На север, в лапландию!

НА СЕВЕР, В ЛАПЛАНДИЮ!

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/ПУТЕШЕСТВИЕ

НА СЕВЕР, В ЛАПЛАНДИЮ!

УЮТНАЯ ОКРАИНА ЕВРОПЫ

ТЕКСТ, ФОТО / АРСЕНТИЙ ТЕРКЕЛЬ

Запомнившийся с детства призыв из сказки "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" не давал покоя. И вот однажды в журнале "За рулем" (1999, № 11) прочитали отчет об испытательном пробеге "Волги" и "десятки" в норвежский город Гамвик. Тогда решили: очередной отпуск посвящаем автомобильному путешествию по Лапландии.

Запланированный маршрут включил наиболее известные природные и исторические достопримечательности и проходил с юга на север по Финляндии, затем на восток вдоль морского побережья Норвегии и через Мурманск в Москву. Для получения виз (если нет приглашений) потребовалось заранее оплатить проживание в конкретных гостиницах на все дни поездки. Это заставило нас составить довольно жесткий график. Получили все необходимые документы: помогло бюро путешествий "Юрфо-Тур", которое специализируется на скандинавских странах. В путь тронулись семейным экипажем на VAZ 21053: водитель и штурман, она же переводчик и фотограф.

Из России в Финляндию на автомобиле можно попасть через пять пропускных пунктов: от Выборга (Торфяновка и Брусничная), Сортавалы, Костомукши и Мурманска. Наиболее посещаемые - Торфяновка по дороге на Хельсинки и Брусничная - на Лаппеэнранту. Прохождение КПП в Брусничном не представляло трудности, если не считать четырехчасовой очереди. Беглый осмотр салона и багажника, а на финском пропускном пункте (через 20 км) проверили еще "зеленую карту" и наличие знака RUS на задке автомобиля.

И вот мы катим по финской территории на север вдоль российской границы. Дороги в этой части страны - с хорошим покрытием, но довольно узкие. Как правило, одна полоса в каждую сторону со сплошной разделительной линией - обгон воспрещен. Участки, где можно обгонять, короткие - здесь приходится спешить.

Все дороги, разумеется, пронумерованы. Даже тупиковый проселок в лесу, на который как-то раз свернули, обозначен на столбе своим номером. Поэтому, купив в Москве автомобильную карту Финляндии, мы всегда знали, куда ехать (эта карта захватывает и северную часть Норвегии).

Дороги Скандинавии вообще очень информативны. Кроме традиционных знаков, встречаются таблички с изображением рыбы (место рыбной ловли), плывущего человека (пляж), цветка (достопримечательности), но особенно часто повторяется знак "i" (информация). Он может указывать на щит на площадке отдыха, а в населенных пунктах - на бюро, где можно получить справки о местных достопримечательностях, дорогах, а также карту, путеводитель, план города (все бесплатно).

Заграничные шоссе узкие и без обочин, зато площадки отдыха встречаются довольно часто. Здесь туалет, стол, скамейки, иногда качели, турники для детей и щиты с информацией о данной местности. Все очень чисто и ухожено. Часто площадки отдыха расположены на берегах озер, откуда открываются красивые виды.

Указателя "Автозаправочная станция" не встречали, но если вам попался знак "Техническое обслуживание автомобиля", то там обязательно есть заправка. Кстати, разрешенная к ввозу в Финляндию десятилитровая канистра с российским бензином так и осталась невостребованной.

Обычно бензоколонка расположена в комплексе с небольшим супермаркетом, кафе, информационным пунктом и автосервисом. Бензоколонки бывают автоматические (обозначенные буквой "А") и обычные. Мы заправлялись обычным порядком: сам заливаешь до полного бака, потом оплачиваешь.

Самый дешевый сорт бензина - "95-й", за который мы платили (в пересчете на доллары) в Финляндии - от 1,18 до 1,22, в Норвегии - от 1,30 до 1,36 за литр.

Как-то в начале путешествия встречные машины вдруг стали мигать нам фарами. По российскому опыту снизили скорость, ожидая полицейскую засаду, но ее все не было. Наконец, мы догадались, что просто забыли включить фары: в Скандинавии даже днем и среди лета надо ездить с ближним светом. О фарах приходилось помнить и на стоянках, но с точностью до наоборот - чтобы вовремя выключить.

За всю поездку нас остановили только один раз - проводился алкогольный контроль. В Финляндии и Норвегии содержание алкоголя в крови не должно превышать 0,5 промилле. Российский водитель вышел на нулевую отметку.

По этим довольно безлюдным местам ездят, в основном, иностранцы на автомобилях, взятых напрокат. Причем преобладают однотипные дачи на колесах. Их можно встретить повсюду: на берегах озер и фьордов, на площадках перед загородными гостиницами и в кемпингах. В Норвегии, несмотря на неблагоприятные погодные условия, много мото- и велотуристов.

Цены на продукты в Финляндии не намного выше российских, в Норвегии - подороже. "Кусаются" прежде всего напитки, особенно алкогольные. Английским языком в разной степени владеет почти все местное население, связанное с торговлей и туризмом, поэтому общение не вызывало больших трудностей.

Несколько слов о маршруте и достопримечательностях.

Проехав после границы немного по автомагистрали Е6 на север, повернули на Савонлинну. В районе Пункахарью моренная гряда ледникового периода. По ней идет асфальтированная дорога, с которой открывается чудесная панорама уходящей вперед гряды с вековыми деревьями; с двух сторон подступают живописные озера. Похожую гряду мы видели в Архангельской области в районе Масельги (ЗР, 1998, № 7), но та была более суровой, не затронутой цивилизацией.

К северу от дороги на Савонлинну в местечке Керимяки - церковь, которая считается крупнейшим в мире деревянным культовым сооружением. Но после великолепных церквей Карелии и Архангельской области эта, честно говоря, не произвела особого впечатления. Савонлинна - популярный туристский город Финляндии. Исторической реликвией по праву называют крепость, основанную в 1475 году. Она неоднократно переходила из рук в руки, восстанавливалась, перестраивалась и укреплялась. В XVIII веке такими работами руководил А. Суворов.

От Савонлинны наш путь пролегал по территории национального парка Коловеси с красивыми сосновыми лесами и множеством озер. Через одно из них переправились на пароме, причем бесплатно. В такую глубинку мы забрались ради того, чтобы побывать в новом Валаамском монастыре, который образовался после изгнания в 40-х годах монахов из Валаамского монастыря. Монастырь посещают много православных паломников и туристов.

Затем мы вернулись на автомагистраль Е6 и продолжили путь на север. Ландшафт постепенно менялся, становясь более холмистым. Остановились в известном горнолыжном центре в районе Рука: живописные горы, на склонах - подъемники и санные трассы; тут и там гостиницы - в основном, одноэтажные коттеджи со всеми удобствами, включая сауну. В этих краях мы впервые повстречали оленей. Потом уже они воспринимались как неотъемлемый элемент северного ландшафта Финляндии и Норвегии. Олени пасутся небольшими стадами на равнинах и по склонам гор, а одиночки иногда появляются прямо на дорогах, несмотря на ограждающие сетки.

Остался позади Северный полярный круг, а с ним и великолепные леса. На смену им пришли карликовые деревья, мхи и лишайники. Последнюю ночь в Финляндии провели в городе Энонтекиё, достопримечательность которого - лютеранская церковь со своеобразным алтарем, где Иисус изображен среди лопарей и оленей.

На границе с Норвегией - общий для двух стран пропускной пункт Кивиломполо: ни одной машины, кроме нашей (пункт не лежит на большой магистрали). Природа снова поменялась: равнина почти без растительности, вдали пологие скалистые холмы, перерезанные снежными полосами, между холмами темные озера. Внезапно въехали в поразительной красоты ущелье. Внизу стремительно бежит водный поток, слева и справа - огромные отвесные скалы. Через несколько километров ущелье так же внезапно кончилось, река успокоилась и широким устьем влилась в фьорд, на берегу которого раскинулся город Алта.

В двух километрах от Алты у фьорда находится знаменитый музей наскальных рисунков, которые датируются четвертым тысячелетием до нашей эры. Их около 3000, расположенных на протяжении пяти километров под открытым небом. Поистине уникальный памятник!

От Алты на восток идет единственное шоссе, с которого мы трижды сворачивали на тупиковые дороги, идущие вдоль фьордов: на Хаммерфест, Нордкап и Вадсё.

Особенно запомнился живописный путь в Нордкап. Четыре тоннеля прорезают горы, последний проходит даже под морским дном, ведь Нордкап - на острове. Самая северная точка Европы - место паломничества туристов, поэтому дорога довольно оживленная. Дважды встречались платные участки: на первом надо заплатить 125 крон за машину и по 40 крон с пассажира (и еще раз - при возвращении), на втором - 175 крон с человека только за посещение Нордкапа (в то время 1 доллар в среднем стоил чуть больше 8 крон).

Нордкап расположен на 71-м градусе северной широты и представляет собой огромное плато с отвесными скалами, уходящими в море. Когда-то здесь было место ритуальных жертвоприношений лопарей. Сейчас построен большой комплекс с ресторанами, магазинами, зрительными залами. Недалеко от комплекса монумент "Глобус" - своеобразный символ Нордкапа, у которого традиционно фотографируются туристы, вдалеке от него второй монумент - "Дети земли", созданный в 1989 году. Посещение Нордкапа обычно приурочивают по времени к наблюдению незаходящего в ночные часы солнца - полярному дню.

В Нордкапе холодно. В наше пребывание было 7 градусов и очень ветрено, поэтому теплые куртки с капюшонами оказались весьма кстати.

Последний город на нашем пути по Норвегии - Киркенес, а затем пограничные пункты: норвежский и российский, где наша машина снова оказалась единственной.

Родная земля встретила разбитыми дорогами и обезображенной природой в районе Никеля и Заполярного, но зато у обочины гордо возвышался щит с призывом "Берегите природу". Площадок отдыха на дороге почти нет, а те, которые встретились, замусорены настолько, что останавливаться на них не станешь. Сумрачное настроение длилось почти до самого Мурманска, но потом стало меняться к лучшему под воздействием прекрасной природы Мурманской области и Карелии. Здешние места чем-то напоминают Финляндию, а памятники деревянного зодчества, удачно вписанные в ландшафт (в районе Ковды, Кеми, Кондопоги и др.), придают им неповторимый колорит.

НАША СПРАВКА. Маршрут: Москва - Выборг - Брусничная - Савонлинна - Нурмес - Куусамо - Соданкюля - Киттиля - Эмонтекиё - Алта - Хаммерфест - Нордкап - Лаксэльв - Вадсё - Киркенес - Мурманск - Москва. Продолжительность путешествия - 20 дней (с 12 июня по 1 июля). Общий пробег - 6010 км. Из них по России - 3320 км, Финляндии - 1430 км, Норвегии - 1260 км. Ночевки: в России - 7, в Финляндии - 6, в Норвегии - 6. Средний расход бензина - 7,6 л/100 км (VAZ 21053).

Лапландия - название северной части Скандинавского и западной части Кольского полуостровов в пределах Финляндии, Швеции, Норвегии и России. Дано по названию народности лопари (ныне саамы), населяющей эту территорию.

Подпишитесь на «За рулем» в