Оглянись вокруг себя!

ОГЛЯНИСЬ ВОКРУГ СЕБЯ!

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/АКСЕССУАРЫ

ОГЛЯНИСЬ ВОКРУГ СЕБЯ!

ВЫБИРАЯ ЗЕРКАЛА, НЕ НАРВИСЬ НА БАРАХЛО!

ТЕКСТ / АЛЕКСЕЙ МАХИН, КАНДИДАТ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАУК

Зеркала заднего вида подлежат обязательной сертификации, а требования к ним определяют Правила № 46 ЕЭК ООН. Уже одно это говорит о том, какую роль играет эта деталь автомобиля для безопасности движения. Впрочем, каждый из нас об этом знает по собственному опыту.

Далеко не все зеркала, что лежат на наших прилавках, отвечают строгим международным нормам (на них, кстати, основаны и российские стандарты). Так вот, чтобы не нарваться на кустарную поделку, не выбросить деньги на ветер, лучше до покупки запастись необходимой информацией.

Начнем с устройства. Отражающий слой наносят у нас, в основном, на тыльную сторону зеркального стекла. Самая же современная технология предусматривает наружное покрытие, имеющее бесспорные преимущества. Изображение объекта здесь гораздо более четкое: оно не двоится из-за дублирующего отражения от обеих поверхностей стекла. Кроме того, осевшие на покрытии зеркала частицы грязи (что неизбежно в мокрую погоду) тоже не двоятся и, следовательно, закрывают меньшую площадь изображения (рис. 1). Отличить такое современное изделие от обычного можно прямо в магазине. Для этого достаточно взглянуть чуть сбоку, например, на прилипшую к поверхности зеркала пылинку или же на отпечатки ваших пальцев. Там, где поверхность отражения закрыта стеклом, вы обязательно увидите его "глубину". На изделии с наружным покрытием пылинки не "плавают", а просто лежат.

Если такое зеркало найти не удалось, можно вполне обойтись и обычным, но сделанным по установленной производственной технологии. На специализированных предприятиях заготовки автомобильных зеркал вырезают из стеклянного полотна, шлифуют острые кромки и затем покрывают слоем металла: осаждают серебро или напыляют алюминий. И только после этого на образовавшуюся тончайшую металлическую пленку наносят защитный лак, обрабатывая и торец стекла (рис. 2 а) - вот такое зеркало прослужит долго. Когда же в качестве производителей выступают халтурщики (сегодня многие норовят заработать на ширпотребе), ни о каком напылении не идет и речи: они просто закупают мебельные зеркала и, орудуя стеклорезом, придают заготовке "нужную" форму. При этом торец стекла остается открытым (рис. 2 б), и уже через год влага сделает свое черное дело - зеркало облезет по краям.

Один из самых важных параметров безопасности зеркал - зона обзора. К сожалению, в магазине ее не проверить - зеркало должно стоять на машине (рис. 3). Впрочем, иногда определить "левый" товар можно и с первого взгляда. Скажем, вместо зеркала со сферическим элементом (как у штатного) вам предлагают очень даже "фирменно" выполненное, но с плоским. Серьезный производитель не допустит такого: если предписано, что правое боковое должно быть панорамным с зоной обзора шириной не менее 4 м на расстоянии 20 м, значит, так тому и быть. Халтурщиков же требования стандартов не волнуют: удалось достать выпуклые зеркала, пусть даже предназначенные для комнаты смеха, - будет вам панорамная оптика, нет - значит, в ход пойдет зеркальное полотно для мебельной фабрики.

Чтобы обнаружить искажения объектов, попытайтесь поймать в зеркале ровную прямую линию, скажем, полку стеллажа в магазине или косяк двери. В плоском зеркале линия должна быть также прямой, в сферическом - выглядеть как дуга равномерной кривизны. Расстояние вытянутой руки оптимально для проверки - в таких примерно условиях водитель смотрит на левое наружное зеркало. Если отражаемая в нем линия имеет изломы, провалы и выпуклости, от покупки лучше отказаться.

Точность передачи цвета объектов также очень важна. В последние годы широко распространились тонированные в голубой или желтый цвет зеркала: они защищают глаза водителя от ослепления отраженным светом фар. Грамотное тонирование учитывает особенности зрения и не нарушает цветопередачи. А вот, скажем, чрезмерно густая окраска может вызвать искажение цвета предметов, отражающихся в зеркале, что, в свою очередь, приведет к ошибкам в восприятии световых сигналов. Так что, выбирая тонированное противоослепляющее зеркало, обязательно посмотрите, как в нем отражаются разные предметы, нет ли искажений цвета. Объектом для проверки в магазине могут быть прилавки с моторными маслами или автомобильной химией - здесь обычно представлена вся гамма основных цветов.

Механические параметры, в отличие от оптических, проверить проще. Прежде всего обратим внимание на фиксацию корпуса зеркала в кронштейне - люфт здесь недопустим: из-за тряски в зеркале будет рябь. В наружных зеркалах стандартом предусмотрен узел складывания - он сохраняет зеркало при ударе о препятствие и защищает пешехода от травмы. Складывание в обе стороны предусмотрено при усилии до 250 Н (около 25 кгс). Попробуйте проверить это, взявшись одной рукой за кронштейн (опору), а другой за корпус. Если шарнир поддается слишком легко, велика вероятность, что зеркало будет дрожать или самопроизвольно складываться при движении. Такое лучше не покупать, равно как складывающееся только в одну сторону или вообще нескладное.

Механизм регулировки положения зеркала проверяем, поворачивая рукоятку в крайние положения - в отличие от узла складывания, он должен работать легко, а оптический элемент при этом перемещаться плавно, без рывков и заеданий и точно фиксироваться в заданном положении. Теперь надавим пальцами на его край с усилием до 5 кгс - механизм также должен работать плавно, без рывков, иначе положение элемента может самопроизвольно измениться при движении автомобиля. Кстати, зеркала, регулируемые снаружи поворотами корпуса, - это вчерашний день. Выбирайте только те, где оптический элемент поворачивается внутри корпуса в двух плоскостях с помощью рукоятки в салоне.

В заключение осмотрим другие детали корпуса. Разумеется, на них не должно быть сколов, трещин, потеков краски и иных дефектов. Резиновые кожухи и уплотнения - мягкие на ощупь даже на морозе. Винты, шурупы и другие крепежные детали - оцинкованные или с защитным покрытием. Все это не оказывает прямого влияния на безопасность, но служит показателем технического уровня производства. Само собой, изделие, вызывает доверие, если упаковано и снабжено адресом производителя.

Ну вот и все - осталось смонтировать зеркало на машину: возможно, оно окажется даже лучше, чем штатное.

Изображение объектов и загрязнений в боковом зеркале: а - обычном; б - с наружным отражающим слоем. 1 - часть изображения, закрытая частицей грязи; 2 - изображение идущего сзади автомобиля; 3 - стекло элемента; 4 - отражающий слой; 5 - частица грязи; 6 - идущий сзади автомобиль.

Оптический элемент с металлическим отражающим слоем: а - изготовленный с соблюдением технологии; б - вырезанный из готового зеркального полотна. 1 - стекло; 2 - пленка серебра или алюминия; 3 - защитный лак.

Минимально необходимые зоны обзора в боковых зеркалах легковых автомобилей. В точки А, Б, В и Г ставим вешки высотой по 2 метра. С места водителя в зеркале должны быть видны обе вешки и поверхность дороги за соединяющей их линией.

Подпишитесь на «За рулем» в