже награда не за внешность, а за техническое совершенство, добытая в борьбе с "Тойотой-Секвойя" и "Фордом-Испейп".

КОНЦЕПТЫ И ПРОЕКТЫ

Одним из подлинных шоу-стопперов стал "Чисто Американский Джип" ("Pure American" Jeep) или "Джип-Виллис Концепт". У него пространственная алюминиевая рама, навесные панели из полностью перерабатываемого пластика, минимальные свесы почти отсутствуют, независимые подвески, огромные 22-дюймовые колеса и скромный 1,6-литровый двигатель в 160 л. с. с приводным компрессором. Для машины массой 1315 кг такого достаточно. Другой сенсацией марки "Джип" стала премьера серийного "Либерти" (см. "В мире моторов"). Однако самой плодовитой на нынешнем шоу была, конечно, "Дженерал моторс".

"Кадиллак-Визон" - граненый в современном "индустриальном" стиле "performance SUV" (перевод по смыслу: "спортивный вседорожник"). Он претендует на ту же нишу, что и БМВ Х5. Огромные колеса (20 дюймов спереди и 21 сзади), трехметровая колесная база, длина - всего 4,83 м. Конечно, восьмицилиндровый двигатель "Нордстар" и обилие всевозможных электронных систем - от стабилизации до ночного видения. "Визон" обеспечивает максимальный комфорт только четверым.

Еще один концептуальный SUV "Джи-Эм-Си-Терракросс". Скромный по здешним понятиям размер (длина 4,37 м), традиционный уже "индустриальный" дизайн. Ключевые идеи машины - функциональность, простор и трансформируемость салона, умеренная цена и отличные ходовые качества на любых дорогах. Характерные черты концепта - несущий кузов с плоским полом, отсутствие средних стоек (задние двери открываются против движения), поперечно расположенные V-образный шестицилиндровый двигатель и коробка передач. Необычно выглядит дополнительное стекло, опускающееся в спинку заднего сиденья, и складная крыша - одним нажатием кнопки "Терракросс" превращается в пикап.

Четырехместный кабриолет "Олдсмобил-O4" - концепт на шасси "Опеля-Астра". Конструкция складного верха позволяет превратить его в купе-тарга либо... седан. Да, у "Олдсмобил-O4" четыре двери. Задние открываются "навстречу", поэтому садиться на второй ряд сидений весьма удобно. Оригинальная комбинация приборов с люминесцентными экранами может меняться по вкусу водителя, а электроника включает в себя карманный компьютер и микросхему "Sony Memory Stick" в ключе зажигания, способную хранить все индивидуальные настройки автомобиля. Фары высотой всего 35 мм выполнены с использованием световодов, а потому не уступают в яркости традиционным.

Этой же теме вторит "Бюик-Бенгал", предлагающий похожие решения в несколько ином стилевом ключе.

"Оружие ближнего боя" - модели, которые имеют все шансы появиться в ближайшее время, у "Дженерал моторс" тоже есть. "Понтиак-Вайб" един в двух лицах. Пятиместному мини-вэну с динамичной внешностью могут придать либо небольшой "внедорожный" акцент, либо подчеркнуто шоссейный. В зависимости от этого "Вайб" будет полно- или переднеприводный, с автоматической или механической шестиступенчатой коробкой передач. Мощность

1,8-литрового мотора с "автоматом" - 130 л. с., а с "механикой" - 180, так что характер машин отличается радикально. И еще: это совместное творение "Дженерал моторс" и... американского отделения "Тойоты". Отсюда имя автомобиля-двойника - "Тойота-Мэтрикс".

Еще любопытные новинки: "Бюик-Рандеву" (ЗР, 2000, № 8) и SUV от "Сатурна". Это подразделение "Дженерал моторс" выпускает самые доступные автомобили - предполагается, что цена новинки будет невысокой, а ее кузов изготовлен из пластика (как и у всех "сатурнов"). Средних размеров вседорожник с поперечно расположенным мотором впервые в Америке оснастят вариатором (см. ЗР, 2000, № 12).

"Форд" выступил скромнее, потратив максимум усилий на раскрутку своего "автомобиля мечты" - "Тандерберда", роскошного родстера в подчеркнуто старомодном стиле, который поступит в продажу этой осенью. Несмотря на внешность, это вполне современный автомобиль, только ориентированный на пожилых покупателей.

Концепт "Форд-49" тоже не оставляет сомнений, в каком времени дизайнеры ищут вдохновение для своего творчества. Но у любителей американских машин 40-х, 50-х, 60-х годов он, несомненно, затронет самые тонкие струны души.

Полная противоположность ретро-стилю видна в концепт-SUV " Форд Эксплорер Спортсмен" на шасси нового "Эксплорера" - мечта рыболова XXI века. Однако, помимо стиля и псевдоутилитарного оборудования, необычен в нем, пожалуй, лишь 120-литровый съемный бак для... воды, оснащенный подачей воздуха. По-видимому, чтобы доставить пойманную рыбу живой.

Другая идея тоже стара как мир. Полноприводный "Форд-EX" - просто двухместный багги, подарок любителям носиться по бездорожью.

"Мазда" и "Вольво", находящиеся под крылом "Форда", не ударили в грязь лицом. У первой - ностальгическая роторная RX-8, в состоянии, очень близком к серийному производству (ее прототип - RX-EVOLV; ЗР, 2000, № 6). У другой - "Вольво-АСС" - "вседорожник для приключений", больше похожий на макет, но тем не менее очень приятный и оригинальный на вид. А в концептуальном "безопасном автомобиле" "Вольво-SCC" наконец-то обратили внимание не только на пассивную безопасность и электронные "навороты" в помощь слабому водителю, но и на обзорность, удобство пользования и защищенность от криминальных посягательств.

Вседорожники "Исудзу" слыли добротными, прочными и надежными, но не отличались оригинальностью. Впрочем, знаменитый "Исудзу-Веикросс" нарушил эту традицию. Следующий нарушитель - "Исудзу-Эксиом". Вот это темп: в прошлом году "чистый" концепт, а нынешней осенью с минимальными изменениями на рынок. Кстати, имя для серийного автомобиля придумывали пользователи Интернета, посещавшие сайт www.isuzu.com. Предложившему слово "Аксиома" доктору Хакану Ури "Исудзу" подарила новенький джип "Родео", а когда начнется производство "Эксиом", заменит машину на "авторскую".

Новый концепт - "Исудзу-GBX". Аббревиатура из трех букв читается как "Gearbox" - в техническом переводе это коробка передач, в переносном смысле - "коробка для причиндалов", а по сути - транспортное средство, способное доставить любителя экстремального спорта к цели.

"Тойота" - это в первую очередь компактный мини-вэн "Мэтрикс" (см. "Понтиак-Вайб") и очередной SUV "Тойота-Хайлендер". Под его модным граненым кузовом довольно трудно угадать шасси и агрегаты популярного "Лексуса-RХ300". Правда, возможны и более простые комплектации с четырехцилиндровым мотором.

Традиционно "Ниссан" продает на американском рынке машины весьма консервативной внешности - "рабочие лошадки". Однако теперь ситуация изменится. "Ниссан-aТ концепт" воплощает идею полноразмерного пикапа для американского рынка. "Индустриальный" стиль для машин такого рода уже стал стандартом, как и четырехдверная кабина, платформа с электроприводом заднего борта, огромный люк в крыше, полный привод и колеса диаметром 22,5 дюйма. "Ниссан" планирует выйти на рынок больших пикапов через три-четыре года.

Люксовое отделение компании, "Инфинити" выкатывает новый автомобиль представительского класса под старым индексом Q45 (подробности - в ЗР, 2000, № 9).

В качестве SUV-ориентира на ближайшее время "Инфинити" предлагает концепт FX45 - по утверждению фирмы, это спортивный полноприводный автомобиль, а не вседорожник, как можно предположить по внешнему виду.

Два концептуальных "мицубиси" - ASX и RPM7000 - представляют собой разновидности автомобилей "для активного стиля жизни". "Мицубиси-ASX" - "мягкий" многоцелевой вседорожник, а "Мицубиси-RPM7000", напротив, аппарат, способный пролететь по грунтовой дороге в стиле раллийного. Как иначе, ведь название RPM7000 означает "7000 оборотов в минуту"!

На стенде "Хонды" основной новинкой стал новый "Сивик" (кстати, его цена в США начинается с 13 200 долл.). Симпатичный оранжевый концепт под незамысловатым названием "Модель Х" создан в американском дизайн-центре "Хонды" теми, кому едва за двадцать, а потому как нельзя лучше отвечает нуждам молодежи. Серфинг, горный велосипед, скалолазание или рафтинг - в огромный салон поместится любое снаряжение, а резиновый пол легко вымыть из шланга.

Концептуальный БМВ Х-купе выбивается из общего стиля - но не из темы: четырехместное купе с оригинальным, "асимметричным" обликом, под его капотом - шестицилиндровый турбодизель, привод, разумеется, на все колеса. В отделке причудливо сочетаются дорогая кожа, полированный алюминий и неопрен (обычно из него делают гидрокостюмы), а навигационная система не только указывает водителю, куда ехать, но и заранее поворачивает фары в сторону следующего поворота.

"Крайслер-Кроссфайр" - двухместный спортивный автомобиль с уникальными пропорциями и стилевыми элементами, тяготеющими к 30-м годам. Впрочем, несмотря на устрашающую внешность, под огромным капотом всего лишь 2,7-литровая "шестерка" с приводным нагнетателем. Однако и ее достаточно, чтобы подымить на старте 21-дюймовыми задними колесами и разменять первые 60 миль/ч меньше чем за 6 секунд.

"Додж-Супер-8 Хеми" тянется к менее далекому прошлому, но обратный наклон передней стойки явно выдает 50-е. Впрочем, стиль полувековой давности неплохо сочетается с элементами "индустриального" дизайна. Под капотом заднеприводного седана V-образная "восьмерка" с полусферическими камерами сгорания (Hemi/hemisphere=полусферический). Мощность 5,7-литрового двигателя - 353 л. с. - залог незаурядной динамики.

Новый " Додж Вайпер" - это по-прежнему спортивный автомобиль с самым большим объемом двигателя. Его формула 500/500/500: мощность - 500 л. с., рабочий объем - 500 кубических дюймов (8,3 л), крутящий момент - 500 фунт/футов (750 Н.м). Конструкторы утверждают, что улучшили управляемость машины и заметно уменьшили массу. Начало продаж - осень 2002 года.

ПРИВЕТ ИЗ ЕВРОПЫ

Его прислали лишь БМВ, "Порше" и "Феррари" - у них были премьеры серийных машин. У БМВ это кабриолет М3 и особая версия БМВ Х5 НР (для США Х5iS) с мотором 4,6 л и без малого 350 л.с. - самого быстрого SUV в США, способного разогнаться до 100 км/ч за 6,5 с и достичь "максималки" в 250 км/ч.

"Порше" выставил на обозрение новейший 911 GT2 - по сути, гоночную версию " Porsche 911". От прошлогоднего "911 Турбо" он отличается приводом только на задние колеса, облегченным кузовом с улучшенной аэродинамикой, гоночной подвеской, еще больше форсированным по наддуву мотором и керамическими тормозными дисками. В результате имеем: 4 секунды до сотни и "упор" в 315 км/ч.

"F550 Спайдер" - самый быстрый дорожный "Феррари" впервые представили с открытым кузовом. И хотя цена новинки далеко за 200 тыс. долл., на нее найдется достаточно покупателей - более половины всех "феррари" продаются в США.

* * *

Нынешнее детройтское шоу можно с полным основанием назвать салоном вседорожников. В 2001 году в США продается 51 модель полноприводных машин, не считая всевозможных модификаций пикапов и универсалов. А к осени, с началом 2002 модельного года, их выбор достигнет 58 (!). Естественно, что в такой гамме найдутся модели на любой вкус: большие и маленькие, дорогие и доступные, комфортабельные и почти утилитарные.

На таком фоне обычные легковые машины кажутся уже второстепенными. Зато растет популярность универсалов - их число заметно возросло и они перешли в контрнаступление на мини-вэны, интерес к которым, наоборот, угасает. Все сильнее конкуренция на рынке спортивных машин: хотя сам сегмент и невелик, его влияние на престиж марки трудно переоценить.

Впрочем, какие бы баталии ни вспыхивали на американском рынке, для нас интереснее текущие перипетии соперничества, чем их результат.

Лучше быть богатым и здоровым - лаконичнее про Детройтский салон

не скажешь.

"Кадиллак-Визон"

" Acura MDX"

"Крайслер-РТ Крузер"

"Олдсмобил-О4"

"Джи-Эм-Си-Терракросс"

"Понтиак-Вайб"

" Форд Эксплорер

Спортсмен"

"Форд-ЕХ"

" Форд Тандерберд"

"Форд-49"

"Джип-Виллис-Концепт"

"Исудзу-GBX"

"Исудзу-Эксиом"

"Тойота-Хайлендер"

"Мицубиси-ASX"

" Infiniti FX45"

"Ниссан-aT концепт"

ПИКАПЫ: У КОГО БОЛЬШЕ?

"Биг блок" жив! Год назад казалось, что знаменитая "восьмерка" "Шевроле" (7,4 л) отправлена на покой. Но не тут-то было. Ее преемник рабочим объемом 8,1 л и мощностью 340 л.с. устанавливается теперь по заказу на " Шевроле Сильверадо" и "Джи-Эм-Си-Сьерра" серии 3500, "Шевроле-Сабербен" и " Джи-Эм-Си Юкон XL". С таким мотором пикапу разрешено тащить прицеп весом 7200 кг, а вседорожнику - "только" 5450 кг. Для более расчетливых предназначен вариант с новым турбодизелем с неразделенной камерой сгорания "Дюрамакс-6600" - практически те же тяговитые возможности, а расход топлива почти на 40% меньше.

"Форд" выступает в традиционном репертуаре: "лучше - значит больше". Победив всех соперников в категории SUV, время переходить к традиционным пикапам. Теперь в "легковом" варианте предлагается даже "Форд F-650" - а ведь это полноценный средний грузовик, размерами лишь немного уступающий магистральному тягачу.

"Хонда модель Х"

"Мицубиси-RPM7000"

БМВ Х-купе

"Форд F-650"

"Крайслер-Кроссфайр"

"Додж-Супер-8 Хеми"

" Додж Вайпер 2003"

"Феррари-F550 Спайдер"

" Porsche 911 GT2"

Подпишитесь на «За рулем» в