Проходимцы поневоле

ПРОХОДИМЦЫ ПОНЕВОЛЕ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/БЕЗДОРОЖЬЕ

ПРОХОДИМЦЫ ПОНЕВОЛЕ

ЧЕМ ДАЛЬШЕ ВЛЕЗ...

ТЕКСТ / ЕВГЕНИЙ БОРИСЕНКОВ

Говорят, автомобилисты - злейшие враги природы. Неправда: в большинстве своем они ее страстно любят. И при первой возможности стараются с ней слиться. Чтобы помочь им, автопром выпускает даже специальные автомобили. Такие, как "Нива" или УАЗ. Но, шумные и прожорливые, они хороши лишь в своей стихии. Большая же часть населения живет у нас в городах и предпочитает общаться с природой на обычных "волгах", "москвичах", "жигулях"...

Вот мы и решили проверить, какая машина лучше справляется с зимним бездорожьем: ведь и в эту пору мы тоже общаемся с природой. В пробег отправились семь автомобилей: вазовские "сто третья", "девятка", "шестерка", ижевская "Ода", а также "Святогор", "Волга" и "Нива" - последняя вне зачета, зато с возложенной на нее обязанностью спасателя. Из снаряжения, помимо фотоаппарата, захватили прочный трос, ручную лебедку, валенки и вдоволь снеговых лопат. Колеса машин-участниц обуты в ту резину, что была при покупке, - "универсальную всесезонку". Раскошеливаться на специальные покрышки не стали - ведь и множеству соотечественников эта роскошь не всегда по карману.

Задачу сформулировали так: выбраться в лес по зимнику "на лыжную прогулку", а потом съездить "на шашлыки" в заметенный снегом дачный поселок.

Первая попытка достичь опушки закончилась неудачей. Несмотря на уверения старожила, что "летом тут все ездють", заметенная вьюгой колея оказалась тракторной. Через полсотни метров выяснилось, что она не по зубам даже "Ниве". "Сто третья", доверчиво шедшая следом за вездеходом, села на брюхо в самом начале пути и посему ее довольно быстро вернули на твердую почву. "Нива" же, как и следовало ожидать, застряла основательно - казалось, ее легче было совсем закопать, чем вызволить. Хорошая проходимость и бесшабашный водитель - смесь адская. Вот она и сработала. А мы записали в актив испытуемых первые очки, отметив, что чем раньше автомобиль застрял, тем быстрее его вызволение. И сверхдлинный трос до тягача "на берегу" не понадобится.

Пришлось вернуться на накатанную дорогу. Почувствовав под колесами твердь, колонна увеличила скорость. Самой резвой оказалась здесь "сто третья". Но прыти ей хватило лишь до первого поворота... Вытащив автомобиль из сугроба, экспедиция сошлась во мнении, что в критической ситуации управлять передним приводом сложновато, особенно водителю, который привык к "классике". Попробуйте, как советуют в некоторых руководствах, "в случае сноса передней оси выровнять автомобиль и вновь зайти в поворот по большему радиусу", если сразу за "радиусом" начинается лес! Апологет переднего привода скажет то же самое про "классику", хотя в ее поведении, на первый взгляд, больше привычной логики: добавил газу - занос увеличился, и наоборот. Кроме того, такой автомобиль заранее предупреждает водителя об опасности и на скользких участках дороги начинает "повиливать хвостом". В любом случае главное - дружить с головой: выбирать скорость соответственно обстановке и не забывать, какие колеса у вашего авто ведущие.

Встреченную на пути промоину форсировали с ходу. Проскочили все до одного. О силе контакта днища с дорогой судили по звуку. Громче всех приложились "Волга" и "шестерка". Оттопыренные юбки их багажников срезали по большому куску наста, заметно сгладив береговую линию. Заставил поволноваться и хрупкий бампер "сто третьей", но отделались оторванным брызговиком.

Насладившись тишиной зимнего леса, приступаем к выполнению второй части плана. Между нами и видневшимся вдали дачным поселком простиралась белая целина. Где-то под снегом скрывалась вполне сносная (конечно, летом) грунтовая дорога. Двигаться наобум показалось неразумным, и в разведку вновь бросили "Ниву". Шныряя галсами, она все же смогла нащупать верный азимут и даже пробить колею в нужном направлении. Следом снова пошла "сто третья". Сразу выяснилось, что ехать на первой передаче трудно. На малом газу тяги не хватает и 16-клапанный мотор норовит заглохнуть, на большом - сорвать колеса в пробуксовку и закопаться. Иной раз проще ехать на второй. Но машина идет быстрее, чем хотелось бы, и чтобы не сбиться со следа, "гонщику" приходится изрядно работать рулем. Вдобавок, снежная пыль из-под ведущих колес, несмотря на усилия "дворников", залепляет ветровое стекло. Но - пронесло, обошлось без троса и коллег-толкателей, наблюдавших за этой схваткой из своих машин.

"Святогор" продемонстрировал прямо-таки царское пренебрежение к сложным условиям движения. За всю дорогу он даже не попытался забуксовать и позволил водителю выкурить сигарету. "Девятка" тоже дошла самостоятельно, но закурить экипажу удалось только после финиша. "Орбита" с "шестеркой" пару раз попросили подмоги, хотя первая шла все же веселее. Ну а "Волга" подтвердила прозвище "баржа". Замучившись руками и ногами вызволять ее из снежного плена, буксиром в конце концов назначили "Ниву".

Конечно, в подобного рода "упражнениях" очень многое зависит от самих водителей, поэтому, переходя к "раздаче слонов", хотим предупредить неопытных автолюбителей: не принимайте наши оценки за некий абсолют! Неумело управляя "Нивой" или "Святогором", вы тоже успешно их посадите. И наоборот, удачно работая головой, рулем и педалями, вы, возможно, на "шестерке" проедете там, где другие уже сидят! По словам одного из испытателей, "проходимость, как и безопасность, заложена в мозгах водителя, а не впрыска"!

Остаток дня "проходимцы" провели на стоянке, а экипажи - за анализом полученных впечатлений. К вечеру коллективный разум сформулировал основные критерии проходимости.

1. Проходимость геометрическая. Ограничена размерами переднего и заднего свесов, базой и дорожным просветом. Чем последний больше, а остальные меньше, тем лучше.

2. Конструкция днища. Чем больше выступающих деталей, тем хуже. В снегу они (например, упомянутые уже юбки!) - самые настоящие и весьма эффективные тормоза. Не забудем также о риске повредить незащищенный топливный бак, его магистрали, тормозные трубки. Пример удачного решения - "десятка". Ее дно сделали гладким с другой целью - добиться хорошей аэродинамики, но убили и второго зайца.

3. Схема привода. Передний, пожалуй, предпочтительнее, так как постоянно нагруженные весом силового агрегата колеса лучше цепляются за дорогу. Кроме того, забуксовав, их можно повернуть... и опять-таки зацепиться. (Если же вспомнить заднемоторный, но с гладким днищем "Запорожец", то он почти идеал проходимости по пунктам 1, 2 и 3! Привод задний, но хорошо нагруженные ведущие колеса идут по утоптанной передними колее, реализуя большую тягу.)

4. Скоростная характеристика двигателя. Чем выше тяга (крутящий момент) на малых оборотах, тем лучше. Проще "дозировать" тягу колес, легче ехать с минимальной скоростью.

5. Диаметр колес. Чем меньше, тем хуже. (Комментариев не требует.)

6. Четкость включения передач и удобная схема. Здесь старая добрая вазовская "классика" вне конкуренции.

7. Наличие, расположение и прочность буксирных проушин и домкратных гнезд.

С учетом вышеизложенного мы определили места между машинами так:

Первое - "Святогор", Понравилось: хорошая геометрия, самый большой среди участников дорожный просвет, гладкое днище, неплохая тяга на малых оборотах, большие, хорошо загруженные ведущие колеса, передний привод.

Не понравилось: незащищенность тормозных и топливных трубок и способы их крепления, отсутствие задней буксирной проушины.

Несмотря на столь существенные недостатки, с бездорожьем справился лучше всех.

Второе - "девятка" VAZ 2109. Понравилось: удачная геометрия, гладкое днище, передний привод, крепкие бамперы.

Не понравилось: маленькие колеса (хотелось бы - как на "Святогоре"), низко расположенный воздухозаборник (забивается снегом), форма переднего бампера ("скребок" снизу быстро нагребает перед автомобилем сугроб), нечеткое включение передач, особенно задней.

Будь колеса побольше, автомобиль, возможно, оказался бы на полступеньки выше.

Третье - "сто третья" VAZ 21103. Понравилось: отличная геометрия, самое гладкое, "аэродинамическое" днище, передний привод. К сожалению, для данного теста ее 14-дюймовые колеса практически бесполезны: у низкопрофильных шин радиус качения почти тот же, что и у стандартных 13-дюймовых.

Не понравилось: малая тяга "на низах", низкий воздухозаборник, хрупкие и дорогие, исключающие атаку "с хода", бамперы.

Кстати, нас наверняка спросят: а как бы повела себя восьмиклапанная "десятка", не представленная в тесте? У восьмиклапанника "девяток" и "десяток" тяга при низких оборотах не лучше. А передаточные числа трансмиссии одни и те же, передачи - длинные, характерные для скоростного автомобиля, который, вспомним, разрабатывался не для бездорожья.

Четвертое - "Ода" Izh 2126. Понравилось: отличная геометрия, тяговитый мотор, четкое переключение передач, очень крепкие бамперы.

Не понравилось: маленькие колеса, самый загроможденный низ, задний привод. (Как водится, этот пункт вызвал разногласия!)

Лучший из "классиков".

Пятое - "шестерка" VAZ 2106. Понравилось: тяговитый мотор, малый передний свес, четкое переключение передач, хорошо защищенный бензобак, надежная защита картера двигателя.

Не понравилось: свисающая юбка багажника, негладкое дно, слабые буксирные проушины (одну оторвали), неудачная конструкция домкратных гнезд. Все это и определило оценку: велики минусы! Ну и, разумеется, задний привод нравится не всем.

Шестое - "Волга" GAZ 3110. В "чистом" виде к езде по зимнему бездорожью почти непригодна. Однако мощный мотор и прочная ходовая, как показывает опыт автовладельцев, позволяют воспользоваться средствами повышения проходимости, включая браслеты, цепи и т. п.

РЕЗЮМЕ

Если вы - городской житель, любящий изредка выбраться на природу, вам больше подойдут переднеприводные ВАЗы или "Москвич". (Увы, производство последнего хиреет с каждым днем.) И не уповайте на мощные многоклапанные моторы. Эти "спортсмены" по-настоящему показывают себя только на асфальте.

"Классика" имеет свои преимущества, высокоманевренна, но хороша лишь для водителя, владеющего приемами "пилотирования".

И последний вывод. Тому, кто зимой ездит не меньше, чем летом, все же следует серьезнее относиться к автомобильной "обувке". Нужна именно зимняя. Всесезонной не спасешься.

Мне снизу видно все...

Помогите, помогите...

GAZ 3110

VAZ 21093

VAZ 21103

VAZ 2106

Izh 2126

" Moskvich 2141"

Сливаемся с природой.

Живой балласт - на левый борт!

"Баржа" в снегу.

Подпишитесь на «За рулем» в